На российском военном флоте очередная трагедия. Ее уже несколько суток переживает вся наша страна и мир.
В Баренцевом море лег на грунт многоцелевой атомный подводный крейсер "Курск", проект 949А ("Антей"), или "Оскар-2" по западной классификации. Это - один из самых молодых и современных подводных кораблей, вступивших в боевой строй только в 1995 году. Лодки этого типа считаются наиболее ценными для борьбы с авианосными ударными группами противника, так как практически в одиночку способны уничтожить почти половину боевого охранения авианосца и серьезно повредить сам авианосец, сорвав выполнение им боевой задачи.
По итогам боевой подготовки "Курск" считался лучшим в нашем ВМФ. Его командир капитан 1 ранга Геннадий Лячин - одним из наиболее перспективных офицеров флота. Он недавно вернулся из успешного дальнего похода в Средиземное море, где "работал" в зоне ответственности кораблей НАТО, которые так и не сумели его обнаружить и запеленговать. Это у специалистов считается высшим профессиональным шиком. И все-таки тяжелейшая авария на субмарине (моряки пока суеверно остерегаются других определений) свидетельствует не только о том, что никто не застрахован от случая, но и о крайне серьезных проблемах, с которыми столкнулись в последние годы Вооруженные Силы России. Они всем хорошо известны - это равнодушное отношение государства к состоянию армии и флота, профессиональному совершенствованию их командного состава и моральному духу офицеров, к поставкам в войска современного оружия, систем и средств обеспечения боя и проведения спасательных операций.
По сведениям информационных агентств и других источников "ОГ", "Курск" лег на грунт еще в субботу. Он должен был проводить учебные торпедные стрельбы на полигоне Северного флота в Баренцевом море, получил добро на это от руководителя учений, но пуска его торпед корабли сопровождения не зафиксировали. Только глухой удар, который слышали гидроакустики на авианесущем крейсере "Адмирал Николай Кузнецов". А когда подлодка в указанный срок не вышла на связь, на флоте забили тревогу и стали искать пропавшую субмарину.
Лодка лежала на дне Баренцева моря на глубине 107 метров, на расстоянии нескольких десятков километров от берегов Кольского полуострова и не подавала признаков жизни. Ядерная энергетическая установка была заглушена. Но субмарина не выбросила на поверхность ни аварийного буя, ни радиоантенны - это означало, что корпус значительно поврежден и внутри лодки не работают электродвигатели.
Наружный осмотр подтвердил эти предположения - носовая часть и часть рубки были смяты, как от мощного удара о какой-то тяжелый предмет. Внутри четырех первых отсеков, в том числе и командного, находилась вода. Появилось опасение, что руководство субмарины погибло. Но стук кувалды в кормовой части корабля доказывал, что в экипаже, насчитывавшем 116 человек, остались живые и они продолжают борьбу за спасение.
К месту аварии поспешили все боеспособные корабли. А главнокомандующий адмирал флота Владимир Куроедов уже заявил, что ситуация весьма тревожная и шансов на спасение экипажа очень мало.
Дело в том, что пока неясна главная причина аварии. Специалисты склоняются к разным версиям: по одной - в носовой части произошел взрыв учебной торпеды, которая не вышла из торпедного аппарата, или старой мины. По другой, лодка столкнулась с каким-то очень тяжелым плавающим предметом. Но, как считает Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Чернов, взрыв торпеды на глубине мог нанести гораздо большие разрушения, чем те, о которых сообщается.
Скорее всего, это была чья-то иностранная подводная лодка, заявил мне один из собеседников. То, что ее пока не обнаружили, или то, что руководители ВМС США и Великобритании утверждают, что их кораблей не было в районе аварии, еще ничего не доказывает. В феврале 1992 года в глубинах того же северного полигона наша многоцелевая подводная лодка проекта 945А ("Сиерра-2" по западной классификации) столкнулась с американской ударной лодкой "Батон Руж", и ее командование также отрицало этот факт, пока ему не были представлены керамические части из обшивки субмарины. Не исключено, что о том, чья лодка столкнулась с "Курском", мы тоже узнаем через несколько недель.
Но уже можно утверждать, что если версия о столкновении кораблей подтвердится, то это прямая вина гидроакустиков той и другой лодки, которые не услышали приближающийся корабль, или причина в плохой работе аппаратуры. Здесь тоже в основе может лежать как технический, так и человеческий фактор.
Техническими, но не исключено, что и человеческими, причинами объясняют специалисты неработающие аккумуляторные батареи. Не может быть, чтобы их зарядку не проверили перед выходом на тактические учения. Но может быть, осторожно предполагают эксперты, что из них были украдены редкоземельные элементы, как это уже фиксировалось на других лодках, и в решающий момент корабль оказался не в состоянии переключиться на накопленную ими электроэнергию. По некоторым сведениям, перед выходом на учения аккумуляторные батареи в подводную лодку не были загружены. Если это предположение подтвердится, можно считать, что одной из причин трагедии стало должностное преступление. Вопрос и в том, почему не сработали баллоны высокого давления, которые должны были "вытолкнуть" субмарину на поверхность. Предполагают, что большая часть из них тоже разрушена ударом.
А пока стоит задача спасти экипаж "Курска". Как утверждают специалисты ВМФ, с которыми мы связывались, надежды на это есть. Хоть и очень непрочные. Через носовые торпедные аппараты люди выйти не смогут - они разрушены. Остается последний вариант. Выходить на поверхность через кормовой спасательный люк. Для этого над лодкой должен находиться спасательный корабль. С него спускают трос, который закрепляется на корпусе субмарины. И моряки в индивидуальных дыхательных аппаратах один за другим поднимаются по этому тросу на поверхность. Причем делать это они должны с частыми остановками, чтобы не произошла декомпрессия организма (закипание крови от резкого перепада давления).
Но сумеют все это правильно сделать моряки или нет - трудный вопрос. Все зависит от их обученности, а еще силы духа. Провести несколько суток в аварийной коробке прочного корпуса без света и связи с берегом, без больших надежд на спасение - для того чтобы такое выдержать и не сломаться, не запаниковать, надо иметь очень крепкий характер.
Можно спасать людей и при помощи системы "Колокол". Тоже через кормовой люк, но подниматься в куполе, заполненном кислородом. С такими же долгими остановками. Но беда в том, что в этот колокол нельзя поместить сразу много людей, придется делать несколько погружений. Их не все смогут дождаться. Есть надежда на спасательные аппараты, которые находятся на борту спасательного судна "Михаил Рудницкий". Правда, и в этот аппарат могут поместиться от силы 20-25 человек. И на проведение одной спасательной операции ему требуется как минимум 5-6 часов.
Когда-то на Северном флоте была спасательная подводная лодка "Оленек", которая могла пришвартоваться к терпящему бедствие под водой кораблю и снять с него экипаж. Но на поддержание ее в боеготовом состоянии на флоте не нашлось денег, и уникальный спасатель благополучно сгнил у причала.
По мнению специалистов, к которым мы обращались за консультацией, иностранная помощь нашим морякам может тоже оказаться бесполезной. Конструктивные особенности американских мини-лодок не совместимы с аварийными люками "Курска", а другие методы спасения на флотах стран Запада почти аналогичны тем, что сейчас используют моряки Северного флота. Пока остается уповать только на их профессиональную подготовку, мужество и стойкость плененных на подлодке.
...На момент подписания газеты спасательная операция по вызволению из морского плена моряков подводного ракетоносца "Курск" так и не принесла положительных результатов.
|