С лежащего на дне Баренцева моря атомохода моряков "похоронили" в субботу, 19 августа, когда от имени Северного флота начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак сделал заявление: на борту лодки в живых не осталось никого. Чуть позже на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов это подтвердил и председатель комиссии по расследованию катастрофы Илья Клебанов. Семьям погибших, находящимся в Видяеве, вице-премьер сказал об этом еще в пятницу. "Иначе я не мог", - заявил Клебанов журналистам. Местное телевидение показало фрагменты этой встречи - женщины падали в обморок. Как сообщил "НГ" глава администрации поселка Видяево Юрий Морозов (врач по профессии), большинство женщин - а приехали в основном матери и жены - ведут себя мужественно, но все они под строгим контролем врачей и психологов.
Наверное, этот факт скрывали бы и дальше. Лишь перед началом работы иностранных спасателей решились обнародовать его. Можно охарактеризовать подобную позицию гуманной - оттянуть известие для родных о гибели экипажа. Но в свете всего происходящего она все же представляется трусливой, как бы признанием того, что обещали, уверяли, что спасут экипаж, но не смогли сделать. Этот контраст усиливается тем, что англо-норвежские спасатели показали, как надо было действовать в первый и второй день после аварии. Было время спасти людей, их перестукивание из подлодки было зарегистрировано на пятый день затопления. В этой ситуации лицемерно спасали "честь мундира" - российскому командованию не оставалось ничего другого, как заявлять, что экипаж погиб почти мгновенно. Это тоже неуклюжая попытка снять с себя ответственность за неудачную спасательную операцию в течение недели, а по существу, ее имитацию.
В результате длительных подводных исследований спасательных аппаратов наконец-то выяснилась более или менее объективная картина аварии. Сначала столкновение "Курска", идущего на перископной глубине (16-18 метров, так как он выходил в торпедную атаку), с неким подводным объектом, пробоина на стыке первого и второго отсеков, практически их мгновенное затопление и падение лодки с крутым дифферентом на нос. При ударе носовой части о дно следует второй динамический удар, в результате которого взрываются боевые части находящихся в первом отсеке торпед. Это полторы тонны в тротиловом эквиваленте.
Что же это за таинственный "некий объект"? По мнению комиссии, это могла быть мина времен Великой Отечественной войны - в данном районе за период с 1992 по 1999 гг. таких было обнаружено шесть. Второй вариант - подводная лодка одной из зарубежных стран. В районе их наблюдалось три (они вели разведку проводимых СФ учений). Одна из них могла быть и британской - это традиционно их сектор наблюдения (версию о причастности английской ПЛ к трагедии выдвинула газета "Сегодня").
Люди, находившиеся в первом и втором отсеках, в том числе практически все, кто управлял "Курском", погибли мгновенно (вся катастрофа - 2,5 минуты). Атомный реактор был заглушен автоматикой. Каждые шесть часов берутся пробы воды на радиоактивность - она в норме. Потом, судя по всему, из-за повреждения дейдвудных сальников (на линии гребных винтов) вода начала проникать в последний, девятый отсек. Повреждена и зеркальная поверхность спасательного люка. Из-за этого, даже "присосавшись" к нему, спасатели никак не могут откачать воду из переходного отсека - они, судя по всему, просто качают море. Значит, в девятом тоже вода и погибли все. Что касается отверстия в носовой части судна, то оно как минимум метр с небольшим на метр - точнее спасатели разглядеть не могут из-за погружения корпуса лодки в илистый песок и взвеси того же песка, поднимаемого винтами спасательных капсул.
Полностью исключается военными версия взрыва торпеды при выходе ее из торпедных аппаратов самого "Курска". По словам вице-адмирала Моцака, торпеда, которой должен был стрелять "Курск", не имела снаряженной боевой части. Ракето-торпед на ПЛ не было. Исключено и попадание в лодку торпед других кораблей, как надводных, так и подводных: по плану учений стрелять ими должен был только "Курск". Надо заметить, что все три российские подлодки, участвовавшие в маневрах, осмотрены на предмет повреждения корпуса и сфотографированы с подробнейшим протоколированием.
Последний раз "Курск" выходил на связь в 8.51 в субботу, 12 августа. Поиск ее начался в 23.30 того же дня, когда лодка не вышла на положенный сеанс связи. Обнаружили ее в ночь с субботы на воскресенье в 4.51. Последний стук с ПЛ был зафиксирован в первой половине дня 15 августа. Люди в лодке просили подать воздух и сообщали условными сигналами, что в отсеки поступает вода. Но, даже если бы им смогли подать воздух, это не помогло бы. Наоборот, пришлось бы накачивать воздушную подушку с давлением до 10 кг, а это смертельно для человека.
Что касается главного, то есть спасательной операции, то особых надежд на англичан вице-премьер не возлагает - их спасательные средства по техническим характеристикам схожи с российскими. Другое дело норвежцы, которые имеют водолазов-глубоководников. Их прислали коммерческие структуры Норвегии, занимающиеся обслуживанием морских буровых вышек.
Что бы ни говорили адмиралы о высокой готовности флотских спасателей, мужество которых во время операции никто не ставит под сомнение, факт остается фактом: на флоте нет подготовленных водолазов для глубоководных спусков. Спасательное судно "Памир" не первый год находится на ремонте в Североморске, причем ремонт осуществляется за счет внебюджетных средств - сами понимаете, какие это темпы. Еще один спасатель - "Титов" - тоже ремонтируется. Средств на судоремонт, как всегда, не хватает.
Через две недели правительственной комиссии будет представлен план подъема лодки. По словам Ильи Клебанова, придется кооперироваться с другими странами, так как "ни у одной страны мира нет технической возможности в одиночку поднять такую лодку". Тем более если учесть, что у нее поврежден корпус, а внутри - атомный реактор.
В минувшие выходные и понедельник в Мурманск продолжали прибывать родственники моряков-подводников атомного ракетоносца "Курск". Для множества журналистов, у которых, по заявлению начальника пресс-службы Северного флота, капитана первого ранга Владимира Навроцкого, "шансов попасть в Североморск или Видяево ноль", это единственная работа.
Картина, когда женщин, находящихся в полуобморочном состоянии, буквально атакует толпа людей с диктофонами, фото- и видеокамерами, конечно, не слишком радужная. И не все готовы в таких условиях отвечать на вопросы. Но те, кто решается это сделать, дают волю эмоциям. Жена инженера гидроакустической группы, старшего лейтенанта Алексея Коробкова Ирина, приехавшая с маленькой дочкой Леночкой на вокзал в Мурманск встретить свою мать, высказала точку зрения, которая, похоже, преобладает в Видяеве, где уже находятся более 200 родных и близких моряков с атомохода: "Если бы сразу же приняли иностранную помощь, спасли бы весь экипаж, потому что наши ничего не могут. Как они топили "Комсомолец", так же они топят и нас..."
Вчера вечером из Москвы в аэропорт "Мурмаши" должен был вылететь специальный рейс "Аэрофлота" с еще более чем сотней родственников погибших. Очевидно, они будут размещаться на борту госпитального судна "Свирь", которое в минувшие выходные вышло из Североморска и взяло курс на Видяево.
Как известно, ряд СМИ обвинил командующего Северным флотом, адмирала Вячеслава Попова в том, что он якобы дал интервью об успехах проводимых на флоте учений, уже зная об аварии на атомоходе "Курск". Мурманская государственная телерадиокомпания "Мурман" выступила со специальным заявлением. Как сообщают местные телевизионщики, адмирал Попов давал это интервью им в пятницу в 11 часов утра, то есть до того, как с атомной подводной лодкой пропала связь. Других интервью командующий не давал.
Кроме того, начальник штаба Балтийского флота, вице-адмирал Михаил Моцак отправил письмо в адрес председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, который за последние дни дал массу интервью различным телеканалам, где обвинил последнего в некомпетентности и клевете на Верховного главнокомандующего страны Владимира Путина.
|