Общество 04.07.20 21:41

Главный «домкрат» мировой авиации

FLB: Нашему многолетнему другу, великому авиатору и достойнейшему представителю человечества Джону-Джеку Эндерсу - 90!

Главный «домкрат» мировой авиации

В жизни многих определяющую роль имеет случай. Недаром его называют Его Величество Случай. Анализируя событие, произошедшее в авиационной среде на стыке веков, в период смены социально-политической формации в СССР, я прихожу к выводу, что такое бывает лишь у тех, кто ждёт явления подобного случая, чтобы исполнить свою мечту, желание. Попробую пояснить, что появление в моей жизни Джона Эндерса – это как раз тот самый, повторюсь, счастливый случай. Однако прежде чем посвятить этому человеку те высокие слова, которые он, безусловно, заслужил, я бы хотел вернуться к обстоятельствам сопутствующим этим событиям более 30 лет назад.

…Конец 80-х годов прошлого столетия. Ещё продолжается «холодная война». В СССР - Перестройка и Гласность. После десятилетий жизни за «железным занавесом» налицо наличие раскованности в обществе, небывалая активизация международного общения. Вместе с тем, как и в целом в обществе, так и авиации витает предчувствие чего-то тревожного. Только «на самом верху» известно – дела плохи. Цены на нефть катастрофически несутся вниз. Пуста государственная «казна». Над реализацией хорошо продуманных многочисленных государственных программ, направленных на повышение безопасности полётов, завис нож финансовой гильотины. Обеспокоенные авиаторы шлют тревожные письма Горбачёву. В ответ - пустые отписки чиновников.

«СЫНКИ, ПОСЫЛАЮ ТРИ РУБЛЯ В КОНВЕРТЕ»

И тут неожиданно руководитель МГА СССР, главный маршал авиации Борис Бугаев получает письмо от президента Всемирного фонда безопасности полётов Джона Эндерса. И не просто, а с подробным описанием деятельности авторитетной и независимой общественной организации, пекущейся о проблеме повышения безопасности полётов в мире с 1947 года, причём с предложением о сотрудничестве. Я уверен и сегодня - это важное письмо в СССР попало в нужное место и в точное время.

Авторитетные авиаторы Иван Машкивский, председатель Государственной комиссии по безопасности полётов гражданской авиации СССР (Госавианадзор СССР), Татьяна Анодина, руководитель одного из важнейших научно-исследовательских институтов, шеф-пилот М. Горбачёва, генерал- майор авиации Алексей Майоров, первый заместитель начальника Главного штаба Военно-воздушных сил генерал-полковник авиации Иван Модяев, начальник военного сектора Научно-экспериментального центра автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД) генерал майор Алексей Задорожный, представитель Главного оперативного управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР полковник Александр Травников, Геннадий Бочаров известный публицист, член Союза писателей СССР, Сергей Черемных, начальник гражданского сектора Главного центра единой системы управления воздушным движением (ГЦ ЕС УВД СССР) и ваш покорный слуга - начальник Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР (Глав УВД МГА СССР) Валерий Шелковников идею организовать подобный Фонд в СССР поддержали практически мгновенно. Даже складывалось впечатление, что мы уже много лет вынашивали её. Эти люди и вошли в инициативную группу по организации Международного фонда безопасности полётов СССР, ибо понимали:
- Даже самая развитая государственная авиационная структура не в состоянии охватить весь спектр имеющихся проблем;
- Государственным организациям не хватает необходимой гибкости и оперативности;
- Служащие государственных учреждений, будучи зависимыми от многочисленных правительственных органов, не всегда готовы проявлять смелый, независимый, объективный и беспристрастный подход к решению отдельных вопросов.

Собравшись вместе, участники этой группы подписали Протокол об организации Фонда, единогласно избрав председателем правления Фонда председателя Госавианадзора Ивана Машкивского, подчинявшегося первому заместителю Председателя Правительства СССР, а резидентом - начальника Глав УВД Валерия Шелковникова, тоже чиновника, подчинявшемуся Министру гражданской авиации. Однако, очень быстро, включившись в подготовку документов для регистрации, юристы наш восторженный порыв охладили, а некоторые из них даже саркастически «крутили пальцем у виска». Причина была очевидной - в СССР отсутствовал «Закон об общественных объединениях». Нам намекнули: «Не забывайте, даже могущественная Коммунистическая партия СССР, де-факто являющаяся общественным объединением, де юре - функционирует нелегитимно более 70 лет. Не всё так просто».

Но как отказаться от задуманного, когда «на дворе» бушевало опьянение от вседозволенности и свободы. И вновь пришёл на помощь случай. Встретился всем нам на жизненном пути молодой жизнерадостный человек с элементами авантюризма – тогдашний президент Фонда социальных изобретений СССР Геннадий Алференко. Бесконечно влюблённый в авиацию, он быстро помог подготовить необходимые документы на регистрацию Фонда под эгидой его «солнечной» организации, скрепив своё решение огромной печатью, «вдохнул жизнь», без всякого «Закона об общественных объединениях», а банк открыл счёт. Основные формулировки задач вновь созданной нами организации мы полностью взяли из Всемирного фонда безопасности полётов. Это награждение авиаторов за героизм, мужество и находчивость, пропаганда безопасности полётов и международного опыта, а также проведение международных семинаров по этой важнейшей тематике.

Как мне сегодня не вспомнить добрым словом Анну Павловну Смирнову, которая первой откликнулась на наше объявление в СМИ об организации Фонда: «Сынки, посылаю три рубля в конверте. Больше не могу - я пенсионерка. Боритесь за безопасность. Мой единственный сын погиб в авиакатастрофе». Прочитав эти слова, мы не только умом, но и сердцем восприняли истину, какой груз ответственности возлагает на себя новое общественное объединение.

ДЖОН ОН ЖЕ JACK

Основным приоритетом, естественно, избрали сотрудничество со Всемирным фондом безопасности полётов. Получая от Джона Эндерса уникальные материалы по предотвращению авиационных происшествий, мы рассылали их коллективным членам. Проводили совместные международные семинары по безопасности полётов, присуждали авиаторам страны не только наши, но и высокие награды Всемирного фонда. По предложению господина Эндерса первым посмертно удостоился награды «За героизм» Анатолий Грищенко, лётчик-испытатель, принимавший участие в ликвидации Чернобыльской атомной катастрофы. Вторым её получил Иннокентий Цивилев, бортмеханик вертолёта Ми-8. Зимой, сам с переломанными ногами, три дня подряд Иннокентий поддерживал пламя костра, спасая тяжелораненых пилотов и пассажиров разбившегося вертолёта.

Активная деятельность Фонда быстро снискала признание и авторитет среди авиаторов, а количество коллективных членов достаточно быстро выросло до сотни. Первые средства были потрачены на размножение и рассылку в авиапредприятия более тысячи экземпляров «Руководства по предотвращению авиационных происшествий ИКАО». Проведённый нами анализ показал, что этот важнейший документ, описывающий на тот момент современные концепцию и методы предотвращения авиапроисшествий, и направленный из штаб-квартиры ИКАО в СССР в  количестве не более 50 экземпляров, к сожалению, осел на столах (а может, и в столах) крупных руководителей ведомств, так и не дошёл до авиаторов. Д ля нас исправить ситуацию это означало организацию своего рода миссионерскую акцию, направленную на расширение круга единомышленников. Многие авиаторы стали говорить «на одном языке», а точнее, успешно применять документ  в повседневной работе.

В феврале 1990 года правительство СССР ;поручило мне с делегацией подписать в США Меморандум об открытии полётов из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный Ледовитый океан, территорию СССР и обратно. В Нью-Йорке, впервые судьба позволила лично познакомиться с Джоном Эндерсом. Ранее мы общались лишь с помощью факсов – не было электронной почты. Эндерс оказался умным, обаятельным, опытнейшим авиатором лётчиком-испытателем НАСА, более 20 лет проработавшим в этой авторитетной организации, в том числе руководителем Департамента безопасности полётов, а в последующем консультантом Конгресса США по внедрению спутниковых технологий и руководителем штаба Национального совета по аэронавтике и исследованию космического пространства (группа по разработке политики) при президенте Соединённых Штатов. В дальнейшем в течение 14 лет был президентом и генеральным директором Всемирного Фонда безопасности полётов. Он с вдохновением делился с нами опытом этой авторитетной независимой общественной организации, работающей на повышение безопасности полётов в мире.

Наше знакомство, начатое в Нью-Йорке, переросло в простую человеческую дружбу, которая продолжается вот уже более 30 лет. Кстати, по его просьбе его часто называют Джек/Jack - уменьшительная форма от имени Джон. Так проще, пояснил он на одной из дружеских вечеринок и развил свою мысль пояснением слова «джек» в английском языке - jack – это домкрат для подъёма тяжёлых грузов. И ведь, действительно, он, Джек, человек, привыкший не только поднимать, но и решать сложные и тяжёлые проблемы.

И вот в октябре 1991 года свершилось «чудо». Первый заместитель министра юстиции СССР вручил Свидетельство о регистрации нашей организации. Радость была неописуемой – мы легитимны! Между прочим, на церемонии вручения Свидетельства о регистрации Компартия СССР получила его позже нас, чем вызвала даже возмущение ;влиятельнейшего управляющего делами ЦК КПСС. «Надо было регистрировать 70 лет назад» - бросил реплику осмелевший замминистра юстиции.

8 декабря 1991 года, как известно, СССР перестал существовать. Все тогда вспомнили восклицание великого Конфуция: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» Перемены, ясно, не заставили себя ждать. В 1993 году расстрел парламента совсем случайно не закончился большой бедой.

КОД «ENDER» НА ВОЗДУШНОЙ ТРАССЕ В СИБИРИ

Несмотря на стремительно меняющуюся ситуацию в нашей стране неутомимый Джек Эндерс буквально «исколесил» её, выступив, в частности, с лекциями по концептуальным основам предотвращения авиационных происшествий в Рижском аэронавигационном училище Латвии. Совместно с Международным фондом безопасности полётов СССР и России организовал в СССР, России и СНГ множество важных международных семинаров по безопасности полётов, в том числе первый семинар «Угроза вулканической деятельности для авиации» на Камчатке, организовав финансовую помощь учёным Института вулканологии в период развала СССР, через иностранные авиакомпании выполнившим полёты по маршруту Анкоридж - Токио над Тихим океаном. Мы ежегодно проводили награждения авиаторов за героизм, мужество и находчивость в России и СНГ. Неоднократно встречаясь с известным учёным, генералом Владимиром Пономаренко, руководителем Института авиационной и космической медицины, Джек способствовал организации у нас Центра добровольных сообщений авиаторов. Он установил великолепные дружеские отношения с председателями правления и членами правления Международного фонда безопасности полётов СССР и России, а также с главными редакторами журналов «Гражданская авиация» и «Авиасоюз», отраслевой газеты «Воздушный транспорт», вносящими существенный вклад в дело пропаганды безопасности полётов.

За период своей активной деятельности Джек Эндерс награждён высокими национальными наградами США и других стран. Советские и российские - это Медаль Юрия Гагарина, Золотая медаль генерального авиаконструктора Михаила Симонова (ОКБ «Сухой»), Серебряная медаль Межгосударственного авиационного комитета. В 1994 году он был избран почётным президентом Международного фонда безопасности полётов России. За заслуги по организации международной аэронавигации из Северной Америки - через Северный Ледовитый Океан - СССР в Юго-Восточную Азию и обратно в честь Джона Эндерса в воздушном пространстве Российской Федерации (международная воздушная трасса в районе Сибири) присвоен Код (Пункт) обязательных докладов экипажами воздушных судов под названием «ENDER».

На созданном Джеком Эндерсом надёжном фундаменте отношений с нашей страной, пришедший ему на смену энергичный президент Всемирного фонда Стюарт Метьюз продолжил укрепление сотрудничества с нашей организацией. Апофеозом этих взаимоотношений стало проведение в Москве 58-го ежегодного международного Саммит-семинара Всемирного фонда безопасности полётов, Международной ассоциации воздушного транспорта, Международной федерации лётной годности, совместно с Международным фондом безопасности полётов России в 2005 году. Семинар под девизом «Безопасность – дела каждого» собрал в морозной, ноябрьской Москве около 500 участников.

Дорогой друг, все твои соратники из огромного региона мира с воодушевлением встречая твой замечательный юбилей, передают тебе большой привет, желают здоровья и долгих лет жизни! Ты много сделал для мировой авиации и предстал перед людьми по другую сторону океана как гражданин мира, высоко порядочный, творящий добро человек.

С огромным уважением и безграничной благодарностью за личные человеческие контакты и многолетнее творческое содружество, твой ученик, бывший президент Международного Фонда безопасности полётов СССР и России, ныне президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» -
Валерий Шелковников

Мы в соцсетях

Новости партнеров