“АвтоВАЗ” ушел под контроль государства. Как стало известно “Ведомостям”, в декабре в совете директоров автоконцерна появятся представители “Рособоронэкспорта” и Внешторгбанка. А дирижировать ими будет глава Роспрома Борис Алешин.
“Я бы в политику не пошел не только будучи председателем совета директоров "АвтоВАЗа", а даже если бы был сторожем в магазине политической книги”, — говорил полтора года назад в интервью Каданников. Но после его отставки судьбу предприятия предстоит решить именно чиновникам. Вчера совет директоров “АвтоВАЗа” утвердил список кандидатов в свой новый состав, который будет переизбираться на внеочередном собрании акционеров 22 декабря. Как рассказали “Ведомостям” сразу несколько источников, близких к автозаводу, из 12 кандидатов двое — сотрудники ФГУП “Рособоронэкспорт”. Речь идет о заместителе гендиректора “Рособоронэкспорта” Владимире Артякове и руководителе департамента Игоре Есиповском, рассказал сотрудник унитарного предприятия. Еще три кандидата работают во Внешторгбанке (ВТБ), а один из них — член правления и старший вице-президент ВТБ Василий Титов, уверяют собеседники “Ведомостей”. От “АвтоВАЗа” в совет выдвинуты вице-президент по маркетингу и сбыту Владимир Кучай, вице-президент AVVA по стратегии Дмитрий Разоренов, а также входящие в нынешний совет председатель производственного совета “АвтоВАЗа” Анатолий Мельников и председатель профкома Николай Карагин. Кресло в совете сохранит президент AG Capital Альберт Гавриков. Наконец, один из источников “Ведомостей” утверждает, что два оставшихся места достанутся руководителю Роспрома Борису Алешину и Максиму Нагайцеву, давнему знакомому главы “Рособоронэкспорта” Сергея Чемезова. Сейчас Нагайцев возглавляет ООО “Кате”, которое в конце лета объявило о проекте по строительству в Калининграде завода по производству автоматических коробок передач. Проект как раз и курируют Алешин и Чемезов, которые присутствовали на презентации проекта. Алешина собеседник “Ведомостей” считает кандидатом № 1 на место главы совета директоров. Сам Алешин от комментариев воздержался.
Кто займет место гендиректора “АвтоВАЗа” — Нагайцев, Артяков или свой пост сохранит Виталий Вильчик, пока непонятно. “Артяков — это правая рука Чемезова. Так что его назначение было бы логично”, — думает бизнесмен, работающий с “Рособоронэкспортом”. Артякову 46 лет, и по первому образованию он инженер-строитель, в конце 90-х работал замначальника отдела внешнеэкономических связей Управления делами президента. В “Рособоронэкспорте” он с 2001 г., где курирует продвижение российской продукции военного и гражданского назначения на внешние рынки.
На самом “АвтоВАЗе” ситуацию со сменой совета не комментируют. Решение о новых управленцах принималось в администрации президента, говорят источники, близкие к концерну. “Похоже на тихую национализацию”, — соглашается сотрудник одного из автозаводов. Еще один предприниматель, знакомый с Каданниковым, уверяет, что к выборам президента в 2008 г. государство хочет консолидировать в своих руках главные активы в машиностроении, включая “Силовые машины”, ОМЗ, а теперь и “АвтоВАЗ”. То, что выбор пал на “Рособоронэкспорт”, собеседнику не кажется странным. “Чемезов приближен к Владимиру Путину”, — отмечает он. Собеседник “Ведомостей” считает, что идея отдать “АвтоВАЗ” “Рособоронэкспорту” коллективная и помимо Чемезова принадлежит еще и замглавы администрации президента Игорю Сечину. Он ждет, что ВТБ будет финансировать сделку по выкупу госструктурами акций “АвтоВАЗа”, поэтому представители банка и вошли в совет. Но источник, близкий к “АвтоВАЗу”, говорит, что они обеспечивают интересы ВТБ как крупнейшего кредитора завода.
Рынок не уверен, что “АвтоВАЗ” выиграет от смены власти. Информация о приходе представителей “Рособоронэкспорта” на “АвтоВАЗ” появилась еще в пятницу, и инвесторам эта новость не понравилась: с того момента капитализация “АвтоВАЗа” в РТС упала на 24% до $734 млн. Аналитик ОФГ Елена Сахнова сомневается в способности представителей “Рособоронэкспорта” эффективно управлять заводом, поэтому ОФГ снизила рекомендацию по акциям “АвтоВАЗа” до уровня “продавать”. Зато, продолжает она, автоконцерн сможет рассчитывать на получение прямого финансирования из инвестфонда и на поддержку экспорта. Сахнова ждет, что у государства “АвтоВАЗ” задержится на некоторое время, а потом будет вновь приватизирован.
|