Жизнь на борту "Курска" угасла. В субботу вечером этот факт командование ВМФ признало уже официально. По данным "Сегодня", это произошло еще в среду вечером. Надежда, высказываемая военными, на то, что в хвостовом отсеке АПЛ еще может находиться несколько живых моряков, увы, есть не что иное, как акт милосердия к их родным. "До того момента как вскроют отсеки "Курска", пусть у них останется хоть тоненький лучик надежды. Я надеюсь, что человеком, которому придется сказать родственникам всю правду, буду не я - боюсь, сердце не выдержит..." - признался корреспонденту "Сегодня" один из высокопоставленных членов правительственной комиссии по расследованию катастрофы.
По данным источников "Сегодня", на этот момент уже смоделировано несколько сценариев развития аварийной ситуации на "Курске". Вот один из них. Вечером 12 августа, согласно плану учений, "Курск" должен был произвести ночную торпедную атаку учебной цели с перископной глубины. На глубине 20-25 метров, вероятно в момент подвсплытия, когда "Курск" двигался малым ходом (около 5-6 узлов) произошло столкновение с крупнотоннажным подводным объектом водоизмещением 6-8 тыс. тонн, двигавшимся с более высокой скоростью на аналогичной глубине или чуть выше. Данный подводный объект пока что идентифицирован как "атомная многоцелевая ПЛ иностранного государства".
Сближающиеся лодки, видимо, знали о присутствии друг друга, но в тот момент могли "не слышать". Это обусловлено и гидрологией данного района Баренцева моря, и тем, что оба объекта находились в приповерхностной зоне, где слои воды интенсивно перемешиваются. При определенных условиях это ухудшает гидроакустический контакт.
Согласно предварительной версии, две субмарины сошлись правыми бортами под углом 20-30 градусов. Не исключено, что лодка-убийца в последний момент попыталась отвернуть влево с одновременным подныриванием. Поэтому удар в правый борт "Курска" она нанесла, вероятно, двигаясь с небольшим дифферентом на нос. Предположительно, это и был тот "взрыв", а по сути динамический удар, эквивалентный мощности 100-150 кг тротила, который был зафиксирован норвежскими сейсмологами. Вектор удара пришелся по касательной в правый борт субмарины, примерно у основания ограждения рубки. Якобы именно в этом месте видна большая вмятина, переходящая в пробоину прочного корпуса с загнутыми вовнутрь краями. Как утверждают специалисты, удар пришелся в зону сочленения двух самых крупных лодочных отсеков - первого (торпедного) и второго (центрального поста). Одновременная масштабная разгерметизация привела к тому, что эти отсеки затопило в течение первых 20-30 секунд после столкновения. На "Курске" еще до момента катастрофы была сыграна боевая тревога, экипаж находился на постах согласно боевому расписанию в наглухо задраенных отсеках. А значит, члены экипажа, находившиеся в первом и втором отсеках (торпедисты и дежурная смена центрального поста и группа управления), погибли мгновенно. Это порядка 40 человек.
Тем временем разрушение "Курска" продолжалось. Лодка-убийца от удара изменила курс, двигаясь теперь впритирку к "Курску". При этом, вероятно, правый горизонтальный стабилизатор чужой подлодки выполнил роль консервного ножа, вспоров легкий корпус "Курска" примерно до шестого отсека, а прочный - до третьего или даже четвертого. После чего лодки разошлись, продолжая двигаться на контркурсах. Положение "Курска" было отчаянным. Вода, мгновенно затопив первый отсек, залила аккумуляторные ямы. Лодка обесточилась, на реакторе сработала защита, и он отключился. Лодка потеряла ход. Быстрое затопление носовых отсеков привело к тому, что "Курск" приобрел отрицательную плавучесть и с дифферентом на нос (вплоть до 45 градусов) начал быстро погружаться.
Не исключено, что в этот момент некоторые механизмы и, соответственно, идущая от них забортная арматура сдвинулись со своих штатных мест, что впоследствии могло сыграть трагическую роль. Падение продолжалось около 120 секунд. "Курск" на большой скорости и со значительным углом атаки врезался в подушку грунта на глубине 108 м. При этом, вероятно, от удара сдетонировал носовой боезапас (это был второй взрыв мощностью в несколько килотонн, зафиксированный сейсмологами). После чего субмарина ударилась о грунт хвостовой частью. Разрушения были катастрофическими. От удара о грунт и взрыва, вероятно, трещина в прочном корпусе расползлась с третьего до шестого отсека. Затоплено две трети субмарины. Хвостовые отсеки - в аварийном состоянии. От ударов и взрывов там могли деформироваться переборки, сдвинуться со своих станин турбины и другие тяжелые механизмы, оборвав при этом забортную арматуру. При ударе хвостовой части о грунт со своих осей могли сдвинуться гребные валы подлодки. В результате в трех хвостовых отсеках из-за сильного давления могло возникнуть явление фильтрации - вода начала поступать в задраенные отсеки тонкими струйками сквозь поврежденные дейдвудные сальники (герметичные уплотняющие кольца на гребных валах), вырванную забортную арматуру, лопнувшие сварные швы и т.п. Хвостовые отсеки "Курска" - электромеханические. Там находилось, скорее всего, 30-35 человек. Выжил ли из них кто-нибудь? Возможно, в кормовой части сохранилась небольшая (до двух метров толщиной) воздушная подушка. Однако ее давление, скорее всего, гораздо выше "жизнеобеспечивающих" 2-3 атмосфер, и низкая температура воды в отсеках (от 4 до 10 градусов) говорит о том, что если кто там и выжил - то это единицы.
Какие повреждения получила подлодка-убийца? Как утверждают специалисты, она "просто обязана" была оставить на дне следы своего прибывания. На корпусе "Курска" и на грунте в радиусе до 500 метров могут находиться части ее легкого корпуса. Например, сорванные крышки торпедных аппаратов, куски обшивки легкого корпуса, фрагменты гидролокационной антенны, забортной арматуры, выдвижных устройств, рубочного ограждения, правого горизонтального стабилизатора. Вероятно, лодка-убийца получила при ударе и повреждения прочного корпуса (в виде пробоины или разрушения забортной арматуры) в районе первого отсека с его частичным или полным затоплением. Однако энергетическая установка продолжала работать, а потому течь экипажу, вероятно, удалось ликвидировать, осушить отсек при помощи помп и скрытно малым ходом уйти из района катастрофы, прячась в гидроакустической тени российских кораблей.
Что касается самого "Курска", то, по данным "Сегодня", его подъем оценивается пока как "малоперспективный". "Подлодка напоминает человека, упавшего с 20-го этажа, - на теле вроде синяки и ссадины, а внутри нет ни одной целой кости, сплошные переломы. Мы подозреваем, что имели место значительные повреждения прочного корпуса. Об этом говорит тот факт, что даже кормовая спасательная комингс-площадка, находившаяся вне зоны таранного удара, слегка деформирована. Возможны скрытые разломы, разрушения шпангоутов и килевых конструкций. Это может сыграть катастрофическую роль при подъеме - субмарина может переломиться в любом месте. А на ее борту находится еще до конца не охлажденный ядерный реактор. Полагаю, что "Курск" обследуют, извлекут экипаж, соберут вещдоки и захоронят лодку примерно так, как в свое время захоронили "Комсомолец" - загерметизируют реакторный отсек", - такой прогноз "Сегодня" дал один из членов госкомиссии, пожелавший не называть своего имени.
|