В кризисной ситуации добросовестные и солидные банки, как правило, стараются вести себя максимально дружелюбно и, главное, порядочно по отношению к своим клиентам. Это можно было наблюдать и во время коронавирусной пандемии, и после начала специальной военной операции. Испуганные происходящим клиенты – причём, не только физические лица, но и предприятия и организации, - могут поддаться панике и совершать неразумные и нерациональные операции. В подобной ситуации задача добросовестных банкиров – предостеречь клиентов от ошибочных действий, предложить им выгодные и соответствующие текущему моменту продукты и условия обслуживания.
Однако нередки случаи, когда кредитные учреждения, напротив, пытаются использовать политическую или экономическую ситуации в стране в своих личных интересах, становясь на путь если и не мошенничества, то лукавства, с ним граничащего. Обычно подобные вещи практикуются банками третьего эшелона. И тем удивительнее, что о подобной практике сообщили СМИ в отношении «ОТП Банка», входящего в ТОП-50 банков России.
«ОТП Банк» - кредитная организация с венгерскими корнями, «дочка» OTP Bank Group, которая около года назад заявила о намерении по примеру других европейских стран свернуть свой бизнес в России. А пока этого не произошло, российский менеджмент банка, как пишут СМИ, пустился, что называется «в отрыв» в стремлении за оставшееся время получить как можно больше дохода. Что будет с клиентами завтра, и будут ли эти клиенты вообще, руководителей «ОТП Банка», похоже, не слишком беспокоит.
Как выражался Хмырь из культовой ленты «Джентльмены удачи», не слишком это благородное занятие - «мелочь по карманам тырить». Между тем интернет завален жалобами частных клиентов на «ОТП Банка»: кому-то выставили комиссию 10 000 рублей якобы за открытие валютного счета (а по факту всучили ненужный сертификат на юридические услуги), кого-то заставляют обслуживать кредит за товар, который покупатель даже не получил в магазине, кого-то вводят в заблуждение с кэшбеком и начислением процентов на остаток. Как утверждается, в частности, в магазине бытовой техники представители «ОТП Банка» к кредиту на телевизор навязали клиенту сразу две страховки по 30 000 рублей. И кредит на телевизор стоимостью 120 000 рублей со всеми комиссиями и страховками вырос до 200 000 рублей. А кредитная ставка, указанная в договоре - 90% годовых!
Если верить этим сообщениям, «ОТП Банк» на фоне грядущего исхода из России, как говорится, не стесняется и ни в чём себе не отказывает. Как следствие, против банка подано множество судебных исков. Причем, не только от частных клиентов, но также от крупных компаний и даже государственных структур.
«ОТП Банку» удалось получить значительную часть рынка банковских гарантий в сфере госзакупок, после чего журналисты сообщили, что финансисты стали под разными предлогами уклоняться от исполнения своих обязательств. Среди тех, кто сегодня предъявляет судебные претензии к «ОТП Банку» - Фонд капитального ремонта г. Москвы и другие заказчики, убытки которых исчисляются сотнями миллионов.
К сожалению, судебная система не так расторопна, как хотелось бы, и до рассмотрения исков по существу «ОТП Банк» вполне может успеть покинуть российский рынок. Если же взыскание астрономических сумм с банка приведёт к его банкротству, что это также может оставить клиентов у разбитого корыта.
Венгерских хозяев банка, похоже, это не смущает. Сама Венгрия занимает по отношению к России заметно более дружелюбные позиции, чем другие европейски страны, во всяком случае, пока. У OTP Group Bank есть бизнес не только в России, но и на Украине, которая объявила венгерских банкиров «спонсорами терроризма». В ответ Венгрия блокирует антироссийские санкции и выделение средств на снабжение Украины оружием. Если Украина поменяет своё мнение, то Венгрия может отозвать своё своеобразное вето, и тогда уже ничто не помешает «ОТП Банку» направить доходы, заработанные в России, например, на поддержку военных украинских проектов.
Это, конечно, имеет немалое значение для российских клиентов «ОТП Банка», но не меньше они переживают и за свои деньги. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что «мы бы не хотели бегать по рынку с дубинкой, которая у нас, конечно, есть. Поэтому надеюсь на благоразумие банкиров». Вопрос о таком благоразумии, думается, весьма актуален для менеджеров «ОТП Банка».
Еще в 2021 г. у ЦБ появилось право приостанавливать продажи и требовать у банка обратно выкупить продукт, напомнила Набиуллина. Такую меру регулятор может применять в случае, если финансовая организация при продаже утаивает от потребителей важную информацию об ограничениях и рисках, вводит клиентов в заблуждение относительно возможного дохода и гарантий, а также выдает один финансовый продукт за другой, более надежный. Учитывая сложную ситуацию в секторе, год назад ЦБ таким правом еще не пользовался, сказала Набиуллина, но точно начнет его задействовать в этом году, если практики не прекратятся.