Заграница нам поможет?
Как известно, операция по спасению подводной лодки "Курск" продолжается уже 6 дней. С сегодняшнего дня в ней задействованы не только отечественные ВМФ, но и англичане с норвежцами. Спасение наших подводников стало делом чести моряков всего мира. И заметьте: никто сегодня даже не заикается о какой-либо плате за участие в этой операции. Между тем такие работы стоят ой как недешево...
Чтобы понять, сколько стоит морская операция по спасению подводной лодки, следует обратиться к истории.
Судьба "Курска" удивительно напоминает судьбу советской дизельной ракетной подлодки "К-129" ("ПЛ-574"), ходившей под флагом Тихоокеанского флота. В начале марта 1968 года ее в срочном порядке отправили на выполнение учебно-боевой задачи, а спустя несколько дней, 6 марта, она затонула в международных водах в результате аварии. Ее экипаж спасательными средствами воспользоваться не успел, лодка легла на ровный киль на глубине 5 километров.
Тогда тоже планировались подъемно-спасательные работы. И с "К-129", чей экипаж погиб после разрыва прочного корпуса, это почти удалось: нанятое американцами (!) судно "Гломер Эксплорер" "зацепило" советскую субмарину. Почти - потому что при подъеме на глубине 2700 метров лодка переломилась пополам, и в результате американцам достался только нос, содержимого которого хватило на 25 тяжелых грузовиков.
Эта операция обошлась налогоплательщикам США в 200 миллионов долларов...
"Курск" лежит на глубине 108 метров - это гораздо меньше, чем в случае с "К-129". Именно по "глубинной" причине в случае подъема российского подводного крейсера затраты на эту операцию будут меньше, чем летом 1974 года. Однако уже сейчас ясно, что сумма будет немаленькая. Если взять за основу расценки "Ллойда" и мировой опыт подъемных операций, то приблизительная оценка - от 3 до 5 миллионов долларов. Таких денег у наших военно-морских сил нет. Значит ли это, что мы снова будем просить о помощи - на этот раз финансовой - у Запада?..
7 марта 1989 года в 180 милях от о. Медвежий затонула советская опытная АПЛ "Комсомолец" со сверхпрочным титаново-марганцевым корпусом. В процессе работы правительственной комиссии выяснилось, что и лодка, и спассредства имели конструктивные недостатки. Летом того же года бывший тогда секретарем ЦК КПСС и председателем Военно-промышленной комиссии ЦК Олег Бакланов публично признал: для подъема "Комсомольца" потребуются "сотни миллионов рублей". Этих денег не нашлось ни в 1989-м, ни позже - и советская ракетная АПЛ так и лежит там, где затонула. Правда, она не имеет, в отличие от "Курска", дифферента на нос и лежит на ровном киле...
По мнению вице-премьера Правительства России Ильи Клебанова, подъем АПЛ "Курск" возможен только с использованием подводных средств. Таковыми считаются понтоны, которых, по словам начштаба СФ Михаила Моцака, недостаточно для подъема АПЛ "Курск". Тем не менее г-н Клебанов заявил, что рабочий проект подъема субмарины будет представлен правительственной комиссии через две недели. Проект разрабатывается группой специалистов, причем головным разработчиком является ЦКБ "Рубин" из Санкт-Петербурга.
|