ЮНа этот раз в финансовых потоках, которые направят на его подъем
"Курск" мертв. Но как только весть о гибели субмарины достигла Москвы, мгновенно ожил российский ВПК. По информации "Сегодня", в среде военных промышленников живо обсуждают, какое именно КБ будет назначено головной организацией, ответственной за подъем со дна затонувшей лодки. Интерес не праздный: речь идет о значительных финансовых потоках, которые прольются на ВПК в случае положительного решения о необходимости подъема субмарины. По предварительным оценкам, смета судоподъема может вполне достигнуть 400-500 млн долларов, то есть почти половины стоимости самого "Курска". Уже сейчас, по нашим данным, аппарат Клебанова осаждают ходоки из различных КБ, "почтовых ящиков" и номерных НИИ, готовых подключиться к проекту.
В том, что операция по подъему "Курска" будет реализована (по меньшей мере на бумаге), сомнений ни у кого нет: глава госкомиссии по расследованию катастрофы "Курска" вице-премьер Клебанов (и по совместительству главный лоббист отечественного ВПК) вчера заявил, что первый проект подъема "Курска" будет рассмотрен правительством уже через две недели (!). Причем, заявил вице-премьер, операция будет носить статус международной, поскольку "ни одна страна мира не может самостоятельно реализовать проект такой сложности".
Наш источник в госкомиссии акцентирует внимание на факте беспрецедентной спешки промышленного лобби: "Согласно общепринятой практике, прежде чем рассматривать проект подъема "Курска", необходимо подготовить другой документ - заключение госкомиссии о целесообразности самой операции. Мы ведь даже отдаленно пока не представляем себе ни степени разрушения прочного корпуса АПЛ, ни состояния реактора, ни состояния боезапаса, а уже готовим проектные задания на подъем". При этом наш источник утверждает, что именно проектные изыскания могут оказаться наиболее затратными для государства: "Хороший бухгалтер знает, что в грамотно подготовленную смету на подготовку проектной документации можно "забить" просто фантастические суммы". По нашим данным, к проекту по подъему "Курска" начинают проявлять осторожный интерес американцы, англичане, норвежцы, голландцы и шведы.
Подобный ажиотаж царил в российском ВПК в начале 90-х годов, когда внезапно в чьем-то мозгу возникла идея выбить бюджетное финансирование на подъем "Комсомольца", как экологически опасного объекта. Именно под эту идею, как утверждают, в 1992-1993 гг. был создан КОПРОН - Комитет по организации подводных работ особого назначения. Одновременно на горизонте возник некий голландский судоподъемный консорциум, который предложил собственный крайне дорогостоящий проект подъема "Комсомольца". Для поддержки проекта консорциума было задействовано несколько высокопоставленных правительственных чиновников. В прессе была развернута хорошо проплаченная истерика по поводу чрезвычайной опасности пребывания "Комсомольца" на дне. Вокруг лодки развернулась ожесточеннейшая аппаратная борьба. Победителем из нее вышел глава МЧС Сергей Шойгу. КОПРОН был включен в структуру его министерства, а проект подъема "Комсомольца" был благополучно похоронен - вместо этого субмарину законсервировали на дне Баренцева моря. Причем за очень небольшие деньги...
Как утверждает наш источник, нынешняя борьба пойдет по аналогичному сценарию. Не исключено, к примеру, что госкомиссия Клебанова впоследствии будет преобразована также в какой-либо комитет, который возьмет на себя функции отбора подрядчиков для работ по подъему "Курска", в том числе и международных. Как говорят знатоки, дело это архиприбыльное. В прессе будут постоянно муссироваться "утечки" о необходимости подъема "Курска" как дела государственной важности - либо в силу его опасности для окружающей среды, либо в интересах национальной безопасности, либо из-за возможности его восстановления.
При этом, как утверждает наш источник, у России, да и у Запада, фактически нет практических наработок по подъему затонувших крупнотоннажных субмарин, имеющих значительные повреждения прочного корпуса. Единственная в своем роде операция - это подъем американцами в 1974 году советской субмарины ПЛ-574, затонувшей в 1968 году в северо-западной части Тихого океана. Для этого было построено специальное судно "Гломар Эксплорер", а сама операция обошлась в 350 млн долл. В ней было задействовано 4 тыс. человек. Удалось поднять только носовые отсеки - корма вместе с рубкой и ракетным отсеком обломилась и затонула.
В СССР проводилось несколько операций подобного типа. Самая известная - подъем ПЛ С-80, затонувшей в 1961 году. Однако все поднятые нами лодки при затоплении не получили повреждений прочного корпуса и затонули на небольшой глубине. Случай с "Курском" беспрецедентный. Он затоплен в очень сложной в гидрологическом отношении акватории, с сильными, до конца не выявленными повреждениями прочного корпуса. Грунт в районе катастрофы илистый. Все отсеки субмарины затоплены. На борту - загруженный топливом реактор и не полностью сдетонировавший боезапас. Сама лодка - судно колоссального водоизмещения. Все это создаст огромные трудности для судоподъема. Не исключено, утверждают специалисты, что придется для этих целей строить несколько специальных судов, а также сверхмощную понтонную сборку. Но и это не гарантирует успеха. Лодка полностью "мокрая". А значит, придется поднимать, условно говоря, не только корпус, но и всю заполнившую его воду (это около 23 тыс. тонн). Частично осушить отсеки путем наддува туда воздуха маловероятно: прочный корпус из-за взрыва стал негерметичным. При этом нет никакой гарантии, что субмарина не рассыплется или в процессе отрыва от грунта или при транспортировании ее на мелководье. За целость реактора и боезапаса тогда не поручится никто. Но самое главное, не ясна цель всей этой операции: "Уже ясно всем, что АПЛ "Курск" даже с учетом поверхностно выявленных разрушений восстановлению не подлежит. Для эвакуации с АПЛ тел погибших подъема лодки не требуется - достаточно работы водолазов. Для установления причин катастрофы "Курска" подъем субмарины был бы конечно желателен, но можно для начала ограничиться детальной телесъемкой при помощи робота-манипулятора и работой на корпусе специально проинструктированных водолазов. Вопрос об охране военных и технических секретов "Курска" можно решить и без подъема - путем частичного демонтажа оборудования и налаживания системы боевого дежурства сил СФ в районе катастрофы. Реактор вполне можно локализовать путем герметизации реакторного отсека и налаживания экологического мониторинга", - утверждает наш источник. По его словам, все это можно сделать силами самого государства. Подъем же "Курска" действительно по плечу только мощному международному консорциуму с участием таких гигантов, как, например, "Локхид". Но потянет ли российское правительство затраты на его финансирование? Сомнительно. Деньги, которые некоторые правительственные чиновники собираются угробить на абсолютно бесцельный проект, утверждают специалисты, можно было бы пустить на более насущные нужды - на подготовку экипажей подводников, на совершенствование аварийно-спасательных служб флота (в том числе и на подготовку водолазов) и разработку современной глубоководной спасательной техники. "Экипаж "Курска" уже не вернешь. Но обязанность правительства - спасти тех, кто просто обязан жить, - российский подводный флот как боевую структуру", - считает наш источник в госкомиссии.
|