Рискуя своими жизнями, они сделали все, что могли
"Оборудование, необходимое для работ на глубине свыше 60 метров, сравнимо по сложности с космическими станциями, а в некоторых случаях и сложнее", - так утверждает бывший работник одного из конструкторских бюро, занимавшихся проблемами автоматизации и приборного обеспечения оборудования для глубоководных погружений Сергей Ильвовский.
- Наши водолазы-глубоководники не могли прийти на помощь экипажу подводной лодки "Курск", - утверждает Ильвовский. - Потому что для этого недостаточно быть просто водолазом. Для работы на глубинах свыше 45 метров требуется сложное оборудование, специальные дыхательные смеси на основе гелия (причем в очень большом количестве), барокамеры для спуска водолазов на требуемую глубину. Это оборудование представляет большой и технически сложный комплекс, который располагается на специально оборудованном для таких работ судне (у норвежцев - как раз такое).
Видимо, на Северном флоте такого судна и оборудования такой специализации просто нет. По крайней мере 10 лет назад корабль, оборудованный для глубоководных водолазных работ, был на Балтфлоте. Но даже если он существует и сейчас (и находится в полной готовности для спасательных работ), то он все равно бы не успел к месту трагедии, потому что должен был идти либо Беломорско-Балтийским каналом, либо через всю Балтику, Северным и Баренцевым морями вокруг Скандинавии.
А у норвежцев и англичан в Северном море находятся нефтяные платформы, которые обслуживаются водолазами-глубоководниками, находящимися в состоянии постоянной готовности к подобным работам. Если бы к ним обратились в первый день, то на месте они могли оказаться самое позднее во вторник, а не в субботу, как вышло на самом деле!
Наши же водолазы без обеспечивающего спецкорабля могли находиться на глубине 108 метров не более нескольких минут. И то не без ущерба своему здоровью.
Ильвовский считает, что наших водолазов сейчас просто не найти - на всю Россию осталось лишь два профессионала, да и то потерявших опыт работы под водой.
|