Прибывший вчера в Сочи на доклад к президенту вице-премьер Илья Клебанов сделал сенсационное заявление: экипаж "Курска" уже не подает признаков жизни. Если понимать буквально, такое заявление из уст председателя правительственной комиссии, расследующей аварию, должно означать только одно: спасательная операция фактически завершена (итог - трагический!) и теперь речь идет исключительно о подъеме подлодки.
В Главном штабе ВМФ корреспонденту "Сегодня" дали понять, что не намерены комментировать заявление вице-премьера, и не стали ничего уточнять: "Пусть разъяснит сам Клебанов". Как бы там ни было, спасательные работы продолжаются, несмотря на сложные погодные условия, которые уже чуть было не обернулись потерей одного из трех спасательных аппаратов. Теперь выясняется, что наши спасательные средства (как заверяет вице-премьер Клебанов, самые лучшие в мире) имеют значительные ограничения по погоде и не слишком эффективны даже вблизи побережья.
Потрясает и то, что лишь после констатации, что "ситуация критическая" (первое заявление президента по ситуации вокруг "Курска"), российское правительство запросило помощь у англичан. Как утверждают специалисты, только английская спасательная подлодка подходит по техническим параметрам - совпадают проемы люков. Не исключено, что уже сегодня британские спасатели подключатся к работе. Но не похоже, что на их помощь так уж сильно рассчитывают. "Пусть и они попытаются", - заявили "Сегодня" в Главном штабе ВМФ, атмосфера в котором откровенно гнетущая. В том, что центральный пост корабля затоплен, а комсостав погиб, здесь практически не сомневаются (но сделать такое заявление публично желающих не находится): если бы на центральном посту сохранился воздух, на стометровой глубине перископ вдавило бы на место - сейчас, по данным осмотра, он в поднятом состоянии. Наверное, можно было бы с меньшим доверием относиться к разговорам в штабных коридорах, если бы не распространенное вчера сообщение об отмене воскресного авиашоу в Тушино, приуроченного к Дню ВВС...
В любом случае время разбора происшествия неотвратимо приближается. Секретарь Совета безопасности Сергей Иванов уже дал понять, что ему "не все понятно в процессе спасения подводной лодки". Впрочем, главное обвинение в адрес руководства ВМФ в том, будто бы моряки сутки скрывали факт аварии на "Курске", опроверг сам президент. По словам Владимира Путина, с момента, когда стало известно о том, что что-то случилось с подводной лодкой, "никто не ждал ни одной минуты".
Активный поиск вариантов спасения, собственно говоря, и не прекращался. Когда стало известно, что спасательный аппарат никак не может пристыковаться к аварийному люку, бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин предложил, даже в нарушение техники безопасности, опустить на корпус лодки "несколько опытных водолазов" и выполнить эту операцию вручную. Однако в Главном штабе ВМФ корреспонденту "Сегодня" сообщили, что, по информации от оперативной службы СФ, на флоте не осталось опытных водолазов-глубоководников - в последнее время по техническим и материальным причинам подготовка таких специалистов практически не проводилась. По другой информации, спасательная подводная лодка, которой располагал Северный флот, тоже не может быть использована, поскольку якобы уже отправлена на утилизацию, а замены ей нет. Также вызывает большие сомнения у специалистов вариант подъема АПЛ при помощи понтонов. Прежде всего потому, что вряд ли сейчас найдутся в стране соответствующие понтоны.
По просьбе "Сегодня" ход спасательной операции прокомментировал адмирал Георгий Костев, который в свое время тоже командовал подводной лодкой, служил в Главном штабе ВМФ и возглавлял кафедру тактики ВМФ в Военной академии. По его мнению, в настоящее время Россия в принципе не располагает реальной возможностью обеспечивать эксплуатацию оставшегося ей в наследство атомного подводного флота, что и подтвердила трагедия в Баренцевом море. Утрачены не только технические возможности, но и опыт: "Трагедия "Курска" и ход спасательной операции показали, что на самом деле представляет собой сейчас флот России".
Не иссякает и поток версий относительно причин аварии АПЛ "Курск". Специалисты не исключают любую, потому что даже на пятые сутки полной информации нет. Однако самой наименее вероятной считается версия о подрыве на плавающей мине времен второй мировой войны. Адмирал Георгий Костев утверждает, что данный район настолько исследован, что минная версия просто не выдерживает критики, он ее назвал "экзотической". В свою очередь бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин разделяет предположение "Сегодня" о том, что субмарина могла столкнуться не только с подводной лодкой другого государства, но и с надводным кораблем. Он уверен, что это мог быть или сухогруз, или ледокол, и призывает органы ФСБ и военной контрразведки принять все меры для поиска этого корабля, пока не уничтожены следы столкновения. И хотя это только одна из версий, оснований она не лишена. При этом сразу же возникает несколько вопросов. Первый: как обеспечивался режим в районе учебно-боевых стрельб, коль скоро там стало возможно появление постороннего судна водоизмещением никак не меньше 50 тыс. тонн (меньшее атомоход на дно не отправило бы)? Второй: почему штаб Северного флота спланировал торпедную стрельбу на мелководье, когда известно, что у лодки такого класса под килем должно быть не менее 50 метров глубины? Впрочем, "разбор полетов" еще впереди.
|