Подводная лодка "Курск" уже шесть дней лежит на дне Баренцева моря. Шансы на спасение команды с каждым часом стремительно убывают. Возможно, что все 118 членов команды уже мертвы. Запад упрекает российские власти в том, что они ведут себя, как во времена Холодной войны. Сначала два дня держали в тайне катастрофу, потом стали говорить о столкновении с другим кораблем (читай, подводной лодкой НАТО) и, наконец, долго отказывались от предложенной помощи. Собственно, неясно, сможет ли что-то сделать команда британских спасателей, спешащая к месту катастрофы, но ведь она могла бы уже находиться там.
Однако "рефлексы Холодной войны" демонстрирует не только российская сторона. До сих пор никто не знает, почему "Курск" затонул. Причиной трагедии могла стать и ошибка команды, и немецкая мина времен второй мировой войны. Однако на Западе сразу же заговорили о "неисправной русской технике" и педантично стали перечислять все катастрофы, случившиеся с российским подводным флотом, забывая, однако, отметить, что США тоже потеряли, по крайней мере, две атомные подводные лодки вместе с командами: и 1963 г. "Thresher" (129 человек) и в 1968г. "Scorpion" (99 человек). Впрочем, американцы после катастрофы "Scorpion" тоже активно представляли версию столкновения с чужой, в этом случае советской подводной лодкой. Эта версия была снята только спустя время.
Почему-то редко поднимается вопрос о том, поспешил бы в подобной ситуации Пентагон принять помощь российской стороны только на том основании, что десять лет тому назад распался и СССР, и восточный блок? Конечно же, нет, ведь подводным лодкам придается большое военное значение и все, что с ними связано, является строгой военной тайной.
Кроме того, следует отметить, что в регионе, в котором произошла катастрофа, Холодная война пока не закончилась. Российско-норвежская граница - пока единственная граница России с НАТО. Западный блок еще во времена конфронтации использовал северную часть Норвегии для ведения активной разведывательной деятельности против России. С тех пор ничего не изменилось, и последние учения российского военно-морского флота проводились под постоянным наблюдением кораблей и подлодок НАТО.
С точки зрения Москвы значение Северо-западного региона даже возросло, и в военном, и в экономическом смысле. После распада Советского Союза и восточного блока северо-западный военный округ внезапно приблизился вплотную к российской границе, и руководство страны стало уделять повышенное внимание модернизации военной инфраструктуры именно этого региона. Одновременно по-новому были оценены месторождения полезных ископаемых российского Северо-запада. Чтобы развивать инфраструктуру региона, в 1998г. было принято решение о строительстве новых транспортных магистралей.
Наконец, активизация деятельности российской стороны на северо-западе страны стала ответом России на расширение НАТО на восток. Все эти обстоятельства нельзя оставлять без внимания, чтобы объективно оценить поведение русских после катастрофы "Курска". События последних дней отчетливо продемонстрировали, что между Россией и Западом снова образовалась огромная пропасть. С учетом американских планов создания противоракетной обороны можно ожидать, что напряженность в отношениях между странами усилится. Так что не следует ожидать, что в случае, подобном катастрофе "Курска", Россия в будущем может поступит как-то иначе.
|