Прежде чем мечтать о грядущем морском величии России, нам надо как следует разобраться с нищенским настоящим на берегу
Утром, едва проснувшись, включаешь сразу и телевизор, и радио - ждешь новостей о судьбе моряков-подводников. В ежедневном ворохе газет сперва выхватываешь все, что относится к аварии, а уж потом просматриваешь газеты заново, в поисках прочих новостей. Пожалуй, после прошлогодних взрывов жилых домов в Москве ни одно событие не цепляло настолько за живое, как эта авария, хотя ни родственников, ни знакомых у меня нет ни там, ни на Северном флоте, да и на других флотах тоже. Потому что в Баренцевом море гибнут не только люди - там умирает одна из последних имперских иллюзий - вера в то, что атомные подводные лодки Северного флота еще могут постоять за честь державы.
Нам говорили: Северный флот - самое боеспособное соединение Военно-морских сил России. Нас убеждали: несмотря на всеобщий бардак и развал, атомный подводный флот свято хранит вековые традиции моряков. И мы верили, что уж где-где, а там, на атомных субмаринах, - все в порядке. Верили даже мы - те, кто служил в армии и за свои два-три года в погонах напрочь разуверился в боеспособности Сухопутных войск, кто обоснованно называл армию "организованным бардаком" и со вкусом рассказывал армейские анекдоты, так похожие на зарисовки из жизни. Нам хотелось верить в то, что где-то дела обстоят не так, что где-то офицеры не пьянствуют беспробудно и генералы (которых там называют адмиралами) все сплошь умницы, и о матросах там заботятся по-настоящему, и техника супер-пуперѕ Очень хотелось верить в эдакий "затерянный мир", где все не так, как вокруг нас. Там все очень-очень секретно, там спускают на воду могучие подводные крейсеры, туда ездят великие мира сего, чтобы прикоснуться к мощи российского оружия.
Но катастрофа с АПЛ "Курск" показала, что чудес не бывает нигде, даже на самом дальнем Севере, даже за самыми непроницаемыми барьерами. И каждый, служивший в армии, за скупыми и путаными информационными сообщениями без всякого труда обнаруживал горькую правду: там такой же бардак, как и всюду. Аварийные буйки почему-то не всплыли? Да потому, объясняет специалист, что их, наверное, приварили к корпусу, а то они, бывает, теряются во время плаваний. Аварийные аккумуляторные батареи на борт не взяли? Так это дефицит, их берегли для большого похода в Средиземноморье, вот и оставили на берегу. Последний раз, говорят, учения для спасательных подводных лодок (тех самых, которые сейчас тыкаются в борта "Курска", как слепые котята) проводились аж восемь лет назад, в теплом Черном море, едва ли не при штилевой погоде, и якобы гибнущая субмарина там лежала не на боку, а стояла ровнехонько, как на стапелях в сухом доке, - классическая армейская показуха. Глубоководных водолазов у нас нет, а у соседей, у той же Норвегии, попросить стыдно.
И вранье морских начальников, озвучиваемое главным пресс-секретарем Военно-морского флота, слушать сил больше нет. То они говорят: связь установлена, потом признают, что там, внутри, просто кто-то стучит кувалдой по корпусу. То они утверждают, что более современных спасательных средств, чем у России, нет ни у кого, а потом выясняется, что наши мини-субмарины - далеко не шедевр инженерной мысли, что у англичан техника гораздо лучше. Правда, выясняется это только на четвертый день после аварии, после того как В. Путин приказал принимать помощь от всех, кто способен ее оказать. А к этому времени внутри подлодки уже и стучать перестали.
Вдруг понимаешь, что армейские генералы по сравнению с флотскими адмиралами за последние годы очень многому научились. Достаточно сравнить первую чеченскую кампанию и вторую: в 94 - 96-х годах генералы и врали, и замалчивали все, даже очевидные вещи; сейчас смело смотрят в телекамеры и говорят, говорят, говорят. Пусть на своем бурбонском языке, но - делятся информацией. Флотские же молчат, как их соседи по морям - рыбы. Жалко смотреть на попытки пресс-секретаря увильнуть от прямых вопросов, более того, он смешон, когда пытается нас уверить, что стоящие над ним начальники мудры, всезнающи и всемогущи, а потому нам всем, простым смертным, остается только одно - ждать, когда эти полубоги соблаговолят оповестить нас о своих мудрых решениях. Но после такого количества лжи ни в какую мудрость не верится. Ясно, что пресс-секретарь не виноват, он говорит то, что ему велено сказать. Ему и самому, наверное, иногда стыдно, ведь он же как-никак носит форму морского офицера. Неужели только войны да такие вот катастрофы способны чему-то научить наших вояк?
На мой взгляд, уже очевидно, что в ближайшее время полетят головы в командовании ВМФ. Хотя бы потому, что не сможет Верховный главнокомандующий Путин привычно объяснить свое чрезвычайно долгое молчание тем, что, дескать, надо доверять и не мешать людям, на которых возложена ответственность. Ответственность за АТОМНУЮ подлодку и за политическое решение о приеме иностранной помощи - на Путине, больше ни на ком.
Одно из двух: либо Путина ввели в заблуждение, сообщая об аварии, как о сравнительно небольшом ЧП, с которым флотские в силах справиться сами, либо он сам совершил крупную ошибку, не придав катастрофе должного значения. Ну не должен глава государства кататься на водном мотоцикле по водам Черного моря, когда свыше сотни граждан этого государства задыхаются в металлическом гробу на дне Арктики! Не должен человек, недавно принятый в "почетные подводники", наблюдать за развитием событий издали! Не имеет права уклоняться от ответственности за судьбу погибающих моряков человек, заявивший о том, что Россия вернется в число великих морских держав!
Путин уже сейчас терпит серьезное политическое поражение - тем, что не прервал отпуск, что поздно принял решение воспользоваться иностранной помощью, что не прилетел хотя бы в Москву, не выпихнул в Баренцево море морских начальников, если уж у командования Северного флота не хватает духу взять ответственность за спасательную операцию на себя. И политические потери будут еще больше, когда начнется поиск виноватых в гибели людей, поскольку искать их будут по старому армейскому принципу "разобраться и наказать кого попало".
Нечто подобное уже было в нашей новейшей истории: после приземления спортивного самолета Руста на Красной площади М. Горбачев поснимал с постов множество высших военачальников, включая министра обороны. Сейчас повод для тотальной чистки ВМФ появился у Путина. Воспользуется он этим поводом - от него отвернется флот, который вполне резонно скажет: денег для поддержания нормальной боеготовности не даете, а задачу по вхождению в число морских сверхдержав ставите. Но так не бывает!
А если обойтись без чистки, то кто ответит за гибель людей? Возьмет ли Путин на себя ответственность за недооценку аварии, за промедление, за ложь флотского командования, в конце концов? Вряд ли. До сих пор он не был склонен к самоубийственным поступкам. Значит, сработает еще одно армейское правило разбора ЧП - "разобраться, виновных назначить и примерно наказать, чтоб другим неповадно было".
Говорят, Путин в своей кремлевской президентской библиотеке сосредоточил большое количество книг о великих империях прошлого, да и в своих публичных выступлениях он постоянно говорит о сильной России, о возвращении нашей страны на мировую арену. Слушать это приятно - льстит нашему национальному самосознанию. Но слова словами, а дела-то показывают, что до имперского величия России еще ох, как далеко! Прежде чем мечтать об имперском будущем, надо как следует разобраться с нищенским настоящим. Иначе мы так и будем на каждом шагу терять лучших своих моряков, летчиков, солдат.
А в это время
По сообщению "Интерфакса", командование ВВС России приняло решение выделить денежные средства на оказание помощи в спасении экипажа АПЛ "Курск". С этой целью главком ВВС А. Корнуков перечислил командованию Северного флота из фонда главнокомандующего (спонсорская помощь) 200 тысяч рублей.
Несомненно, наши военные летчики, сами изнемогающие от хронического недофинансирования и безденежья, проявили столь редкое в наши дни благородство. И все же невозможно заглушить в себе чувство тоски. Маленькая деталь: сумма, которую в критической ситуации один ведущий род войск некогда великой державы смог перечислить другому, составляет месячную зарплату обычного полковника любой из стран НАТО. Нужны ли еще какие-либо комментарии?
Погода
Мешал ли спасателям шторм?
В день аварии, 12 августа, море тоже было спокойно, как и сегодня, волны были небольшие, а ветер дул слабый. Погода испортилась только 15 августа, когда ветер усилился до 20 метров в секунду, а волны поднялись до 4 метров. По свидетельству метеорологов, шторм длился всего один день и к ночи стих.
Бывший командир отделения гидроакустиков подводник Северного флота Владимир Воронин сказал нам, что плохая погода никак не может служить оправданием задержки спасения моряков: "Под водой шторма нет. Еще бы пожаловались, что ночью нельзя спасать - темно... Там же еще полярный день. Сложный подводный рельеф дна (в Баренцевом море много "банок" - мелководных возвышенностей) может помешать лишь теоретически - эти участки североморцы знают назубок, ведь там постоянно проходят боевые учения флота. Реально единственная помеха для спасателей - сильные подводные течения: вкупе с приливами и отливами их скорость может достигать двух метров в секунду". Это скорость небольшой равнинной реки - с ног не сшибает, но сносит на семь с небольшим километров в час. Именно борьба с течением и иссушает батареи спускаемых аппаратов.
- Над Баренцевым морем сейчас стоит благоприятная погода, - сообщила нам сотрудница пресс-службы Росгидромета Татьяна Позднякова. По последним сводкам, волны достигают всего одного-полутора метров, ветер северный, 5 - 10 метров в секунду. Утром бывает туман, но быстро рассеивается, время от времени моросит дождь с видимостью 2 - 4 километра, температура воздуха над поверхностью моря не превышает плюс 6 градусов, вода на глубине, где лежит субмарина, всего плюс четыре. Такая же погода будет стоят над местом трагедии еще минимум два дня.
|