Один из рудиментов переходной экономики - федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы) оказались под прицелом Министерства экономического развития и торговли. МЭРТ внесло в правительство законопроект, в котором предлагает ускорить приватизацию малых и средних ФГУПов, отказавшись от их акционирования и продавая их напрямую. Таким образом государство надеется наверстать проваленный план приватизации, который в 2006 году должен был завершиться. Однако, как полагает ряд экспертов, причина долгожительства ФГУПов вовсе не в сложном механизме приватизации. Такая форма собственности является для чиновников источником колоссальных нелегальных доходов. А значит, они будут делать все, чтобы приватизация затянулась на неопределенный срок.
Жильцы на продажу
Жильцам общежития на улице Богдана Хмельницкого в Перми будет что вспомнить. Скоро год, как они выставлены на продажу. Если точнее, то продается здание общежития, в котором живет около 300 семей. Большинство - работники ФГУПа "Российский научный центр "Прикладная химия", на балансе которого числится общежитие. В прошлом году, оказавшись на грани банкротства, ФГУП решил пустить здание с аукциона, чтобы погасить часть долгов. Сегодня здание арестовано, а приставы через суд выясняют, можно ли продать государственную собственность с обременением.
Обременение нешуточное: арестованы банковские счета ФГУПа, задолженность по налогам - около 30 млн. рублей. За полвека предприятие, созданное в 1958 году как филиал Государственного института прикладной химии, разрослось до размеров монстра. Одни очистные сооружения, которые числятся на балансе ФГУПа, требуют ремонта и вложений в 30 - 40 млн. рублей, а в противном случае грозят затопить жителей близлежащих населенных пунктов. Огромная территория в 115 га, из которых корпуса занимают всего 40 га, в гигантских и ненужных количествах требует воды, электричества, тепла. Ушли времена, когда в местных лабораториях ученые создавали сотни уникальных фторсодержащих соединений. В конце 80-х государство перестало финансировать новые разработки. А форма ФГУПа, которая поначалу казалась спасением, пригодилась только руководству. Которое и "выдоило" предприятие до конца.
Впрочем, об окончательном крахе говорить рано. Росимущество назначило нового директора, который с весны прошлого года разгребает созданное неправедными трудами предшественников. Сергей Игумнов уже подсчитал: если в трехэтажном корпусе работают 20 человек, а на содержание здания требуется в месяц около 300 тысяч рублей, то вряд ли оно того стоит. А потому непрофильные корпуса отключили от электричества и собираются продать за долги. Но покупателей что-то не видно - как и желающих приобрести головную боль в виде очистных сооружений. На этом фоне перспективы 300 работников ФГУПа вполне прозрачны. Если объем продукции, который сегодня выпускает предприятие, могут производить 50 человек, зачем держать больше? И вряд ли нужно винить нового директора в негуманности: виновата сама система ФГУПов, имеющая врожденные пороки.
Уроки коррупции
ФГУП - создание воистину оригинальное. Оно основано на праве хозяйственного ведения федеральным имуществом. В отличие от казенных предприятий (больниц, поликлиник, тюрем), которые полностью управляются государством, ФГУПы более самостоятельны: они обязаны отчислять определенную прибыль в бюджет, а остальные заработанные средства могут оставлять себе. Этот симбиоз рыночного начала и плановой экономики, в нынешней России приобрел крайне уродливые формы. Причем неэффективность большинства ФГУПов - это лишь полбеды. Их главный порок - в предрасположенности к коррупции.
Игорь Николаев, глава аналитического департамента компании ФБК, основную причину живучести ФГУПов видит в том, что они по-прежнему остаются для чиновников механизмом извлечения статусной административной ренты. "Поскольку ФГУП - место хлебное, назначение его директора нередко происходит небезвозмездно для курирующего чиновника. А с недавних пор у него появился такой механизм, как рассмотрение и утверждение планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия: чтобы эти планы были утверждены, директору ФГУПа надо иметь хорошие отношения с вышестоящим чиновником. Наконец, именно этот чиновник утверждает норму отчислений от прибыли ФГУПа в федеральный бюджет, что имеет для руководства предприятия принципиальное значение. Было бы чудом, если бы все вышеперечисленное не порождало коррупцию".
Распоряжаться финансовыми потоками предприятия в своих интересах при нынешнем законодательстве можно без помех: директор ФГУПа является госслужащим и, по словам Дмитрия Никитенко, пресс-секретаря Росимущества, не несет никакой материальной ответственности за свои решения. Максимум, что может государство, - уволить его или объявить выговор. А теперь представим: директор ФГУПа, имеющий здание в центре города, узнает о том, что его предприятие включено в список приватизации. Впереди у него - около 2 лет: примерно столько занимают приватизационные процедуры. "За этот срок можно вывести любое имущество, - говорит Никитенко. - В большинстве случаев так и происходит. Например, директор приводит комиссию, которая делает заключение, что здание в аварийном состоянии. Потом нанимает ремонтную организацию, а та выписывает смету, которую ФГУП за счет своего оборота явно не тянет. Тогда директор оформляет ее под залог имущества, а потом, естественно, не оплачивает. И фирма, которая делала ремонт, забирает имущество ФГУПа по суду".
По данным правительства Москвы, из действующих в настоящее время в столице 814 ГУПов 165 имеют признаки финансовой несостоятельности. Недобросовестным руководителям это позволяет инициировать процедуру банкротства, как уже произошло с ГУПом "Московский западный порт", МП "Кинотеатр Брест", ГУПом "Велозаводский рынок"... Государственным унитарным предприятием оказался и рухнувший Басманный рынок, судьба которого, возможно, была бы не столь печальна, имей он другую форму собственности.
Разумеется, есть и эффективные ФГУПы, не зараженные коррупцией и приносящие доход государству. По данным Росимущества, таких примерно треть. Андрей Бунич, председатель Союза предпринимателей и арендаторов России, опасается, что на волне облегчения процедуры приватизации эти предприятия можно потерять. Он предлагает составить список эффективных и убыточных ФГУПов и на время приостановить продажу хороших объектов, чтобы бизнес сначала купил остатки "неликвида". По его словам, упрощение процедуры продажи, а также предложение МЭРТа продавать ФГУПы без конкурса и без объявления может привести к тому, что несколько тысяч важных для страны объектов легко уйдут с молотка.
Впрочем, Игорь Николаев уверен: даже если процедура приватизации ФГУПов упростится, чиновники найдут способ снова ее усложнить. Кому же хочется лишиться такой "золотой жилы"?
СПРАВКА
По данным Росимущества, в госсобственности сегодня находится 7482 ФГУПа и 32 182 казенных учреждения. В 2005 г. был приватизирован 741 ФГУП, что является самым высоким показателем в новейшей истории российской приватизации и на 41% превышает аналогичный показатель 2004 года. В 2006 году предполагается приватизировать 1418 ФГУПов.
МНЕНИЕ
Всех на рынок!
Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ, глава Комитета Госдумы по собственности:
- Президент сказал: у власти должно остаться только то имущество, которое необходимо для властных полномочий. Никто не сможет доказать, что тысячи ФГУПов, которые есть сегодня, для этого нужны. Они лишь искажают рыночное пространство, и поэтому все должны немедленно оказаться на рынке. Но для этого нужно создать условия. Нынешнее законодательство ограничивает государство в приватизации ФГУПов и разрешает ее только в форме акционерного общества открытого типа. Очевидно, что у нас есть много мелких ФГУПов, которые по своей правовой форме ближе к ООО. В этом смысле предложение МЭРТа отказаться от акционирования таких предприятий, безусловно, действенная мера. Более того, мы предлагаем часть ФГУПов, особенно мелких, продавать не как предприятия, а как имущественный комплекс. Сегодня большинство ФГУПов, например, какой-нибудь ФГУП-НИИ, имеют бестолкового директора, но большое имущество. И в итоге оказывается, что от всего ФГУПа самое ценное - не бизнес на научно-техническом продукте, а здание. Поэтому его можно продать, оставив собственно предприятие.
Если же предприятие важно с точки зрения стратегических интересов России, его можно превратить в казенное или даже акционированное. К сожалению, список стратегических предприятий разрастается как на дрожжах: сегодня их около 500. Директора используют все аппаратные возможности, чтобы закрепить за собой государственное финансирование. Сложность в том, что в законодательстве нет четкого описания стратегически важного предприятия. Впрочем, окончательное решение в этом вопросе принимает президент.
|