Сухой тон официальных комментариев, звучавших по поводу событий в Баренцевом море, не мог скрыть трагизма, граничащего с безысходностью: "Шансы на благополучный исход расцениваются как достаточно низкие и уменьшаются с каждым часом". Вице-премьер Илья Клебанов, уполномоченный делать "программные" заявления по "Курску" от имени правительства и Кремля вчера прокомментировал ситуацию так: "Мы не можем ничего точно сказать о причинах аварии... И вообще ситуация нестандартная". Это означает, что все стандартные варианты решений уже опробованы и отвергнуты. И теперь срочно требуются нестандартные ходы. И не в последнюю очередь политические.
Таким нестандартным ходом вполне могло бы стать политическое решение о привлечении к операции спасательных сил и средств стран НАТО. Или по крайней мере западных экспертов. С такими предложениями вчера официально обратились к Москве ряд иностранных государств (США, Великобритания, Франция, Норвегия). Однако вчера днем Илья Клебанов официально заявил, что иностранной помощи терпящему бедствию "Курску" не требуется - собственных сил у России более чем достаточно. Странно, что это заявление было сделано в тот самый момент, когда стало ясно, что ситуация на "Курске" из критической стремительно перерастает в катастрофическую - появились первые сообщения об ограниченном запасе кислорода на борту терпящей бедствие АПЛ и невозможности состыковать с лодкой штатные спасательные средства.
Лишь ближе к вечеру было сообщено, что в среду группа российских адмиралов все же вылетит в Брюссель для проведения неких консультаций. Однако специалисты, работающие по спасению "Курска" говорят, что если привлекать иностранную помощь, то положительный ответ Москве нужно было дать сегодня утром, - счет идет не на дни, а на часы.
Источник "Сегодня" в главном штабе ВМФ на вопрос, почему западные предложения о помощи были отвергнуты столь поспешно и решительно, заявил: "Сегодня ни один чиновник в здравом уме не заикнется о необходимости такой помощи. После того как президент фактически взял личное шефство над подводным флотом (имеется в виду кратковременный поход Владимира Путина на одной из субмарин СФ. - Прим. ред.), решение о подключении НАТО к операции по спасению "Курска" может принять только лично он сам. Пока не будет политического решения, мы имеем право говорить только "нет". Примечательно, что, упоминая о настроении, царящем в высшем руководстве ВМФ, наш источник заявил: "В высоких кабинетах штаба уже витает призрак отставок. Никто ни за что не хочет нести ответственности. Подчиненные требуют от начальников письменной визы на любые технические решения по "Курску". И при этом адмиралы почему-то считают, что если хоть один российский моряк с российской подлодки будет спасен с чужой помощью, это закончится непременно политической катастрофой".
Понятно, для того, чтобы принять иностранную помощь для спасения "Курска", Кремлю придется наступить на собственное самолюбие. В чем-то статус России как великой морской державы действительно пострадает. Впрочем, он пострадает еще больше, если операция по спасению "Курска" закончится неудачей. Похоже, это отчетливо понимают в Кремле. Как уверили корреспондента "Сегодня" источники в правительстве, "Владимир Владимирович без колебаний даст добро на привлечение иностранных специалистов, если будет уверен, что наши ресурсы исчерпаны и что жизням наших ребят грозит опасность. Но после этого домашний "разбор полетов" будет не просто жестким. Он будет жестоким. И люди из аппарата Клебанова, и адмиралы, и конструкторы это прекрасно понимают. Быть может, именно потому в их докладах звучит такая странная раздвоенность: пессимизм по поводу исхода операции и оптимизм по поводу наличия сил и средств".
Можно спрогнозировать с уверенностью, что, если операция по спасению экипажа "Курска", не дай бог, сорвется и при этом выяснится, что собственных сил (как технических, так и интеллектуальных) у правительства и ВМФ было явно недостаточно, многие сегодняшние "оптимисты" поплатятся не только должностями и погонами.
В любом случае, по некоторым данным, в Главной военной прокуратуре уже анализируют поступающую информацию для того, чтобы в случае необходимости в ближайший день-два возбудить уголовное дело по факту трагедии в Баренцевом море. Источники в правительстве не исключают, что по этому поводу уже в ближайшее время может быть инициировано парламентское расследование - по крайней мере "лидер одной из фракций уже звонил в аппарат Клебанова и интересовался подробностями операции по спасению "Курска".
|