Суббота, 12 августа
Первая информация о трагедии пришла по неофициальным каналам: президент клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга, ссылаясь на собственные источники на Северном флоте, заявил, что в 11.38 крейсер "Петр Великий", участвовавший в маневрах в Баренцевом море, зафиксировал гидравлический удар, похожий на подводный взрыв. Одновременно была потеряна связь с участвовавшей в маневрах многоцелевой атомной подводной лодкой "Курск".
Никакой официальной информации в связи с происшедшим распространено не было. Вечером президент Владимир Путин отправился на отдых в Сочи.
Воскресенье, 13 августа
Официальные источники об инциденте не сообщают.
Понедельник, 14 августа
Представители ВМФ официально объявили, что в субботу 12 августа в 23.00 в Баренцевом море, в 157 км к северо-западу от Североморска, потерпел аварию подводный атомный крейсер "Курск" со 117 членами экипажа. Имеются серьезные повреждения рубки и носовой части. Утверждается, что лодка легла на грунт, команда заглушила реактор. Штаб Северного флота также сообщил, что экипаж жив, связь с ним осуществляется через условные сигналы "методом перестука". По утверждению президента РФ Владимира Путина, немедленно "были предприняты меры по развертыванию спасательных работ".
Главком ВМФ Владимир Куроедов предположил, что причиной аварии стало столкновение субмарины с подводной скалой или иным препятствием. Он признал, что "ситуация сложная" и предупредил - шансов на спасение немного.
Продолжаются спасательные работы. Объявлено о планах наладить подачу кислорода на лодку с помощью подводного аппарата "Колокол". Создана правительственная комиссия по расследованию причин аварии во главе с вице-премьером Ильей Клебановым. Советник президента США по национальной безопасности Сэмюэль Бергер имел телефонный разговор с секретарем Совета безопасности Сергеем Ивановым. По словам пресс-секретаря Белого дома, администрация дала понять российской стороне, что "готова оказать любую возможную помощь".
Вторник, 15 августа
По словам главкома ВМФ Владимира Куроедова, запаса кислорода хватит морякам до 18 августа включительно. По данным пресс-службы ВМФ РФ, на борту субмарины находятся 118 человек.
С борта спасательного судна "Михаил Рудницкий" спущен спасательный подводный снаряд, способный работать на глубине до 500 метров и эвакуировать по 16-20 человек за одно погружение. Аппарат сумел приблизиться к "Курску", однако попытка соединиться с лодкой не увенчалась успехом, мешают волнение на поверхности и подводные течения.
Глава правительственной комиссии Илья Клебанов официально заявил, что иностранной помощи терпящему бедствие "Курску" не требуется.
Среда, 16 августа
Продолжаются спасательные работы. Специальные подводные снаряды так и не смогли пристыковаться к аварийному люку "Курска" из-за крена подводной лодки. Главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что для подъема лодки будут использованы глубоководные понтоны.
Российское правительство согласилось принять помощь Великобритании. "Ан-124" доставил из Великобритании в норвежский порт Тронхейм спасательный подводный аппарат LR-5, который был погружен на специальное судно. В полдень корабль вышел в море. Его прибытие к месту катастрофы ожидается к вечеру субботы, 19 августа. Туда же направилось норвежское судно Seaway Eagle с водолазами на борту.
Объявлено, что по уточненным данным запаса кислорода хватит морякам до 25 августа.
Владимир Путин после совещания в Дагомысе по проблемам науки заявил журналистам: "Ситуация тяжелая, я бы сказал, критическая. Все, что возможно, делается на месте". В этот же день Путин проинформировал президента США о происходящем.
Вице-премьер Илья Клебанов, прибывший в Сочи для доклада президенту, сообщил, что экипаж "Курска" уже не подает признаков жизни. Секретарь Совета безопасности Сергей Иванов заявил, что ему "не все понятно в процессе спасения подводной лодки" и возобновил свой отпуск в Сочи.
Четверг, 17 августа
Продолжаются спасательные работы. Объясняя их безрезультатность, командование флота ссылается на плохую погоду. В ходе заседания правительственной комиссии рассматривался вопрос "о переходе к активной фазе работ по спасению экипажа".
Замначальника главного штаба ВМФ Александр Попов заявил, что подводники смогут продержаться две-три недели. Военные по-прежнему не могут точно указать численность экипажа "Курска": по разным данным, на его борту от 103 до 130 моряков.
Министр обороны Игорь Сергеев настаивает, что взрыва на борту подлодки не было. Он уверен, что субмарина столкнулась с "инородным телом".
Заместитель начальника Главного штаба ВМФ России вице-адмирал Александр Побожий прибыл в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе для проведения экстренных консультаций с представителями альянса по вопросам оказания помощи спасательным силам Северного флота.
По оценке штаба Северного флота, норвежские суда с водолазами и британским спасательным аппаратом LR-5 прибудут к месту аварии 19-20 августа.
Пятница, 18 августа
Первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Юрий Балуевский заявил, что потеря атомного подводного крейсера "снижает боевой потенциал флота на одну конкретную единицу", однако "в целом это не отразится на снижении боевого потенциала флота".
Владимир Путин признался, что сразу после получения информации о ЧП в Баренцевом море его "первым желанием" было вылететь на место затопления атомной подводной лодки "Курск". "Но я удержался, и думаю, что поступил правильно, - сказал президент России. - Прибытие в район бедствия неспециалистов, чиновников высокого ранга не помогает, а чаще всего мешает... Все должны быть на своем месте".
На момент подписания номера безрезультатно завершилась десятая за день попытка пристыковать спасательный аппарат к корпусу лодки. Газета "Известия" сообщила со ссылкой на "неофициальную информацию из военных источников", что авария на "Курске" произошла в пятницу, 11 августа, в 22.00.
В распоряжении командующего северным флотом адмирала Вячеслава Попова, который непосредственно руководит спасательной операцией, самые современные боевые корабли, в том числе атомный крейсер "Петр Великий". Но эффективными средствами спасения, которые имеются у западных государств, он явно не располагает. Как только Россия попросила помощи, норвежские спасательные суда "Норманд Пионер" с британскими спасателями на борту (на верхнем фото), "Сивэй Игл" и "Марьята" направились в район катастрофы. А специалисты находящегося в шотландском Прествике спасательного центра (на нижнем снимке) занялись анализом поступающей информации.
|