"Под влиянием скорости и давления..."
Минут через сорок после вылета из индийской столицы по салону пронесся слух: из-за технической неполадки посадка будет не в назначенной точке прилета, а в ближайшем аэропорте. Слух этот салона, где летели российские бизнесмены, не коснулся. Традиционно в так называемом "передовом" самолете сопровождения (самолет Путина называют "основным") чиновники, депутаты и представители бизнес-структур летят в VIP-салоне. Именно поэтому они с удивлением услышали: "Наш самолет совершает посадку в Мумбае".
С Мумбаем накануне подписала соглашение о сотрудничестве губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Но документ о сотрудничестве с Питером никак не был связан с вынужденной посадкой. Когда самолет с делегацией приземлился в аэропорту Мумбая, пассажиры обнаружили, что под пилотской кабиной зияет внушительная вмятина - как минимум метра полтора в диаметре, причем с весьма уже заметной пробоиной в обшивке и отчетливыми свежими царапинами по всему носу.
Журналисты бросились за комментариями к членам делегации. В результате представители ведущих российских компаний в сфере оборонки - глава АВПК "Сухой" Михаил Погосян, генеральный директор ФГУП "РСК "МиГ" Алексей Федоров - были вынуждены комментировать не новые контракты с Индией, а странные случайности, которые преследовали их на пути из Дели в Бангалор.
Ведущие российские авиаконструкторы ситуацию оценили моментально. "Началось все с небольшого удара, под влиянием скорости и давления обшивка потеряла прочность, отчего зона поражения стала разрастаться, весьма вероятно, что еще немного - и фрагменты разрушающейся конструкции могли попасть в двигатели". Про последствия уже можно и не говорить.
Суббота - в индийском МИДе выходной
На фоне вмятины (более чем впечатляющей!), чрезмерно обрадованные самим фактом своего присутствия на земле, фотографировались пассажиры. Улыбчивые индийские военнослужащие с автоматами наперевес предлагали этого не делать. По их мнению, выраженному больше жестами, чем словами, с трапа самолета лучше вообще было не сходить. А дальше началось самое любопытное. Отмечать свой новый день рождения - необходимость его празднования явственно следовала из слов членов экипажа - бизнесмены не стали: им очень хотелось успеть в Бангалор. Надежда на то, что они успеют на мероприятия с участием Владимира Путина и их самих, еще была. Собственно, без российского бизнеса ужин с деловыми кругами Индии отчасти терял смысл.
В аэропорту Мумбая оказались руководители крупнейших российских компаний - Сергей Чемезов, глава "Рособоронэкспорта", Владимир Дмитриев, председатель Внешэкономбанка, Андрей Казьмин, председатель правления Сбербанка, плюс ведущие представители оборонки - Погосян ("Сухой") и Федоров ("МиГ"). Как минимум половина из них была готова заказать себе чартер, лишь бы достичь конечной точки путешествия. Но все оказалось не так просто.
Поначалу возникла сразу целая серия версий о самолетах, которые, летя из разных точек мира, готовы приземлиться в Мумбае и спасти российскую делегацию. Через несколько часов, когда все самые светлые надежды погасли, выяснилось: самолеты-то к миссии спасения готовы, но категорически не готов к этому индийский МИД. Его согласие необходимо для того, чтобы любое иностранное воздушное судно могло находиться в воздушном пространстве Индии. Обстоятельства сложились не в пользу бизнесменов: суббота, вечер, самолет, стоящий в Дели под парами, разрешения на взлет получить не может.
Отчего люди не летают как птицы
Возможной виновницей несостоявшейся мумбайской катастрофы стала птица. Ее прискорбное столкновение с самолетом вроде как и стало причиной того, что обещанный ужин с деловыми кругами произошел в весьма урезанном составе. Как заявил представитель авиакомпании "Россия" (именно эта компания обслуживает официальные делегации), птица попала в обтекатель локатора самолета: "Судя по всему, обтекатель сначала получил незначительные повреждения, а при наборе высоты начал разрушаться".
В итоге всю субботу и часть воскресенья члены российской делегации не могли покинуть Мумбай - город, в котором, невзирая на всю братскую дружбу между российским и индийским народами, они вовсе не планировали оставаться. Высокий социально-государственный уровень членов делегации и миллиардные обороты их компаний не помогли. Российские бизнесмены лишь в воскресенье в середине дня по московскому времени смогли вылететь из бывшего Бомбея. Но лететь пришлось уже не в Бангалор, а в Анкару - в понедельник начинается рабочий визит Владимира Путина в Турцию.
Не тем заправили
Индия - злополучное место для самолетов делегации президента России. Ровно два года назад сразу два сопровождающих президента самолета Ил-62 с членами делегации и журналистами на борту совершили аварийную посадку в Актюбинске (Казахстан). Глубокой ночью делегация возвращалась в Москву из пятидневного турне Пекин-Дели-Бишкек. Все в салоне уже спали, когда по громкой связи объявили об экстренной посадке. Самолет стал резко терять высоту. Рядом с ним так же экстренно снижался второй Ил-62, шедший параллельным курсом. Аэродром Актюбинска к приему незваных гостей был не готов, но посадка произошла нормально. Правда, пассажирам пришлось провести в самолете больше шести часов, т.к. в здание аэровокзала никого не пустили. Уже утром за делегацией прилетел резервный Ту-154 из Москвы.
По официальной версии, причиной аварийной посадки стали сигналы предупредительных датчиков засорения топливных фильтров. Самолет заправляли в бишкекском аэропорту "Манас". Там, по одной из версий, залили авиационный керосин с переизбытком специальной добавки, которая используется при низких температурах зимой. Однако позже специальная комиссия эту версию отмела. В итоге было объявлено, что дело не в топливе, а в топливных фильтрах, которые почему-то одновременно пришли в негодность сразу на двух бортах.
Кто из мировых политиков стал жертвой авиакатастрофы
Одной из наиболее известных жертв авиакатастроф стал генеральный секретарь ООН швед Даг Яльмар Агне Карл Хаммаршельд. Его самолет разбился 18 сентября 1961 года, когда генсек направлялся с миротворческой миссией в Конго.
19 октября 1986 года в небе над границей ЮАР, Мозамбика и Зимбабве потерпел катастрофу самолет Ту-134, на котором в Мапуту с международной конференции возвращался президент Мозамбика Самора Машел. Обстоятельства до сих пор не выяснены.
17 августа 1988 года президент Пакистана генерал Зия-уль-Хак Мохаммед на самолете "Геркулес С-130" прибыл из Исламабада на военную базу в Бахавалпуре (в 400 километрах от столицы). Обратно он вылетел в тот же день. Самолет набрал высоту, занял свой коридор и взял курс на военный аэродром вблизи Исламабада. В районе реки Сутледж "Геркулес" упал и разбился.
26 февраля 2004 года погиб в авиакатастрофе президент Македонии. Самолет, на котором Борис Трайковский направлялся на международную конференцию на юге Боснии и Герцеговины (рядом с городом Мостар), врезался в гору в условиях почти нулевой видимости. Кстати, недалеко от этого места в апреле 1996 года разбился самолет, на котором находился министр торговли США Рон Браун - он направлялся в хорватский город Дубровник.
Жертвами авиакатастроф также стали: президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо (1969 год), наиболее вероятный преемник Мао Цзэдуна на посту председателя ЦК КПК генерал Линь Бяо (1971 год), командующий национальной гвардией и фактический руководитель Панамы генерал Омар Торрихос (1981 год), президент Эквадора Хайме Рольдес Агилера (1981 год), президент Бурунди Сиприен Натриамира и президент Руанды Жувеналь Хабьяримана (1994 год, в одном самолете), принцесса Непала Прекшья (2001 год), все военное руководство Судана, включая двенадцать генералов (2001 год).
"Обтекатель мог запросто разрушиться"
- Ситуация, конечно, была нештатная, - сообщил "Известиям" высокопоставленный представитель государственной транспортной компании "Россия", которая обеспечивает авиаперелеты первых лиц государства. - Ил-62 нашей компании вылетел из аэропорта Нью-Дели и совершил вынужденную посадку в аэропорту Мумбаи. Причиной незапланированной посадки стала птица, которая попала в обтекатель набирающего высоту лайнера. Обтекатель Ил-62 от столкновения с птицей получил повреждения. Летчики не могли в воздухе оценить их масштаб. Поэтому они совершенно правильно приняли решение о вынужденной посадке, поскольку при продолжении полета обтекатель мог запросто разрушиться. Это первый такой случай в истории нашей компании, но от подобного не застрахован никто. Отмечу, что гораздо опаснее, если птица попадает в двигатель самолета. У нас был случай, например, с президентским Ил-96, которому птица угодила в двигатель в аэропорту Лиссабона. В принципе ничего страшного в этом нет, так как "Илы" могут и взлетать, и тем более продолжать полет даже в том случае, если один двигатель отказал.
Константин Гетманский
|