Потому что "из-за Чечни" политики запретили военным поделиться опытом спасения с российскими коллегами
Шведы - нация мореходов, и все, кто говорит сегодня о нашей беде по-шведски, называют экипаж "Курска" братьями. Ни один стокгольмец не прикурит в эти дни от свечки на столе, вчера вечером в кафе меня просто схватили за руку: дурная примета, считается, что этим ты убиваешь моряка. В кафе по телевизору показывали нашу подлодку. А потом стали говорить специалисты и политики. Все в зале вздыхали и ударяли ладонями то по столу, то по коленке. Речь шла о том, как виноваты в нашей аварии... шведы.
Оказывается, в мае должны были состояться совместные российско-шведские военно-морские учения. И отрабатываться в первую очередь собирались именно спасательные операции! Военные были готовы, намечалась масса интересного и полезного. Например, исследование возможностей различных спасательных аппаратов, унификация их стыковочных люков и, наконец, отработка того, что происходит сейчас в реальности: спасение экипажа затонувшей подлодки. Как сказал до предела огорченный морской офицер Леннарт Даниэльссон, назначенный координатором учений со шведской стороны, "на повестке дня стоял вопрос модернизации всех спасательных средств".
Скажем, вместо того чтобы перестукиваться с экипажем через обшивку лодки, можно было приложить к ней специальный мощный телефон-переговорник, который есть у шведов, и разговаривать нормально. Много чего можно было. Да сплыло. Причем по вине шведских политиков-консерваторов. Это они подняли бунт в парламенте. В знак протеста против войны в Чечне. И заставили учения отложить.
Теперь министру обороны Швеции Бьерну фон Сюдову приходится объяснять по телевизору, в чем состоит шведский грех и кто в нем повинен. А главный инициатор отмены учений, политик Люндгрен, оправдывается и не смотрит в камеру: "Должны же мы были как-то реагировать на Чечню..."
"Реагера!" - хором повторяют шведские мужики в кафе и презрительно кривятся, отодвигая тарелки и стаканы.
"Политика - говно, - простецки объясняет мне сосед по столику. - Сейчас бы все в порядке было, если б весной подготовились!". А спустя несколько минут на экране - в который раз - демонстрируется полная готовность людей и техники к спасательным работам, крупным планом - борта, номера, барокамеры, все, что уже несколько дней ждет команды на переброску в Баренцево море. Какие-то гигантские фуры с чем-то очень нужным и надписью URF. Серьезные, в комбинезонах люди, которые, видно, давно не спят, безнадежно машут рукой: "Швеция давно предложила помощь..."
А на телевидение и в газеты день и ночь звонят люди. Им терпеливо отвечают:
- У русских другое понимание безопасности, не такое, как у нас. И это вовсе не точно, что всех удалось бы спасти, обратись они раньше за иностранной помощью, - терпеливо объясняет командор Нильс Бруселиус.
Шведы - одни из немногих, кто не обвиняет во всем наше командование. На самом-то деле все не так просто. Не одни мы бережем свои секреты. Почему долгожданный британский подводный аппарат не был спущен с самолета прямо на палубу одного из наших кораблей, а тащится к месту аварии вдоль всего бесконечного норвежского побережья на судне? Не потому ли, что опускать свою "тайну" на чужую, российскую, палубу как-то не хочется?
...А в шведской "Экспрессен" тем временем появилось еще одно сообщение: "По непроверенным данным, со слов моряка Северного флота Юрия Роевина, который, как было сказано, получил информацию от своих товарищей-спасателей, на берег начали доставлять тела погибших. Верные ли это сведения - не ясно".
Командир английской спасательной субмарины: Мы ждали российского приглашения 10 часов
Как англичане будут спасать экипаж нашей лодки
По словам командира спасательной субмарины LR-5 45-летнего Тома Херона, ему и его товарищам пришлось просидеть 10 часов в Тронхейме в ожидании российского приглашения: "Нам надо было бы выехать еще сутки назад. Однако те, кто принимает решения, думают иначе. Очень противно сидеть и ждать. Если бы нам раньше дали команду, мы уже были бы на месте и занимались своим делом. Но этого не случилось".
Херон и два других члена экипажа LR-5 - Эрик Райтстон и Сэм Сэмпсон - до сих пор не участвовали в реальных спасательных операциях. Но всего два месяца назад они принимали участие в учениях шведских ВМС. Тогда они за трое суток "спасли" 70 человек.
По планам англичан, после того как на место катастрофы прибудет норвежское судно обеспечения "Норман Пайонер", с него будет спущена беспилотная мини-подлодка "Скорпио". Она уточнит положение "Курска" на дне. Затем наступит очередь LR-5, которая должна будет присосаться к шлюзовой камере "Курска", используя "пересадочный рукав", выдерживающий давление воды. Затем насос LR-5 должен откачать воду из "рукава", заполнив его воздухом. После этого люки LR-5 и "Курска" можно будет открыть для перехода моряков с атомохода.
Кстати
Четверых английских специалистов-спасателей, которые будут координировать работы, разместили на режимном атомном крейсере "Петр Великий". До этого на нем иностранцев еще не было.
Операция спасения: идеальный сценарий
Идеальный сценарий эвакуации описан во вчерашней "Файнэншл таймс"
На LR-5 погрузят емкости с кислородом, а также приспособления для очистки воздуха. К британским спасателям присоединится бригада из трех российских специалистов. Среди них будет один врач.
Полный спасательный цикл - погружение, стыковка, поднятие на поверхность - займет около четырех часов. При этом единовременно мини-субмарина сможет взять на борт 16 подводников с "Курска". Так что операция может растянуться на много часов.
Но такая протяженность во времени - это тоже идеальный сценарий. Корреспондент "Файнэншл таймс" сообщает, что порядок эвакуации будет определяться самым старшим по званию из находящихся на борту "Курска". И тут же добавляет: "Если, конечно, к моменту спасательной операции кто-то из 118 человек еще будет оставаться в живых".
|