Профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи во вторник, 9 апреля, рекомендовал палате принять во втором, основном чтении законопроект об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета в случае отключения от глобальной инфраструктуры всемирной сети, информирует ТАСС.
Напомним, что законопроект в первом чтении был принят Госдумой в феврале 2019 года. 14 декабря прошлого года авторы законопроекта о защите российского сегмента интернета - сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Госдумы Андрей Луговой, внесли его на рассмотрение Думы. Как заявлял Клишас, законопроект позволит создать независимую инфраструктуру для бесперебойного функционирования интернета в РФ. Проект закона был подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США, о чём говорится в пояснительной записке к самому законопроекту. По имени одно из авторов закон получил свое распространенное в российском обществе название «Закон Клишаса».
Напомним, что законопроектом, согласно пояснительной записке, определяются необходимые правила маршрутизации трафика. «Создаётся возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. Определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком».
Известно, что к законопроекту ко второму чтению его в Госдуме поступило 58 поправок, 37 рекомендуется к принятию, 21 — к отклонению.
Сегодня, 9 апреля, глава комитета Леонид Левин сообщил журналистам, что корректировками уточнено, что Роскомнадзор «определяет порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети оператора связи технических средств противодействия угрозам». «Если в ходе рассмотрений претензий абонента выявлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора оказания услуг, может быть связано со сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам, то оператор связи вправе направить в Роскомнадзор запрос о предоставлении сведений о функционировании данных средств», - сказал он.
В законопроекте уточнено, что «обеспечение устойчивого и безопасного функционирования на территории РФ сети интернет осуществляется операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих государственную границу, а также иными лицами, если эти лица имеют номер автономной системы». Технологические сети, которые не имеют выхода во внешний интернет, не подпадают под регулирование будущего закона, добавил Левин.
Также, подчеркнул Левин, именно Роскомнадзор «координирует обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ сети интернет», а Правительство РФ утверждает порядок ведения надзорным ведомством реестра точек обмена трафиком, в том числе порядок направления в Роскомнадзор уведомлений собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком и порядок включения в данный реестр.
Одновременно, согласно поправкам, «правительство определяет виды угроз устойчивости безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети интернет, регламент таких угроз, требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизации управления сетями связи общего пользования, способы определения Роскомнадзором технической возможности исполнения указаний, передаваемых в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, а также условия и случаи, при которых операторы связи имеют право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам».
Законопроект вступит в силу с 1 ноября 2019 года, это предусмотрено поправками ко второму чтению в Госдуме и необходимостью принятия ряда подзаконных актов. При этом, добавил Левин, операторов связи обяжут пользоваться национальной доменной зоной с 1 января 2021 года.
Левин подчеркнул, что с точки зрения рядового гражданина закон не повлияет на пользование интернетом.
«Все рассуждения о том, что после принятия закона интернет в России будет работать, как в Китае, некорректны и не соответствуют действительности», - заявил он. «Мы не запрещаем работу западных сервисов в нашей стране, а всячески приветствуем их работу и стараемся интегрировать их развитие на территории РФ», - сказал Левин.
Напомним, что в конце февраля Президент РФ Владимир Путин заявил на встрече с представителями российских информагентств и печатных СМИ, что есть угроза отключения России от мировой сети интернет. Путин сказал, что не может говорить «за наших партнеров», что у них на уме.
«Я думаю, что они сто раз подумают, прежде чем это сделать. Но теоретически все возможно. Поэтому мы, конечно, должны создавать такие сегменты, которые ни от кого не зависят», — отметил он.
Также напомним, что второе чтение законопроекта «Об устойчивом Рунете» совпало по времени с работой 10-го по счету форума, посвященного вопросам глобального управления сети Интернет, — Russian Internet Governance Forum (RIGF) 2019, в ходе работы которого специалисты из разных стран, в том числе, обсуждают вопросы кибербезопасности Сети.
Почему так важно принять закон сейчас
Принятие законопроекта нацелено на создание дублирующей, резервной инфраструктуры, необходимой для работы Интернета в России, что позволит нашей стране оставаться частью мирового Интернет-пространства. Стоит добавить, что законопроект – авторский труд нескольких депутатов, а консолидированное мнение экспертов, с которыми работали депутаты.
Важно отметить, что на реализацию законопроекта, то есть на «Информационную безопасность», в бюджете страны уже заложено 20 млрд рублей. Такую же сумму денег Россия может потерять за один день, если страна вдруг окажется отключенной от глобальной Сети. А чем дальше развитие цифровой экономики, тем последствия больше.
Надо отдавать себе отчёт, что если Рунет будет отключен от корневых серверов, находящихся за рубежом, поскольку в России таковых нет физически, то внутри страны «упадут» все сервисы, начиная от банковских услуг и парализации документооборота государственных и частных организаций, и заканчивая сделками с недвижимостью, покупкой билетов в онлайн-кинотеатрах и сетевыми играми.
Вот почему в качестве мер защиты от угроз предлагается подключение операторов связи к национальной системе DNS, которая позволит гарантировать доступ к нашим сайтам, даже если кто-то извне попробует отключить нам Интернет.
Не мене важно создать и запустить в работу центр мониторинга, который получит возможность в случае нештатных ситуаций координировать взаимодействие операторов связи – сегодня они это вынуждены делать самостоятельно. При этом управление сетями связи будет оставаться полностью в руках операторов связи.
Стоит вспомнить также и информацию, предоставленную в своё время Э.Сноуденом, согласно которой представители США причастны к случаю отключения Интернета в Сирии, имевшему место 29 ноября 2012 года. В течение более 2 суток вся страна не имела доступа к Интернету. Причиной стали действия АНБ США, при которых использовались «закладки», внедренные в программное обеспечение оборудования маршрутизации крупнейшего национального оператора связи.
В своих интересах США в любой момент могут изъять IP-адрес и доменные имена у их владельцев вне зависимости от юрисдикции таких лиц. Соответствующие предписания направлялись в региональные Интернет-регистратуры, действующие под эгидой компании PTI (IANA), относящейся к юрисдикции США. Напомним, что это им позволяют законопроекты «О борьбе с пиратством в Интернете» (Stop Online Piracy Act - SOPA) и «О защите IP-адресов» (PROTECT IP Act - PIPA).
Так, например, 4 июня 2018 г. американская компания GeoTrust заблокировала SSL-сертификат Общественной палаты РФ с формулировкой: «К сожалению, наложенные Соединенными Штатами санкции требуют, чтобы мы отозвали ваш сертификат для *.oprf.ru из-за того, что ваша организация аффилирована с Донецкой Народной Республикой, находящейся под санкциями Управления по контролю над иностранными активами (OFAC)». Правда, каким образом ОП РФ аффилирована с ДНР, в сообщении компании не уточнялось.
Почему сейчас возможно принятие законопроекта
Приверженцев абсолютной свободы Интернета в России - только 11%. Остальные считают, что государство должно регулировать Сеть, но при этом обязательно прислушиваясь к мнению общества. К такому выводу пришли эксперты ВЦИОМ в своем исследовании, проведенном в августе 2015 года.
Согласно анализу, около половины россиян все же ратуют за необходимость цензуры в Сети (49%), причем такое мнение свойственно 43% интернет-пользователей и 57% тех, кто ей не пользуется. 40% опрошенных полагают, что все зависит от типа информации, которая распространяется.
Более половины опрошенных (53%) полагают, что в вопросах регулирования Интернета государство обязано консультироваться с населением и согласовывать свои решения. Чем чаще респонденты пользуются Сетью, тем они более склонны придерживаться подобной позиции. Мнение о том, что органам власти следует учитывать общественную позицию по данному вопросу, но окончательное решение принимать возможно самим, высказывает треть (33%).
Согласно исследованию, проводившемуся экспертами ВЦИОМ в конце января 2019 года, россиянам нравится идея создания странами БРИКС независимого сегмента интернета. Предложение России о создании независимого интернета в рамках границ стран-членов БРИКС нашло поддержку 58% Россиян (против высказались 29%).
Преимуществами создания отдельного интернета странами БРИКС половине россиян кажется повышение уровня безопасности данных россиян в целом – с этим согласны 49%, лучшая защита от международных хакеров (предотвращение возможных атак) – 49%. С другой стороны, 41% опрошенных опасается ограничения доступа к ресурсам глобального интернета в случае реализации данной инициативы. 42% россиян согласны с высказыванием, что Интернет используется зарубежными странами против России. Среди активных пользователей Сетью так считают 36%, а среди не пользующихся - 47%. С утверждением о том, что Интернет – угроза политической стабильности в стране, согласна также почти четверть россиян (24%), и вновь такую позицию скорее склонны поддерживать не пользующиеся Сетью граждане (33%). Меньше всего россиян (21%) являются сторонниками мнения, что Интернет – угроза демографической ситуации в России. Здесь также - не пользующиеся интернетом респонденты свое согласие высказывают чаще.