Четвертые сутки несет свою трагическую вахту на дне Баренцева моря экипаж многострадального "Курска". Вчера вечером, когда номер уже подписывался в печать, главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа "Курска" планируется эвакуировать при помощи спасательных снарядов. Последние представляют собой небольшие обитаемые подводные аппараты, связанные со спасательным судном мощным кабелем. Снаряд погрузится на 10-метровую глубину и попытается пристыковаться, если позволит течение, в режиме ручного управления к аварийному люку терпящей бедствие ПЛ. После этого в переходном шлюзе выравнивается давление, 12 человек переходят на борт снаряда и эвакуируются на поверхность. Первая попытка стыковки, по нашим данным, закончилась неудачей.
Сколько членов экипажа физически смогут эвакуироваться, остается лишь гадать. Ситуация на "Курске" - отчаянная. Как утверждают конструкторы, запасов воздуха на борту ПЛ осталось максимум на двое суток. Концентрация углекислоты в отсеках повышается. Экипаж слабеет. И при этом лишь вчера было признано, что все это время с аварийной лодкой существовала только самая примитивная связь - при помощи кувалды, ударами которой члены экипажа лодки давали о себе знать (хотя до этого речь шла об акустическом контакте). При этом штаб спасения все это время располагал лишь приблизительными сведениями о причинах аварии и характере повреждений. Бытуют несколько версий: лавинообразный отказ техники, приведший к затоплению нескольких отсеков и взрыву аккумуляторных батарей, столкновение с посторонним подводным объектом (ПЛ или надводным кораблем), подрыв на старой мине, ошибка экипажа. Ситуация уникальна настолько, что даже конструкторы из ЦКБМТ "Рубин", создававшие 949-й проект, что называется, от киля до клотика, в беседе с корреспондентом "Сегодня" назвали свои "мозговые атаки" по поводу выяснения этого ЧП "гаданием на кофейной гуще".
Предварительный осмотр, как информировал "Сегодня" наш источник в Главном штабе ВМФ, показал, что лодка имеет сильные повреждения рубки и носовой оконечности - весьма характерные свидетельства столкновения. Хотя, по мнению других источников, характер нарушения обшивки легкого корпуса субмарины отчасти напоминает последствия от взрыва морской мины (по версии наших источников, на телекадрах глубоководной съемки даже смутно просматривается вырванный фрагмент корпуса). Вероятно, именно этот факт подвиг вице-премьера Илью Клебанова достаточно уверенно заявить о минной версии. По его словам, "чрезвычайная ситуация возникла во время маневров, когда подводная лодка пошла на всплытие". Но конструкторы утверждают, что разрушить корпус этой ПЛ обычными средствами просто невозможно. Более склонен к версии о "внешних причинах" бывший командующий Первой Краснознаменной флотилией АПЛ вице-адмирал Чернов, который лично руководил испытаниями "Оскара". Поэтому до выяснения подробностей версия о столкновении будет оставаться самой вероятной.
Тем временем на "Курске" якобы затоплено от двух до четырех носовых отсеков. По расчетам специалистов ВМФ, в случае быстротечного развития аварийной ситуации потери экипажа могли составлять до 30-40 человек. Единственная надежда на то, что по боевому расписанию в затопленных отсеках не было отдыхающей смены - только вахтенные. О судьбе тех, кто по корабельным правилам и святому морскому закону должны были задраиться в аварийных отсеках, не хочется говорить всуе. Уцелевшие же члены экипажа сконцентрированы в кормовых отсеках. По некоторым данным, центральный пост ПЛ затоплен, но экипаж не утратил способности бороться за выживаемость корабля.
Тем временем, как стало известно "Сегодня", назревает конфликт между конструкторами, проектировавшими лодку, и ее эксплуатантами. Речь идет о версиях трагедии. Командование ВМФ не желает говорить о возможности столкновения "Курска" с другой (скорее всего, иностранной) подлодкой. Там утверждают, что причиной аварии могли стать некоторые конструкторские недоработки, которые проявились лавинообразно, либо к трагедии привели неправильные действия экипажа. Источники "Сегодня" в "Рубине" говорят о "динамическом внешнем постороннем воздействии на корпус субмарины в момент боевого маневрирования" - то есть о столкновении с другой ПЛ. По нашим данным, флот не хочет говорить о версии столкновения, во-первых, потому, что в этом случае придется признать, что в закрытом для всех районе учений долгое время находилась неопознанная иностранная субмарина, а во-вторых, что еще в понедельник в Кремль отрапортовали, что столкновение с ПЛ исключено. И вполне вероятно, что теперь в штабе просто боятся гнева главковерха.
Так или иначе, госдеп США поспешил заверить, что две американские подводные лодки действительно отслеживали учения кораблей Северного флота, однако чуть ли не с "загоризонтной" дистанции, и, естественно, повреждений не имеют. На самом деле полностью доверять этой информации можно только с большой натяжкой. После завершения холодной войны и значительного ослабления нашей противолодочной обороны американские субмарины стали еще интенсивнее "пастись" возле наших берегов - по информации флотских разведчиков, несколько иностранных субмарин постоянно патрулируют у входа в Кольский залив.
Известен случай, имевший место уже в 1997 году, когда наш стратегический "Тайфун" под присмотром международной комиссии отстреливал в Баренцевом море стратегические ракеты, подлежащие уничтожению по договору СНВ-1. Все это время американская субмарина типа "Лос-Анджелес" опасно маневрировала в непосредственной близости, на контакт не шла и убралась восвояси, когда ее отпугнули гранатами.
Хорошо известны морякам и другие подводные "развлечения". Не всегда подводные лодки разной госпринадлежности, повстречавшись на глубине, расходятся с миром. Со времен противостояния за установлением контакта следует тактическая игра (ее практическая целесообразность - слежение за потенциальным носителем ядерного оружия, учебная - отработка навыков подводной дуэли), получившая название "кошки-мышки", в ходе которой экипажи отрабатывают выход в атаку на лодку вероятного противника, что называется, живьем или отрабатывают приемы уклонения от слежения. Но поскольку даже самые современные гидроакустические комплексы имеют "мертвую зону", а лодки обладают малошумностью, столкновения неизбежны.
Вездесущая "Гринпис" свидетельствует о пяти аналогичных инцидентах, но эта статистика не выдерживает критики: аварийных эпизодов было значительно больше, несмотря на широкий океанский простор. Например, еще в 1968 году северо-западнее Гавайских островов в результате столкновения с американской субмариной затонула наша К-129. В 1969 году наша К-19 в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с американской АПЛ "Гетоу". В 1986 году аналогичная история произошла в районе Бермуд: американская субмарина таранила наш стратегический крейсер К-219. И что примечательно: стороны (чтобы не обозначить районы боевого патрулирования), мягко говоря, не спешили признавать факты "подводно-транспортных" происшествий. В беседе с корреспондентом "Сегодня" один из подводников припомнил эпизод, случившийся в начале 80-х. Одна из наших субмарин во время похода столкнулась под водой с "неопознанным предметом". После возвращения на базу на Камчатке выяснилось, что в ее корпусе застряли детали "оперения" рубки американской субмарины. Потом их отправили на изучение в Главный штаб ВМФ, без сообщений для печати, разумеется...
|