В воскресенье в аварийном порядке была вынуждена лечь на грунт многоцелевая атомная подводная лодка "Курск", принимавшая участие в учениях сил Северного флота (СФ), которые проходили в акватории Баренцева моря. Сообщение о ЧП с лучшим кораблем флота (объявлен по итогам боевой подготовки года) появилось только в понедельник утром, когда контакт с субмариной был восстановлен в ходе аварийно-спасательной операции. Эту операцию возглавил командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Лодку обнаружили на 107-метровой глубине. Связь с экипажем и поддержание жизнедеятельности осуществлялось вчера через спасательную систему "Колокол".
Как сообщили корреспонденту "Сегодня" в Главном штабе ВМФ, предположительно на лодке находятся 116 человек экипажа вместе с походным штабом и приписными специалистами, командует кораблем опытный подводник 45-летний капитан 1 ранга Геннадий Лячин. По сообщению пресс-службы ВМФ, оружия в ядерном снаряжении на подводном корабле не было, а главная энергетическая установка была заглушена, поэтому угрозы экологической катастрофы будто бы не существует. Определенный оптимизм в официальных сообщениях по поводу спасения самого современного подводного корабля присутствовал до тех пор, пока главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов не дал понять, что ситуация весьма тревожная. Он же назвал и возможную причину аварии - столкновение.
Подробности инцидента пока неизвестны. Как уже случалось, например, на Тихоокеанском флоте, не исключено столкновение с подводной лодкой другого государства, проявившей известный интерес к учениям кораблей Северного флота, но что с той лодкой и была ли она вообще, выяснится не сразу. Не исключено также столкновение с надводным кораблем (например, на сеансе связи), но сейчас не до подробностей - практически все силы Северного флота (порядка 10 кораблей и судов) задействованы в спасательной операции. Как было заявлено, окончательное решение о способе спасения экипажа может быть принято в ночь на вторник. Вечером же продолжалось обследование корпуса лодки.
Естественно, что данные о характере повреждений весьма приблизительные. Полная картина будет ясна после подъема "Курска". Но поскольку звукоподводная связь с лодкой отсутствовала, скорее всего на лодке также вышли из строя и аккумуляторные батареи. По одной из версий, их вообще там могло не быть, поскольку это сейчас очень большой дефицит, а выход планировался коротким. Такие повреждения, утверждают специалисты, возможны при поступлении в отсеки воды и затоплении аккумуляторных ям.
В штабе Северного флота решительно опровергли уже растиражированную версию о том, что забортная вода могла попасть в корпус через носовые торпедные аппараты во время учебной стрельбы. Это дополнительное подтверждение того, что причиной аварии могло быть столкновение или (существует и такое предположение) - взрыв в отсеке.
В любом случае неясностей хватает. Статистика аварий и катастроф атомных подводных лодок достаточно объемна, но за последние десятилетия вряд ли можно припомнить хотя бы несколько случаев, чтобы современная подлодка, обладающая большим запасом плавучести, не смогла всплыть в стандартной аварийной ситуации и была вынуждена лечь на грунт.
Версии о поступлении забортной воды придерживается и отставной капитан первого ранга Александр Никитин, проходивший по делу "Беллуны". Однако, по его мнению, сейчас "самым главным" моментом является спасение экипажа, среди которого, по последним данным, не исключены жертвы. Напомним, что сначала командование ВМФ в принципе не допускало возможности эвакуации экипажа и было уверено в спасении корабля. Видимо, позиция изменилась после обследования корпуса: по некоторым данным, уже обнаружены серьезные разрушения корпуса и рубки субмарины.
В принципе, 100-метровая глубина при хорошей водолазной подготовке позволяет экипажу покинуть лодку в индивидуальных средствах спасения (такие варианты в ходе подготовки отрабатываются). Однако это крайний случай. Например, экипажу тихоокеанской подлодки К-429 (класс "Чарли-I") в 1983 году не удалось самостоятельно подняться с глубины в 60 метров. В запасе у экипажа - спасательный колокол и всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж. По информации "Сегодня", лодка лежит на "ровном киле", поэтому, если не возникнет других технических препон, шанс на спасение у экипажа есть. Если, конечно, не подведет погода в районе спасательных работ.
|