В стране явственно обозначились несколько властных группировок, перешедших к активным боевым действиям в преддверии выборов. Приз — президент Владимир Путин. Но на каждой из этих группировок висят взрывоопасные уголовные дела, способные разрастись до масштабов мирового скандала. И об этом знают они сами и их оппоненты. Получается, что наши чиновники (и кремлевские, и помельче), по сути, те же шахиды — живут в поясах смертников, готовые в случае серьезного разбирательства подорвать себя и противников.
Ситуация напоминает ядерное противостояние времен холодной войны, но в отдельно взятой стране: победить невозможно иначе, как путем всеобщего взаимного уничтожения. В итоге государством управляет страх его руководителей, их уголовная зависимость. Это и есть настоящая властная вертикаль. Она пронизывает все от Кремля до глухой провинции: стоит всерьез привлечь к ответственности какого-нибудь главу администрации, как лавина разоблачений погребет под собой всех, вплоть до первого лица государства. И самое главное: в эту коррупционную схему тесно вплетены организованные преступные сообщества, а попросту — бандиты, которые с помощью своих подельников, занимающих высокие посты, пытаются себя представить бизнесменами, стать депутатами, губернаторами и министрами.
Именно поэтому российские криминальные группы особенно сильны, чиновники защищены, а на Западе так безумно сложно расследовать дела, связанные с Россией и отмыванием денег. Следователи всегда рано или поздно натыкаются на связи почти любой серьезной российской ОПГ с официальными властными структурами РФ. И в дело вступает большая политика.
Вот лишь два подтверждения. Известное дело SPAG (Санкт-Петербургского общества недвижимости и долевого участия), в котором Владимир Путин и Герман Греф (ныне глава Минэкономразвития) когда-то были советниками. И не менее известное дело «Трех китов» — о контрабанде мебели.
И в том, и в другом случае речь идет о денежном отмывании. Оба дела расследуют в Германии. И то, и другое дело связаны с российскими оргпреступными группировками и… представителями Администрации президента РФ.
«Три кита» и администрация президента
Это многострадальное дело, о котором «Новая газета» пишет уже несколько лет, связано не только и не столько с контрабандой мебели, поступавшей в магазины «Гранд» и «Три кита», но и с отмыванием денег через «Бэнк оф Нью-Йорк», и, ко всему прочему, каким-то странным образом интересы его фигурантов пересекаются с интересами тех, кто торгует оружием.
В центре внимания — три германские фирмы («Интер-Дойс Варенхандельс», «Максес Варенхандельс» и «Интер-Трейд Варенхандельс»). Выяснилось, что именно им перечислили как минимум 30 млн долларов фирмы Питера Берлина («Бекс» и «Бенекс») — основного фигуранта скандала с «Бэнк оф Нью-Йорк», в котором оказалось замешано огромное количество высокопоставленных российских чиновников.
От немецких фирм деньги, в свою очередь, шли двум российским организациям («Альянс-96» и «Ла-Макс»), подконтрольным основному герою «трехкитовой истории» — бизнесмену Сергею Зуеву. А от них — на строительство магазинов «Гранд» и «Три кита»…
Мы тщательно изучили документы немецких правоохранительных органов на этот счет.* И теперь у нас есть сюрприз для германской прокуратуры и большой сюрприз — для Генпрокуратуры РФ: неожиданная связь «трехкитовой эпопеи» с администрацией российского президента.
Учредителями немецкой «Интер-Дойс» (через которую прошли как минимум 10 млн долларов от «Бекс» Питера Берлина) изначально были Вольф Пфайффле и Ольга Анурова из Москвы.
Сейчас Ольга Анурова — сотрудник маленькой московской фирмы «Беринг консалтинг» (поставляет почтовое оборудование). Фирма эта занимает небольшое помещение в кардиологическом центре РАМН. Но ее клиентами являются: Администрация президента РФ, ФСБ, Генпрокуратура, Министерство по налогам и сборам, Высший арбитражный суд, Центральный банк России, Сбербанк и т. д.
Можно ли в России без серьезных покровителей обрести таких клиентов? И работают ли в маленькой, но настолько близкой госструктурам фирме совсем уж посторонние люди? Думаю, на эти вопросы легко ответить.
Учредили «Беринг консалтинг» Ирина Романова, она же гендиректор фирмы, и Александр Романов, главврач Центра реабилитации медцентра Управделами президента РФ.
Странные совпадения. Есть повод для обстоятельных размышлений, поскольку, как нам кажется, эти фамилии — далеко не последние в этой коммерческой цепочке. В Генпрокуратуре РФ (клиенте «Беринг консалтинга») над этим вряд ли задумаются. Напомним, дело «Трех китов» там пытались прикрыть. И до сих пор таскают по судам следователя МВД, который его начинал. А вот немцам будет любопытно.
Удивительные повороты судьбы: дело «Мабетекса» о реконструкции Кремля, в ходе которого бывший управделами президента Павел Бородин провел некоторое время в тюрьмах США и Швейцарии, связывало с «Бэнк оф Нью-Йорк» администрацию президента Ельцина. Дело «Трех китов» каким-то образом связывает с тем же банком администрацию Путина. «Семейное» наследие? В любом случае не исключено, что грядет новый скандал. Беда еще и в том, что в деле «Мабетекса» убитых не было. А в деле «Трех китов» — уже несколько трупов.
Чеченская группировка
Напрашиваются и другие параллели. Дело «Мабетекса» связывали с солнцевской преступной группировкой. Дело «Трех китов» связано с группировкой чеченской.
Ведь все началось после подмосковной операции «Вихрь-Антитеррор». В следственном управлении ГУВД Московской области завели уголовное дело (№ 18/19 1746-00), которое до сих пор тлеет где-то в районе Наро-Фоминска. В тот же период правоохранители составили справку, в которой фигурируют братья Халидовы (Магомед, Арб, Самхад и Сумаид).
В справке говорится о том, что Магомед Халидов — лидер группировки «Чеченская община» — числился грузчиком торгового дома «Москва», а с 1994 года его возглавил. Бизнес Халидова — банки и коммерческие структуры в России и за рубежом, в том числе в Австрии, куда он часто выезжал по делам. Его машиной (черной БМВ-850, старый госномер: В 68-52 МН) еще в 1995 году пользовался Саид-Мохад Арсамаков, который, согласно справке, имеет обширные связи с лидерами чеченских группировок в Москве, Турции, Австрии и Германии. В справке также сказано, что в свое время Саид-Мохад Арсамаков по личному указанию Дудаева доставлял деньги, закупал оружие, собирал информацию…
Подтвердить или опровергнуть этот документ мы не можем. Знаем только, что он существует в природе. Но будут ли правоохранители заниматься детальной проверкой, если дорожка приведет сначала к «Трем китам», а затем — к администрации президента и американскому банку?
К слову, об оружии. И с ним есть связь в деле «Трех китов». В двух сотнях томов (часть из которых уже «потеряли») можно найти упоминания о П. Стрепкове и А. Саенко (на которого совсем недавно было покушение). Оба имеют отношение к дочерним структурам Рособоронэкспорта, отвечающим за таможенное оформление и продажу российского оружия, о чем «Новая газета» писала неоднократно.
В общем, схема получается достаточно внушительная. Дело «Бэнк оф Нью— Йорк» об отмывании денег, дело о мебельной контрабанде... С одной стороны маячит президентская администрация, с другой — группа чеченцев и оружейный хвост…
И непонятно, на что надеются германские следователи, посылая в Россию свои материалы и запросы по «трехкитовому делу». Невооруженным глазом видно, что у нас оно завянет на корню.
Дело SPAG и президентская администрация
SPAG — это Санкт-Петербургское общество недвижимости и долевого участия. Фирма появилась в Германии в 1992 году (Владимир Путин в то время — председатель Комитета по внешним связям питерской мэрии) и должна была обеспечить Питеру инвестиции. Возглавлял ее адвокат из Лихтенштейна Рудольф Риттер. Владимир Путин и Герман Греф были консультантами.
В мае 2000 года Риттера арестовали в Вадуце по обвинению в отмывании российских денег. А весной нынешнего года обыски прошли в штаб-квартире SPAG в городе Морфельден-Вальдорф.
И только в Санкт-Петербурге следственной активности не намечалось. Хотя там с девяностых годов гнездились основные проекты SPAG — две фирмы («Знаменская» и «Информ Футуре»), тесно связанные с немецкими деньгами.
Гендиректором «Информ Футуре» (с 11.90 по 03.96) и «Знаменской» (с 02.95) был Владимир Смирнов. В 1992-м Смирнов создавал с Путиным питерскую валютную биржу. В 1996-м учреждал с ним дачный кооператив «Озеро». С 01.97 по 07.98 был гендиректором «Петербургской топливной компании» («ПТК»), а Путин сделал ее фактически городским монополистом в розничной торговле нефтепродуктами. А как только руководителя SPAG Риттера арестовали в мае 2000 года в столице Лихтенштейна, Смирнов оставил фирму «Знаменская» и вообще Санкт-Петербург и тут же стал директором предприятия по поставкам продукции Управления делами президента РФ (Путин в то время уже президент). Правда, в прошлом году был переброшен на новый фронт — возглавил Техснабэкспорт — внешнеэкономический агент Минатома РФ с ежегодным оборотом примерно 1 млрд долларов, который аналитики всерьез считают «предвыборным кошельком» одной из частей «партии власти», воюющей сейчас за президента. Просто в атомной отрасли питерской группировке нужно было потеснить «семейную»…
Тамбовская группировка
Дело «Мабетекса» связано с солнцевскими, «Три кита» — с чеченцами. Питерские фирмы и SPAG имеют отношение к тамбовским.
В руководство фирм «Знаменская» и «Петербургская топливная компания» («ПТК») вместе с Владимиром Смирновым входил Владимир Кумарин (он же Владимир Барсуков). Авторитетный в Питере бизнесмен. Дважды судим (в 1985-м и в 1990 г., в первый раз за хранение патронов и подделку документов).
Летом 1994-го машину Кумарина обстреляли из автомата. Он чудом уцелел, потерял руку. Лечился в Германии. По возвращении принимал деятельное участие в судьбе фирм «Знаменская» и «ПТК» — входил в советы директоров. Тогда же тамбовцы взяли под крыло топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга, торговлю недвижимостью, финансовую область…
Опять же неясно, на что надеются германские следователи, разбирая дело SPAG. Тут снова — тень администрации президента, близкие ему люди; тут питерцы и тамбовцы… Решительно можно заявить: в России немецким прокурорам никто не поможет. И не из-за вредности или скрытности.
Проблема в следующем: нынешний президент Владимир Путин держит влиятельных людей из «семьи» бывшего президента Ельцина за жабры «Бэнк оф Нью-Йорк». «Семья», в свою очередь, держит людей нынешнего президента и его самого за питерские жабры SPAG. Думаю, понятно, что в таких обстоятельствах полноценное расследование дела «Трех китов» и SPAG в России невозможно почти физически. Просто потому, что руки заняты не тем.
У этой дикой ситуации есть закономерные последствия. В тени гигантов, которые вцепились друг в друга мертвой хваткой, процветают мелкие коррупционеры на региональном уровне. И вполне вписываются в общую систему уголовных сдержек и противовесов, только масштабы иные.
Уголовное дело размером с Тамбовскую область
Всего одна область — а чуть ли не два десятка (!) ее руководителей ходят под уголовными делами. Почти все начальство уложилось в семь дел и еще пять материалов проверки (так обозначают еще не рожденные, но уже проклюнувшиеся уголовные дела).
Вот «тамбовский список», который у нас получился после того, как мы заглянули в некоторые прокурорские документы. Судов по большей части не было, поэтому говорим только о тех, кто упоминается в материалах и делах без всяких выводов.
Мы недавно сообщали о прощенных и амнистированных госслужащих, которые очень удобны в управлении («Новая газета» № 62). Но представить не могли, что простить можно целую область.
В этой связи особо подчеркнем мудрость Генпрокуратуры РФ, которая нашла кого «простить» лично ей — могут пригодиться в дальнейшем. Именно там лежит уголовное дело № 18/277043-99 о неких злоупотреблениях. Касается оно как раз тех, кто должен контролировать основные денежные направления и следить за областью со стороны федерального центра.
В деле упоминались: бывший начальник тамбовского Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) Дубышкин, который стал руководителем областной нефтяной инспекции. Бывший замначальника УВД Пронин, который возглавил областную энергетическую комиссию. И недавний начальник УВД Пучнин, который теперь — федеральный инспектор.
Выглядит все это, по меньшей мере, странно. Особенно в то время, когда на федеральном уровне говорят о «чистке рядов». Такую массовую индульгенцию не выдают за здорово живешь, да еще накануне выборов…
Значит, есть какой-то резон…
Чиновник
Дело или материал,
где он упоминается
Владимир Андреев — первый замглавы администрации Тамбовской области
Николай Максимов — зампред Комитета по инвестиционной политике и природным ресурсам
№ 52627, продажа имущества Борисовского горно-обогатительного комбината, ущерб 6 млн руб.
№ 52627
Александр Дубовик — первый замглавы администрации, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия
Материал о списании 600 тыс. бюджетных руб
Лариса Романина — замглавы администрации по вопросам социальной политики
Александр Лутцев — начальник управления здравоохранения
Валерий Кисляков — замначальника управления соцзащиты населения
Материал о покупке машин для лечебных заведений с ущербом 3,5 млн руб.
Михаил Авдеев — начальник управления делопроизводства
Материал об исчезновении 2 млн руб., выделенных на капремонт жилых домов
Александр Сухоручкин — зампред общественной палаты при главе администрации
№ 90600, исчезновение 50 тыс. бюджетных рублей
Анатолий Козмин — советник главы администрации по вопросам миграционной политики
Материал об исчезновении 200 тыс. бюджетных руб.
Александр Стрыгин — начальник охотуправления области
№ 61692, о присвоении имущества
В. Пучнин — федеральный инспектор, бывший начальник УВД
В. Пронин — начальник энергокомиссии администрации, бывший замначальника УВД
А. Дубышкин — начальник нефтяной инспекции области, бывший начальник ОБЭПа
№ 18/277043-99, о злоупотреблении
Юрий Шатилов — глава администрации Моршанска
Геннадий Васильев — глава администрации Моршанского района
Нина Клечкина — зав. торговым отделом администрации Моршанского района
Алексей Турапин — глава администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района
№ 71224, о незаконном присвоении бюджетных денег
№ 71224
№ 71224
№ 71224
Василий Семченко — глава администрации Тамбовского района
Материал об исчезновении 2 млн бюджетных руб.
Галина Булгакова — замначальника налоговой службы Октябрьского района Тамбова
№ 12691, о превышении служебных полномочий, дело было передано в суд
Виктор Лазутин — бывший начальник управления сельского хозяйства администрации Пичаевского района
Материал о злоупотреблении полномочиями
Василий Куксов — замглавы администрации Ржакского района по соцвопросам
№ 53651, о хищении матценностей
Тамбовские авторитеты
Парадокс, но они отличаются от чиновников тем, что почти ничего об их уголовных делах нам выяснить не удалось. Удивительная щепетильность и осторожность.
Вот их беглый перечень и зоны ответственности:
Поп — контролирует местный центральный рынок и торговлю продуктами.
Сова — контролирует благотворительность.
Кабан — контролирует авторынок и отчасти нефтебизнес, постоянно живет в Москве, его считают одним из финансистов ЛДПР.
Свист — авторитет моршанской группировки, контролирует проституцию в Тамбове, некоторые бары и кафе, взял под крыло группировку Кабана и имеет связи с киллерами в Тольятти.
Шамо — контролирует наркотрафик, лидер курдской оргпреступной группы.
Есть еще некий Батюшка, вхожий в местное отделение «Единства», и проч. … (С фамилиями, как вы понимаете, возникают некоторые проблемы**.)
Казалось бы, главе областной администрации Олегу Бетину, которому досталось такое наследство, нужно криком кричать. А он пока молчит. Между тем, как нам стало известно, в области возлагают надежды на административный ресурс того самого г-на Кумарина, который может позволить некоторым областным руководителям переместиться в Москву на повышение. (У Кумарина в области свои интересы, связанные с несколькими промышленными предприятиями, да и родом, как вы помните, он именно отсюда.)
Откуда такие чаяния и уверенность в земляке? Так ведь именно он, переехав из Тамбовской области в Северную столицу, распространил свое влияние на Санкт-Петербург и его чиновников. Чиновничий Питер, как известно, отчасти переехал в Москву, в Кремль, в администрацию президента. И у этого Питера — скоро выборы. А за плечами — тамбовский мешок со старыми связями и давно уже забытым совместным бизнесом, о котором так неудобно вспоминать. Но Кумарин уже вписан в эту систему и все помнит, держит кого надо за жабры уголовных дел, от него не так просто избавиться, а стало быть, и он тоже — административный ресурс, способный при определенной удаче привести в Москву своих людей. Такой вот побочный эффект большой и, казалось бы, гармоничной системы.
Накануне выборов президент Путин оказался в крайне сложном положении. Альтернативы ему пока нет. И различные группировки в его собственной администрации, при поддержке так же разделившихся на партии силовиков, уже тянут президента в разные стороны. При этом нужно учесть, что людей, которые помнят о прошлом друг друга, более чем достаточно. И скандалов с отмыванием денег — полно. И криминальных сообществ с хорошей памятью в России тоже хватает. А кроме Тамбовской области и Санкт-Петербурга есть еще 87 субъектов Федерации, где чиновники воруют, имея на то карт-бланш от более высоких покровителей. Отделаться от всего этого нелегко. Для этого нужно обрубить старые связи, а это нарушит баланс, что, в свою очередь, грозит взрывом и уничтожением всей российской системы управления.
А значит, еще не один десяток лет вся властная вертикаль будет стоять на взаимном учете интересов проворовавшихся чиновников, силовиков и бандитов. Вырваться из этого негласного договора трудно даже для президента. Хотя нет сомнения — он этого хочет.
P.S. Ближе к выборам, сколько бы ни говорили об их первозданной чистоте, ожидается масштабный выброс компромата на питерских и на «семью», а заодно и на президента. Владимира Путина таким образом попытаются привязать к себе и те, и другие.
Разрушить «систему сдержек и противовесов» может только один человек — сам Путин. Потому что у него — не только административный ресурс, но и поддержка населения.
* Документы немецкого следствия по делу «Трех китов» были получены только благодаря усилиям зам. главного редактора «Новой газеты», депутата Госдумы Юрия Щекочихина
** Совершенно случайные совпадения кличек и реальных фамилий в Тамбовской области:
Попов А. В. — депутат облдумы, гендиректор Тамбовского хлебокомбината.
Савинков Ю. Н. — депутат облдумы.
Ладехин А. В. — житель Москвы.
Корнеев А. Н. — местный житель.
Шамоян Д. И. — депутат облдумы, председатель строительного концерна «Дижла».
Юрьев В. М. — ректор ТГУ им. Державина.
(Как нам кажется, все перечисленные люди не имеют ко всему этому ровным счетом никакого отношения, — просто совпадения позабавили.)
|