Разговоры о "Курске" для моряков-подводников не то чтобы табу - скорее, исключительно болезненная тема. Это как резать по еще не зажившей ране. Вот почему мой собеседник, в недавнем прошлом командир идентичной "Курску" субмарины, поначалу наотрез отказывался даже касаться событий годичной давности. Он многие годы прослужил на Северном флоте, лично знал Геннадия Лячина, да и события августа 2000-го проходили у него на глазах, рубцом остались на сердце. Действительно, разве такое забудешь?!
Откровенно побеседовать с корреспондентом "МК" капитан 1 ранга согласился при одном условии: "Не называйте моего имени. Действующий офицер в каком-то смысле лицо официальное, а официальных "рупоров" в ВМФ и без меня хватает". Пришлось согласиться.
- Бытует мнение, что командир "Курска" Геннадий Лячин в самый критический для лодки момент не предпринял всех необходимых действий.
- Не успел, быть может, `- да. Но чтобы он это сделал из-за непрофессионализма или просто по человеческой слабости - никогда в такое не поверю. Геннадий Петрович был очень опытный моряк, исключительно грамотный командир. Таких на Северном флоте сегодня, пожалуй, больше нет. Поищите действующего командира ПЛ с более чем пятилетним стажем - раз-два и обчелся. Кстати, и "новостройку" (так на флоте называют только поступивший корабль. - Прим. авт.) "Курск" в свое время, думаю, не случайно доверили именно ему. Очень порядочный, скромный был человек. И в службе обходился без криков и разносов - экипаж, это я знаю точно, очень его любил.
- Так что же все-таки произошло почти год назад в Баренцевом море?
- Шел плановый сбор-поход кораблей Северного флота. "Курску" предстояли практические ракетные и торпедные стрельбы. Первые - ракетами "Гранит" он отработал штатно, а вот торпедами не успел...
- Это в одном районе происходило?
- Нет, для стрельбы торпедами по отряду боевых кораблей (есть у нас такое упражнение) лодка переместилась примерно на 80-100 миль. Шла в надводном положении. Уже на месте, после доклада, погрузилась где-то метров на 50 - безопасную глубину. Было это еще вечером 11 августа. А стрелять предстояло 12-го в 15 часов. Чем все это время занимался экипаж? Во-первых, думаю, командир дал всем свободным от вахты как следует выспаться. Затем экипаж занялся подготовкой к стрельбе: в первую очередь "прострелил" торпедные аппараты водой. Разумеется, после того как вытащил из них оружие (оружием подводники называют торпеды и ракеты). Возможно, к этому моменту (примерно в 11 часов утра) уже обнаружилась какая-то неисправность торпед, даже была сыграна "тревога" или повышена готовность отдельных командных пунктов и постов. Не исключено, что "Курск" всплывал для донесения погоды в районе - такое положено делать при стрельбах практическими торпедами. Это вам не всепогодное боевое оружие. Практические торпеды имеют ограничения по метеоусловиям.
- А чем они отличаются от боевых?
- В практической торпеде нет боезапаса, она снаряжена абсолютно по-другому: у нее имеется всплывающее устройство, установлена записывающая аппаратура. После стрельб торпеды отлавливают, в базе проверяют, есть ли регистрация цели, сработала ли головка самонаведения, взрыватель и т.д.
К чему я все это говорю. Просто не могу просчитать ситуацию, когда практическая торпеда стала бы взрывоопасной. Никогда с таким не сталкивался. Да что там я, подобного не знает вся история подводного флота! Ну ничего не может с ней произойти - болванка, она и есть болванка, лежит себе на стеллажах. Их эксплуатируют бог знает сколько лет, использовали на других проектах лодок.
- Могли принести беду ракеты "Гранит"? Насколько я знаю, стрельба производится 2-3 ракетами, а на "Курске" их было 24 штуки.
- При чем здесь ракеты? Если бы они взорвались, были бы все борта разворочены - ракеты-то по борту расположены, начиная с конца первого отсека и дальше вдоль 2-го, 3-го и 4-го. Не в ракетах дело.
- Тогда давайте другие версии рассматривать. Например, столкновение с каким-то неопознанным объектом.
- Исключено. Конечно, в Баренцевом море постоянно ходят чьи-то корабли и лодки. Знаю, что в тот период наши учения отслеживали американская субмарина и норвежское разведывательное судно "Марьята". Но противолодочные средства Северного флота были задействованы на полную катушку - они и близко никого не подпустили бы к "Курску". Допустим, гипотетически наша лодка столкнулась с американской. Тогда субмарина с тоннажем, меньшим, чем у "Курска", обязательно легла бы рядом на дно. Больший тоннаж только у российских кораблей другого проекта, но все они в это время находились в базе. У американцев даже АПЛ типа "Огайо" имеют несколько меньший тоннаж, у "Лос-Анджелеса" водоизмещение всего семь с половиной тысяч тонн - куда им до "Курска".
С российской лодкой Лячин тоже столкнуться не мог - каждой нашей субмарине нарезается строго определенный район, расстояние между лодками не менее 25 миль. Все это связано с безопасностью плавания.
- На сбор-походе ведь действовали и надводные корабли.
- На авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" намекаете? Он выполнял ракетные и артиллерийские стрельбы. Но работал уже после того, как отстрелялся ракетами "Курск". Не только по времени было разнесено выполнение учебно-боевых задач, но и по районам. "Кузнецов" ни теоретически, ни практически не мог накрыть ракетами "Курск", а тем более врезаться в него.
- Представим на секунду, что у кого-то из экипажа лодки поехала крыша. Мог ли он организовать взрыв?
- Это только в кино маньяк-террорист без проблем лодку захватывает. В жизни с таким не встретишься. Ладно, сыграю в вашу игру. Пускай, скажем, командир БЧ-3, опытный офицер и специалист, решил устроить "день Нептуна". Так вот, чтобы взорвать торпеду, ему придется потрудиться в поте лица часов этак девять. Торпеду придется всю раскрутить, рассоединить, чтобы добраться до взрывателя. Она же герметична, для водонепроницаемости ее узлы стыкуются через кольца. А вообще, чтобы торпеда взорвалась, надо как минимум, чтобы она вышла из аппарата и удалилась на безопасное для лодки расстояние. В случае любой неисправности она просто утонет - сработает автоматика.
- Ваша версия случившегося? "Курск" ведь не "Летучий голландец"...
- Не исключено, что "Курск" напоролся на мину времен Великой Отечественной войны. Встречи с ними по-прежнему нередки. По большей части морские мины вовремя обнаруживают, отлавливают или уничтожают на месте. Как правило, эти ржавые, но все еще опасные рогатые шары плавают на поверхности. Но кто сейчас точно вам скажет, был ли "Курск" в надводном или подводном положении? Лодку в это время никто не отслеживал, в том числе и с воздуха.
Кстати, мина могла быть и притоплена. Болталась она по всему Ледовитому океану, а потом ее течение в Баренцево море занесло. Впрочем, таких "сюрпризов" по сей день немало и в шхерных районах - у того же Шпицбергена или острова Медвежий. Стояла "рогатая" на якоре, а потом минреп - это такой трос для крепления мин - проржавел, и пошла гулять по волнам...
Ну, а что произошло с "Курском" на самом деле, думаю, мы все же когда-нибудь узнаем. Возможно, после подъема лодки.
|