Геннадий Петрович Лячин стал хозяином командирского мостика большой подводной лодки без малого 12 лет назад. Не каждому офицеру дано испытать это счастье. Только жена Ирина знает, как труден был путь ее мужа, ведь они вместе преодолевали его с тех пор, когда Геннадий еще учился в Высшем военно-морском училище подводного плавания имени Ленинского комсомола
Геннадий родился в райцентре Волгоградской области в рабочей семье. Наверное, как и многим мальчишкам совхоза "Сарпинский", судьбой ему было уготовано стать рабочим в совхозе или грузчиком, как отец, на Волгоградском хладокомбинате. Но жила в парне мечта - увидеть море. Она и вела его по жизни.
Уже на первом курсе училища офицеры-воспитатели и преподаватели увидели в Лячине задатки будущего командира. Он был лидером роты, возглавлял ее комсомольскую организацию. Когда перешел на четвертый курс, стал заместителем командира роты младших курсов. Командир роты, в которой учился Лячин, капитан 3 ранга Степанов написал в аттестации своего воспитанника: "Обладает высокими организаторскими способностями. Умело обучает и воспитывает подчиненных. Командирские качества хорошие".
Первая аттестация, считает начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-полковник Илья Панин, самая главная в жизни офицера. Она раскрывает его характер, нравственные и волевые качества, которые потом лишь совершенствуются в процессе службы.
Однокурсники знали: на Генку можно положиться. А что касается флотской службы, более влюбленного в нее, чем он, трудно было сыскать.
Вообще трудно было понять, как он все успевает: и отлично учиться, и командовать младшекурсниками, и на своем курсе быть заводилой. Училище он окончил почти на одни пятерки.
Летом 1977 года лейтенант Лячин приехал в Видяево, куда получил назначение после окончания училища командиром группы управления ракетной боевой части (БЧ-2). У подводников так часто бывает: первый гарнизон, как первая любовь, остается единственным на всю жизнь. По отношению к командиру "Курска" эти слова, увы, теперь имеют прямой и горький смысл. У опустевшего причала, от которого ушел в свой последний поход ракетный крейсер "К-141" ошвартовалось госпитальное судно "Свирь", ставшее временным домом для членов семей погибшего экипажа...
Ира очень волновалась, когда ее любимый и единственный Гена уходил в море. Но выросшая в старинном морском Кронштадте, она хорошо понимала, что значит быть женой моряка и была готова к нелегкой доле жены подводника. Короткие встречи и частые расставания, бессонные ночи, проведенные в мыслях о муже, который сейчас, где-то вдали, в глубине Атлантики или под многометровым льдом Арктики - все это было мучительно тяжело пережить. А тут еще, то сын Глеб, простудится, то маленькой Дарье нездоровится. Дети часто болели: как-никак Крайний Север, климат не из благоприятных, а дома - холод, спасаешься только электрообогревателями. Спали иногда прямо в одежде, тесно прижавшись к друг другу. Да и в школе, где Ира устроилась учительницей - и то, слава Богу, что нашла работу, - было нелегко. Но эти же бытовые заботы и отвлекали ее. Когда Геннадий поздно вечером прибегал с лодки домой, уставший и промерзший после пятикилометрового марш-броска от пирса до жилого городка, Ира ни словом, ни намеком не давала понять, как ей иногда бывает тяжело. Может быть, семейное тепло и забота больше всего помогали Геннадию в службе.
А служба, между тем, складывалась для молодого офицера удачно. Командир эскадры подводных лодок вице-адмирал Анатолий Шевченко как-то сказал мне, что будущего командира корабля видно еще в лейтенанте. Есть целая система в кадровой работе командиров и флагманских специалистов, которая позволяет выделить молодого офицера, обучить и поднять на командирский мостик. Лячин оказался именно таким офицером, на которого, что называется, положили глаз начальники. Командир группы, командир боевой части "два", старший помощник командира. Нет, Геннадий Лячин не "скакал" по должностям. Это была трудная, но очень любимая им работа. Однажды командир корабля капитан 1 ранга Андреев даже был вынужден написать в служебной аттестации: "Увлекаясь исполнением своих служебных обязанностей, не сумел организовать свою личную подготовку на своевременно сдачу зачетов на самостоятельное управление кораблем". Пожалуй, это единственное упущение Лячина за все 23 года его офицерской службы. Да и то, какое же это упущение, если группа, которой командовал Геннадий Лячин, стала отличной, а позже в отличные он вывел и свою боевую часть "два".
Старшие начальники отмечали, что офицер в сложной обстановке ориентируется правильно, умеет принимать грамотные решения. Эти качества отмечают в нем начальники и тогда, когда Геннадий Лячин стал командиром подводной лодки, а с декабря 1996 года - командиром подводного ракетного крейсера.
О большом практическом опыте плавания и выполнения задач боевой подготовки свидетельствует и такой факт: к 1988 году он провел в море более 740 суток, "за плечами" подводника уже было более 20 тысяч (!) миль, пройденных в подводном положении корабля и более 80 тысяч (!) в надводном. Это отмечено в аттестации, подписанной командиром большой подводной лодки капитаном 1 ранга Тейшерским. Аттестационная комиссия сделала вывод о том, что Лячин достоин назначения на должность командира большой подводной лодки.
Он всегда был достоин: продвижения по службе, уважения коллег-подводников, любви Ирины и своих детей.
И в своем последнем, трагическом походе он погиб как истинный командир, в центральном посту ракетного крейсера "К-141". По положению выдвижных устройств и рулей можно предположить, что капитан1 ранга Лячин не растерялся. Он и в последние секунды своей жизни думал об экипаже и корабле и наверняка пытался их спасти:
- Боцман, всплываем!
- Обе турбины вперед полный!
- Продуть ЦГБ!
- Поднять перископ!..
|