В Баренцевом море неделю спасали не моряков, а мундиры
Еще неделю назад было известно, что спасать на "Курске" уже некого. В прошлый понедельник, когда пошли только первые сообщения о трагедии в Баренцевом море, на предприятие "Мурманскморсталь" поступил секретный заказ от военных: срочно изготовить 120 цинков. Для моряков стандартные, для высших чинов дорогие.
В субботу, когда командование Северного флота наконец-то призналось, что поднять моряков живыми уже вряд ли удастся, сосновые ящики под "груз-200" доставили в Североморск. Военные расписались в собственной беспомощности. А люди, которые могли бы спасти затонувших подводников, так и не вышли в море.
...Североморск пуст. На улицах изредка появляются лишь женщины и дети. На каждом перекрестке усиленный пост ГИБДД. Попасть сюда официальным способом невозможно ни под каким предлогом. Единственный путь - в обход постов, пару километров по тундре, мимо заброшенного кладбища.
Сегодня столица Северного флота неприкрыто готовится к трауру. Военных можно встретить только на закрытых причалах. Полуразрушенные гаражи и здания Североморска зияют пустотами окон и дверей. На стенах надписи: "Продается. Уезжаем!" Метрах в пятидесяти от них плещется холодное море в пятнах мазута. Чумазые мальчишки разрезают на куски ржавые остовы спасательных буксиров.
- Рында! Рында! - кричат грязной корабельной суке мужики с борта спасательного судна "Титов". Это лучший спасатель на побережье. Он не в море. Стоит на стареньком причале, в месте, которое называется Губа Варламова. Вот уже несколько месяцев "Титов" пришвартован из-за поломки. Средств на его ремонт не было, нет и не ожидается.
Два еще оставшихся спасательных аппарата сняты с "Титова" и отправлены на борт судна "Академик Михаил Рудницкий", который вот уже несколько суток находится в районе гибели "Курска". Впрочем, как говорят сами спасатели, от этих аппаратов нет никакого толку - там все равно нет специальных резиновых переходных люков, которые должны присосаться к лодке. Есть только старые металлические, совсем допотопные. К слову, "Рудницкий" (приписанный тогда к Черноморскому флоту) участвовал и в спасении подлодки "Комсомолец" - из-за сильного волнения он тоже оказался бесполезен со своими подводными аппаратами и был вынужден болтаться в стороне от спасательных работ.
Пять лет назад на Северном флоте России было списано с боевого дежурства последнее судно для проведения глубоководных спасательных работ. "Титов" на ремонте. Для того чтобы его починить, нужно взять кредит. И отработать денежки на богатого дядю - найти для "Лукойла" нефть. "Как можем, так и зарабатываем", - вынужден был признать горькую правду в разговоре с корреспондентами "МК" адмирал Михаил Моцак.
- Если бы сейчас у нас остался хоть один нормальный борт и водолазы-подводники, ребят можно было бы вытащить, - матерятся моряки с "СБ-406". - Мы же можем опуститься только на глубину до 60 метров.
Рядом с пришвартованным к замасленному пирсу "Титовым" ни шатко ни валко грузят на судно СФ "Памир" специальные понтоны.
- Вот ими и будут поднимать "Курск". Видимо, вместе с теми, кто там лежит. Вряд ли до них доберутся живых, - мрачно предрекают мужики-грузчики. - Нам еще дней пять назад сказали, что без понтонов не обойтись. Уже тогда о спасении моряков речь не шла.
Раньше все глубоководники жили в одном поселке Травяное. Сейчас там остались только гражданские специалисты. Стерты с лица земли и все напоминания о военных водолазах: ни ангаров, ни баз. Служак давно сократили, и они поменяли профессию. Но остались еще гражданские водолазы, которые после первых же сообщений о катастрофе примчались в Мурманск и Североморск. Юрий Фильченков, водолаз-глубоководник, специалист АСС, оборвал все телефоны и в штабе ВМФ, и в Москве.
- Дайте мне два часа. А четыре водолаза у меня уже есть. Через полсуток мы покажем, как работают профессионалы! Без человеческих рук здесь ничего не сделать, говорил я флотским спецам, - горячится Юрий. - Но меня только все посылают подальше и твердят, что сами ничего не знают о ситуации.
- Там тихо, как в гробу, - еще в прошлое воскресенье твердили легкие водолазы, поднимаясь со дна моря. Их отпаивали водкой, растирали синие отмороженные ноги.
- Там градуса два, не больше. Шансов нет... - только и выдыхали они.
Но в это же время уже усиленно создавалась легенда о живучести экипажа.
- Скажите, что экипаж подает знаки, выстукивает SOS, - выслушав водолазов, отдал приказ адмирал флота Попов.
Так у всей страны появилась бессмысленная надежда.
Тогда же стало понятно, что всей правды о гибели подлодки мы никогда не узнаем.
Фамилии некоторых из погибших членов экипажа до сих пор неизвестны. В списках прикомандированных офицеров нет людей с должностью выше капитана 1 ранга (армейского полковника). Но такие чины не могли руководить подводным штабом учений, это ясно в Североморске каждому матросу.
Правительство Москвы окажет помощь семьям моряков, находящихся на атомной подводной лодке "Курск". Об этом заявил мэр столицы Юрий Лужков.
Вопрос о поддержке семей подводников "Курска" будет сегодня обсуждаться на совещании правительства Москвы. Если на "Курске" остались в живых моряки, то Москва поможет и им, подчеркнул Лужков. Кроме того, на счет, открытый при администрации Мурманской области, уже поступили первые 500 тысяч рублей из резервного фонда Правительства РФ, столько же перечислено руководством самой области. В ближайшее время ожидаются поступления от администраций Нижегородской и Вологодской областей.
- Вы спасаете не наших мужей, а своих адмиралов, которые были на "Курске", - бились в истерике жены офицеров затонувшей субмарины, запертые в военном гарнизоне Видяево.
О каких адмиралах идет речь? Их имена спрятаны так же глубоко, как тела моряков. В официальных списках эти люди не значатся.
- Адмирал на корабле - жди беды, - горько усмехаются оставшиеся на берегу.
Аналогии не из оптимистичных: "Приезжал Брежнев с кучей московских чиновников - авария. Прилетел Горбачев - то же самое..." Действительно, в 79-м году генсек Брежнев и Главком ВМФ Горшков прибыли на Тихоокеанский флот с инспекцией, сразу после их отъезда произошел взрыв в артиллерийской башне крейсера "Адмирал Сенявин" - погибло 29 моряков. В 86-м году, после приезда во Владивосток Горбачева, малый ракетный корабль "Муссон" был затоплен... собственной ракетой - погибло 38 человек. Об этом, конечно же, никогда не сообщалось. Также с тревогой ждали весной и приезда и.о. президента Путина. Тогда обошлось...
- Адмирал Куроедов, сорвите погоны, - кричат жены подводников. - Наши мужья заперты в консервной банке за 57 долларов в месяц, а вы спасаете честь мундира!
Эта единственная встреча вице-президента Ильи Клебанова и командующего флотом Куроедова с близкими моряков закончилась жутким скандалом. Пять женщин выносили из ДОФа (Дома офицеров флота) в полубессознательном состоянии, с сердечными приступами. Отправлять их в Мурманск не решились - вдруг те же самые слова они повторят журналистам?
- Женщины чувствуют себя хорошо, - упрямо твердит Игорь Бабенко, зам. начальника флотской пресс-службы. - Они просто не хотят разговаривать с прессой и телевидением.
...В тот же вечер оригинал видеопленки с записью этой встречи местных телевизионщиков заставили размагнитить.
Впрочем, ничего нового на этой встрече женам так и не сказали. Никто из них не знает, что на самом деле их мужей похоронили уже давно: единственный плавгоспиталь на Северном флоте "Свирь" вообще не готовился к выходу в море.
...Военный гарнизон Видяево, где поселили родственников подводников "Курска", для жизни уже давно не приспособлен. Сами флотские окрестили его "самым никудышным городком флота". Пустующие пятиэтажки с выбитыми стеклами, потрескавшийся тротуар - военных моряков селили там еще в 30-е годы, о ремонте уже давно речи нет. Жизнь здесь кипит только в единственной трехэтажке по Заречной улице, где разместили семьи офицеров затонувшего "Курска".
Видяево - слишком мрачное зрелище, чтобы его стоило показывать всему миру. Поэтому и охраняют городок от телекамер соответствующе.
- Мы туда ходим в магазин за продуктами, там всегда выбор побогаче был, - охотно рассказывают жительницы соседнего поселка Ур-Губа.
Им единственным, кроме самих подводников и спецов ФСБ, открыт шлагбаум в Видяеве.
- Бедные женщины в жутком состоянии. Держится только Ирина (Лячина. - Ред.), жена командира "Курска". Она у нас в администрации работает, всех успокаивает как может. Да говорят, после сообщения о безнадежности поисков ей тоже худо стало...
За связь с внешним миром отвечает сын командира затонувшей подлодки Глеб Лячин, курсант Высшего морского училища подводного плавания.
- Мы, конечно, понимаем, что шансы с самого начала были невелики. Но все равно продолжаем надеяться.
В последние дни и в Видяевском, и в Североморском церковных приходах не протолкнуться.
- Все, несмотря на дурные вести, ставят свечки за здравие. Мы целыми днями молим Бога о чуде, - говорит отец Георгий. - Но, видимо, мы сами в чем-то прогневали Господа: даже церковь у нас в бывшем галантерейном магазине ютится. Ни на каком другом флоте такого нет. Может, поэтому Бог нас пока и не слышит?..
Туда же каждый день приходит и осунувшаяся женщина в черном - жена кого-то из подводников. У нее недавно погиб ребенок, а теперь, выходит, и муж.
Но чиновникам нет никакого дела до ее горя. Сейчас все срочно строчат отчеты о возможных версиях катастрофы - теперь трагедию на "Курске" разрешено именовать именно так.
Натолкнулась ли лодка на фашистскую мину? Врезалась в шпионскую мини-подлодку? Подорвалась на собственной баллистической ракете? Нашим военным сейчас проще признать, что они проспали вражескую субмарину, чем сказать, возможно, еще более страшную правду. Похоже, именно версию о "засланцах" и хотят сейчас всеми способами внедрить в массы. О таинственной иностранной подлодке твердят официальные лица. Об этом же за рюмкой кофе откровенничают офицеры ГРУ, чуть ли не называя фамилии 10 затонувших шпионов. То ли британских, то ли американских - здесь мнения расходятся.
Но ни в Мурманске, ни в Североморске, ни в самом Видяеве в этот бред не верит никто. Из уст в уста передают совсем другую версию, которую если и обнародуют, то явно не в этой жизни. "Петр Великий", гордость России, с которого сейчас ведутся спасательные работы, по этой версии, и стал причиной катастрофы.
Из разговоров флотского люда известно, что в ходе прошедших учений отрабатывались противолодочные операции. Возможно, наша секретная торпеда или ракета, запущенная с крейсера, сбилась с курса и задела подлодку. Теоретически это возможно. Если одновременно с запуском ракеты "Курск" неожиданно поднялся над водой и вышел на связь. Торпеда уловила его радиосигналы и мигом перенацелилась. Получается, что катастрофа происходила на глазах сотен зрителей. Эта версия объясняет и то, что спасатели нашли затонувший "Курск" так быстро. Может, потому, что место аварии просто не надо было искать?
Так что же тогда всю неделю делали в море десятки российских кораблей? Они прятали все концы в воду? Об этом, во всяком случае, в конфиденциальных беседах, говорят и офицеры, и гражданские специалисты. Долгожданный приезд норвежцев и британцев, похоже, и не должен ничего решить. Если они вытащат трупы моряков, и выяснится, что некоторые из них продолжали жить еще несколько дней после катастрофы, а единственно возможную иностранную помощь к ним просто не подпускали, - страна вздрогнет. Как это ни цинично звучит, но для наших властей было бы лучше, если бы норвежцы вернулись со 108 метров ни с чем, а "Курск" так и остался подводным кладбищем. Да и опять же, где взять 150 миллионов рублей для проведения этой операции?
Всю неделю моряки Северного флота держат, но не пьют третий тост за своих товарищей. Просто у военных есть традиция: пока не увидишь тело друга, не пить за его упокой...
|