Хроника трагедии и вранья
12 августа. 12.00
Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота (СФ) находились на учениях в Баренцевом море. В их числе - атомная подводная лодка (АПЛ) "Курск" (командир - капитан 1 ранга Геннадий Лячин). В экипаже - 116 человек (а не 107 или 130, как официально потом сообщали флотские пресс-службы. 130 - это полный экипаж субмарины, а следовательно, она вышла на учения недоукомплектованной личным составом, что могло отрицательно сказаться на выполнении учебно-боевых задач). Гидроакустики "Курска" во время учений не раз засекали "пасущиеся" иностранные подлодки.
12 августа. 12.00 - 15.00
АПЛ "Курск" обнаруживает в районе патрулирования учебную цель (длинную связку полупритопленных ржавых понтонов, имитирующих корабль противника) и ложится на боевой курс, чтобы атаковать "супостата".
12 августа. 15.00 - 18.00
После доклада командира подлодки руководителю учений (командующему СФ адмиралу В. Попову) о готовности к атаке Лячин получил "добро", и после этого связь с подлодкой прервалась. На командном пункте предполагали, что на лодке вышли из строя средства связи - было дано распоряжение через каждые полчаса запрашивать "Курск". Шум взрыва в районе АПЛ был воспринят гидроакустиками на соседних АПЛ и надводных кораблях как признак пуска торпед (вчера из США поступило сообщение, что американские подлодки, находившиеся неподалеку от "Курска", тоже зафиксировали шум взрыва и их насторожило, что характер его значительно отличался от звука стартующих торпед).
13 августа. 11.00 - 13.00
Командующий СФ адмирал В. Попов дает интервью представителям СМИ и высоко оценивает результаты учений, мастерство моряков и состояние боевой техники. (К этому моменту связи с "Курском" по-прежнему нет, и об этом уже доложено в Главный штаб ВМФ.) На поиски АПЛ направляется группа кораблей во главе с командующим.
13 августа. 14.00 - 00.00
На командном пункте ВМФ объявлен "аврал" (основная нагрузка ложится на специалистов-спасателей - капитана 1 ранга Игоря Кулакова и его зама - капитана 1 ранга Андрея Маленкова). Всю ночь идут непрерывные консультации. Спецы обращают внимание на то, что подлодка до сих пор не выбросила аварийный буй. Плохой признак, указывающий на то, что беда на подводный корабль могла обрушиться мгновенно (они были недалеки от истины).
14 августа. 8.00 - 11.00
Командующий ВМФ докладывает президенту Путину об инциденте с АПЛ и организации ее поисков. Связи с "Курском" по-прежнему нет (однако пресс-служба ВМФ официально сообщает СМИ, что "связь с подлодкой восстановлена". Телевидение, радио, газеты - в том числе и "КП", - чистосердечно поверив в эту лживую "новость", радостно тиражируют ее; хотя многие недоумевают: если связь есть, то почему военно-морские начальники вместо четких объяснений причин ЧП высказывают лишь версии).
Кораблям, прибывшим в район бедствия, поступает приказ перейти на режим полного молчания - только по звукам со дна моря удалось установить, где находится АПЛ.
14 августа. 11.00 - 16.00
С помощью спущенного с надводного корабля спасательного аппарата "Колокол" специалисты осматривают лежащую на дне субмарину. В том месте носовой части лодки, где находятся торпедные аппараты, - большая рваная пробоина. Заметили и многие трещины в корпусе (через них и сальники в субмарину сочилась вода). "Батон" - так прозвали на флоте проект № 949-А - лежал на грунте. По тому признаку, что возле АПЛ радиация была низкой (хотя и выше нормы), сделали вывод, что реакторы заглушены.
Пресс-служба Северного флота сообщила, что связь с экипажем установлена "методом перестука" и что "экипаж жив". (На самом деле все было так: экипаж "Колокола" причаливал к стенке субмарины и стучал ключом для задраивания люков по корпусу своего батискафа. Спецы говорят, что на атомном флоте только единицы людей знают звуковую азбуку Морзе - "когда появилось радио, ее почти все забыли". Если на удар кто-то отзывался, значит, по ту сторону стального склепа были живые люди. Но попавшие в западню моряки откликались лишь из тех отсеков, которые были в районе командирской рубки и ближе к "хвосту" лодки).
14 августа. 16.00 - 18.00
Экипаж "Колокола" после обследования АПЛ поднимается наверх и докладывает адмиралу Попову о результатах. Сильно развороченный нос АПЛ указывает на то, что рванули торпедные аппараты во время стрельбы (основная версия) или же наша подлодка с чем-то на большой скорости столкнулась (еще одна версия - АПЛ напоролась на старую подводную мину времен ВОВ, но вооруженцы считают, что это "несерьезно" - в районе учений давным-давно море основательно "прочесано").
Экипаж спасательного батискафа сообщает и о том, что корпус лодки имеет серьезные разломы (это, скорее всего, и стало главной причиной того, что спецы никак не могут прийти к выводу о том, каким способом спасть лодку - а точнее, ее экипаж). Еще одна беда: заклинило механизм спасательной катапульты - с ее помощью можно было бы "выстрелить" на поверхность несколько десятков человек.
В район катастрофы срочно прибывают конструкторы, создававшие "Курск".
14. августа. 18.00 - 00.00
Главком ВМФ Куроедов делает предварительные выводы. Первый: скорее всего, в затопленной части подлодки уже есть жертвы. Но самое страшное - корпус АПЛ, похоже, не поддастся подъему: лодка может развалиться. Значит, надо спасать людей, и только людей. Куроедов выступает с коротким и убийственным комментарием: "Надежд на спасение мало".
Сделать такое запредельно пессимистическое заявление - наполовину спороть с себя адмиральские погоны. Либо Куроедов не хочет лгать соотечественникам, либо по старому морскому суеверию рисует положение гораздо худшим, чем оно может быть. Но каково же это слышать семьям военных моряков?
15 августа. 00.00 - 16.00
Спасательные работы в районе аварии субмарины продолжаются.
В 22.00 должна начаться пристыковка "Колокола" к специальной площадке на рубке подлодки...
|