23.08.2005, №155 (1436) "Ил-96-300 – дальнемагистральный пассажирский самолет вместимостью до 295 мест. Первый полет состоялся в 1988 г., первые перевозки – в 1993 г. Разработчик – компания “Авиационный комплекс им. Ильюшина”, 81,1% которой принадлежат МАК “Ильюшин” (51% акций – у государства, 35% – у АК им. Ильюшина). Сборка Ил-96 проходит на Воронежском авиазаводе (ВАСО), который контролирует государство через МАК “Ильюшин” (30% акций ВАСО) и АК им. Ильюшина (26% акций). Пакетом в 56% акций ВАСО управляет “Ильюшин финанс”, через которого идут продажи Ил-96. В “Ильюшин финансе” 38% принадлежит государству, а 36% – ОАО НРК Александра Лебедева.
-------------------------------------------------------------------------------- Всего в России эксплуатируются 13 Ил-96: шесть — “Аэрофлотом”, три — “Домодедовскими авиалиниями”, два — KrasAir. Еще два Ил-96 — в хозяйстве президента. Оба строились в Воронеже — первый самолет сдали в 1996 г., и президенту он достался по наследству от Бориса Ельцина. Второй президентский Ил-96 был готов в 2003 г. И уже на первом испытательном полете у него отказал один из двигателей. Второй инцидент случился в октябре 2004 г.: в аэропорту Лиссабона у самолета ошибочно сработала пожарная сигнализация. А последний случай произошел в финском Турку 2 августа. Неисправность обнаружилась, когда самолет уже вырулил на взлетно-посадочную полосу. Детали не раскрывались, а Путин улетел на резервном борту.
Этот случай дорого обойдется Ил-96. Вчера пресс-служба Минтранса объявила, что глава подведомственного ему Ространснадзора Александр Нерадько предложил временно запретить все полеты на Ил-96 из-за производственных браков. Предложение направили в Минпромэнерго, Роспром и четырем перевозчикам.
Нерадько объяснил, что авиакомпании часто жаловались на частые неполадки в системе торможения у Ил-96. Шасси могли сами блокироваться и разблокироваться. И в такой ситуации судьба самолета и пассажиров целиком зависела от мастерства пилотов, заявил он. Впрочем, вчера чиновники и разработчики Ил-96 уверяли, что жизни пассажиров неполадки не угрожают. Всего с 1993 г., как заявил вчера руководитель Роспрома Борис Алешин, выявлено 19 инцидентов с его тормозной системой. Роспром продолжит изучение блоков “Ила-96”.
Все авиакомпании разом остановили полеты на Ил-96. ГТК “Россия” приготовила для президента “резервные” Ил-62, заявил замгендиректора компании Александр Тюрин. “Аэрофлот”, KrasAir и ДАЛ на восточных направлениях заменили их на Ил-62 и Ил-86, а на рейсах в Европу — на “иномарки”. KrasAir и ДАЛ бортов хватает, и другие рейсы сниматься не будут, говорит представитель KrasAir Ольга Трапезникова. А вот “Аэрофлот” из-за дефицита судов отменит все рейсы на Ханой и отдельные на Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. На отмене рейсов до конца года “Аэрофлот”, по данным его пресс-службы, может потерять $30 млн.
Cвязь с “финским инцидентом” Нерадько не подтвердил. Но о ней заявили в Роспроме и “Ильюшине”. После событий в Турку спецкомиссия из чиновников Минпромэнерго и Минтранса проверила президентский Ил-96 и второй самолет, который “Ильюшин финанс” в октябре должен поставить кубинской Cubana. В его тормозной системе нашли некачественный агрегат УГ-151-7 Балашихинского литейно-механического завода, заявил вчера гендиректор “Ильюшина” Виктор Ливанов. Это подтвердила и представитель Роспрома Наталья Сидорук.
Именно кубинцам на авиасалоне в Жуковском власти представляли Ил-96 как “гордость российского авиапрома”. Компания “Ильюшин финанс” заключила с Cubana контракт на поставку двух лайнеров стоимостью около $60 млн каждый (еще по двум контракт подписали в 2003 г.). Генеральный представитель Cubana в России Ирелио Диас эту тему комментировать вчера отказался. В июле, готовясь к поставке, авиакомпания арендовала у ДАЛ один ее Ил-96 для маршрута Гавана — Каракас. “Пока мы результатами довольны”, — заметил Диас.
“Мы писали сотни писем по неполадкам Ил-96, но в итоге устраняли их сами”, — отмечает руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг. На такие ремонты компания, по ее словам, потратила около $70 млн за 12 лет работы. Основной владелец Балашихинского завода Окроян Мкртич признал факт “производственных дефектов”. Знал о них и гендиректор ВАСО Вячеслав Селиков. Завод обращался к поставщику и разработчику. Те отвечали, что с “их оборудованием все в порядке, мол, это ваши проблемы, разбирайтесь у себя”, цитирует его “Интерфакс”.
“Вчерашнему событию остроту добавляет только то, что "Ил-96" — президентский самолет”, — замечает гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. После любых инцидентов власти изучают их причины и могут приостановить полеты всех судов этого типа, объясняет он. Близкие к ВАСО источники заявляют, что ситуацией может воспользоваться “Аэрофлот”. В 1996 г. он обязался купить шесть новых Ил-96 в обмен на таможенные льготы, но так пока и не сделал этого. Рыбак в эти заявления не верит. А начальник службы планирования парка “Аэрофлота” Сергей Колтович замечает, что компания застраховалась от подобных случаев, обязав поставщика — “Ильюшин финанс” — платить за вынужденный простой судов."
|