Министерство экономического развития и торговли, из-под которого президент недавно вывел Федеральную таможенную службу (ФТС), теперь может лишиться и торгового блока. Вчера премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что обсуждается идея воссоздания министерства торговли. Уйти из подчинения Германа Грефа пытается и Валерий Назаров, возглавляющий Росимущество. Чиновники и эксперты полагают, что отставка Грефа не за горами.
О реанимации минторга Фрадков сказал на заседании правительства. Премьер считает слабой поддержку экспорта машинотехнической продукции, которой занимаются “все понемногу и никто по существу”. Фрадков добавил, что своей точки зрения на воссоздание минторга не высказывает, и предложил сделать это министру промышленности и энергетики Виктору Христенко. “Я тоже не выскажу”, — отрезал министр и добавил, что в присутствии журналистов обсуждать этот вопрос было бы некорректно.
Но и на закрытой части этот вопрос больше не поднимался, рассказывает один из участников вчерашнего заседания правительства. Но Минэкономразвития не стало медлить с ответом. После заседания правительства замминистра Андрей Шаронов заявил, что в создании отдельного министерства торговли нет необходимости: “С тех пор как торговля была разгосударствлена и либерализована, иметь отдельные министерства — это слишком”.
“Фрадков сказал это неспроста, это же не в семейном кругу, а на всю страну”, — рассуждает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. По его словам, это зондаж, адресованный в первую очередь президенту, по реакции которого премьер сможет понять, готов ли Путин к дальнейшему ослаблению Грефа.
В 2000 г. Грефу удалось добиться слияния Минэкономики с Министерством торговли и Госкомсевером и создать Министерство экономического развития и торговли. Жертвой той реорганизации стал Михаил Фрадков — министр торговли. Позднее, утверждают правительственные чиновники, Греф критиковал Фрадкова за деятельность на посту постоянного представителя России в Евросоюзе.
Став председателем правительства, уже Фрадков ругал Грефа за высокую инфляцию и срыв планов по удвоению ВВП.
В середине мая президент Владимир Путин нанес первый удар по созданной Грефом структуре: он подписал указ о переподчинении ФТС Фрадкову. В знак протеста Греф, по утверждению нескольких чиновников правительства, написал заявление об отставке. В Кремле этот факт категорически отрицали и давали понять, что выведение таможни из-под контроля Минэкономразвития никак не связано со слабой работой министерства, а, напротив, позволит Грефу сосредоточиться на ключевых задачах.
По словам чиновников правительства, выйти из-под вертикали Грефа пытается и руководитель Росимущества Валерий Назаров. Разногласия Грефа и Назарова проявились при обсуждении проектов объединения авиаперевозчиков. Греф в паре с министром транспорта Игорем Левитиным выступает за создание холдинга на базе пяти авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion. А Назарову больше нравится проект консолидации активов под эгидой “Аэрофлота”. Решение пока не принято.
Два источника в правительстве утверждают, что вопрос о переподчинении Росимущества непосредственно премьеру активно обсуждается в президентской администрации, но Путин окончательного решения пока не принял. Получить комментарий в Росимуществе вчера не удалось. А кремлевский чиновник отметил, что “Греф не справляется со всеми обязанностями”, поэтому дробление министерства было бы логичным.
Источник полагает, что “уговаривать министра остаться на своем посту никто не будет”. В Белом доме тоже уверены, что уход Грефа в ближайшее время предрешен, после чего и будет происходить трансформация министерства. Правительственный чиновник считает, что отставка Грефа будет осуществляться одновременно с уходом еще ряда министров и произойдет это до конца лета.
Греф давно не устраивает разные политические кланы, полагает Андрей Рябов из Московского центра Карнеги, поэтому при подготовке к 2008 г. они стремятся взять под контроль ключевые “хозяйственные” направления, сосредоточенные сейчас в Минэкономразвития. “Но сводить все к силовикам я бы не стал, так как сами они не едины и преследуют разные цели”, — предупреждает он.
Сами чиновники Минэкономразвития и эксперты сходятся во мнении, что министерство перегружено. Вопросы торговли, особенно внешней, оказались на вторых ролях, сетует источник в министерстве. По его словам, главная задача — урегулирование макроэкономических проблем, а двусторонним переговорам, господдержке экспорта и развитию Евро-азиатского экономического сотрудничества уделяется мало внимания. Он добавляет, что за последние два года в подчинении министерства осталось 52 торговых представительства за рубежом, а 30 торгпредств и 40 аппаратов торгового советника перешли под контроль Министерства иностранных дел.
Многие министры считают, что в Минэкономразвития сконцентрировано слишком много полномочий, и это затрудняет другим министерствам согласование своих вопросов, добавляет чиновник Белого дома: “Если даже после многомесячных дискуссий удается договориться с Грефом, согласование застревает на уровне его исполнителей”.
Директор Центра торговой политики Анатолий Мартынов говорит, что выделение внешнеторговых функций в самостоятельное ведомство — обычная практика: в США есть минторг и самостоятельный офис торгового представителя, в Еврокомиссии — отдельная дирекция по торговле. Избавившись от части нынешних функций, Минэкономразвития естественным образом сосредоточится на формировании макроэкономической политики, заключает Мартынов.
|