Глава Минэкономразвития Герман Греф в 2003 г. выйдет из советов директоров сразу трех АО с участием государства - "Аэрофлота", "Шереметьево" и "Роснефти". Это стало ясно после того, как правительство обнародовало свой список кандидатов. В Минэкономразвития это объясняют тем, что министр решил "сосредоточиться на самых ключевых и важных направлениях", а места в менее "стратегических" АО - отдать своим замам.
Греф в этом году может сохранить за собой место в советах директоров лишь двух АО с госучастием - "Газпрома" и РАО "ЕЭС России". А среди кандидатов в советы "Аэрофлота", "Шереметьево" и "Роснефти" (в двух последних компаниях он был председателем совета директоров) его в этом году не оказалось.
Замруководителя аппарата правительства Алексей Волин говорит, что для Грефа в этом нет ничего обидного. Волин отмечает, что в этом году вообще сократилось количество компаний, в советы директоров которых правительство делегирует федеральных министров. По его мнению, это связано с их чрезмерной загрузкой. "А госпредставители должны реально участвовать в управлении предприятиями [в составе совета директоров]", - резюмирует он.
Между тем у Грефа хватало времени на то, чтобы пристально вникать в дела Международного аэропорта "Шереметьево". Особенно живое участие он принял в истории с постройкой терминала "Шереметьево-3". В 2001 г. "Аэрофлот" объявил о начале строительства терминала, и начался конкурс среди международных компаний, желающих управлять новым объектом. Заявки на него подали французская Aeroport de Paris (она считалась главным фаворитом) , турецкий консорциум Tepe, Summa и Akfen, немецкая Nocatief и шведская Skanska. Однако проведение конкурса затягивалось. "Аэрофлот" и "Шереметьево" никак не могли договориться о своих долях участия в будущем терминале, а главе Минтранса Сергею Франку и Герману Грефу не удавалось их помирить.
В декабре 2001 г. в "Шереметьево" появился новый гендиректор - Сергей Беляев, кандидатуру которого предложил сам Греф. Беляев взялся сверстать условия нового тендера и через несколько месяцев озвучил их. Он предложил создать ЗАО "Московский международный аэропорт", в котором контрольный пакет отошел бы "Шереметьево", блокирующий - "Аэрофлоту", а остальные 25% минус две акции - иностранному оператору. Первоначально Греф одобрил этот план, но к середине июля неожиданно отправил его в корзину, потребовав, чтобы иностранному оператору отдали не менее блокпакета акций управляющей компании. Еще через несколько месяцев Беляева уволили - и снова с подачи Грефа, - а тендер, как и проект "Шереметьево-3", по-прежнему существует лишь на бумаге.
Будучи членом совета директоров "Аэрофлота", Греф запомнился весьма яркой инициативой. В феврале 2000 г. он заявил, что государству необходимо создать "второго национального перевозчика, который мог бы составить реальную конкуренцию "Аэрофлоту". Идея Грефа заключалась в том, чтобы объединить госпакеты акций авиапредприятий под одной крышей, передав их в виде вклада в уставный капитал "второго "Аэрофлота". Представители "Аэрофлота" и многих прочих авиакомпаний называли эту идею утопичной, а на условиях анонимности - еще и вредной. Лозунг о "втором "Аэрофлоте" дальнейшего развития так и не получил.
Высокопоставленный госчиновник говорит, что серьезным ударом по самолюбию Германа Грефа станет его уход из совета директоров "Роснефти". Наблюдатели отмечают, что у министра были вполне нормальные отношения с менеджментом. А представители нефтяных компаний даже подозревают, что именно Греф в свое время пролоббировал отмену конкурса по освоению Талаканского месторождения в Якутии в пользу "Роснефти".
Как бы то ни было, "фронт работ" Грефа в компаниях заметно сузился. Пресс-секретарь Грефа Константин Богданов отказался от комментариев по этому поводу. А источник в Минэкономразвития придерживается той же версии, что и Алексей Волин. "Произошло перераспределение нагрузки. Сейчас надо сосредоточиться на самых ключевых и важных направлениях, а остальное отдать заместителям министра, - говорит собеседник "Ведомостей". - Это решение было согласовано с премьером и не связано ни с какими конфликтами внутри правительства или желанием сделать управление компаниями более "рыночным".
|