Общество 03.05.18 19:09

Ключи в обмен на славу. Блокировка Телеграм всё больше напоминает договорённость

Ключи в обмен на славу. Блокировка Телеграм всё больше напоминает договорённость

Версия о том, что Павел Дуров давно и в полном объеме сдал ключи шифрования, появилась ещё до того, как Таганский суд Москвы вынес решение о блокировке. Причем споры в основном велись не о том, сдал ли на самом деле, а о том, кому сдал. Последующие события – что и как происходило вокруг Телеграма – делают основным предположение, что тем, кто требовал, тому и сдал.

Решение о блокировке было принято 20 марта. А уже на следующий день в русскоязычном Forbes выходит вполне основательный материал «Большая игра. Почему Павел Дуров не боится ФСБ». Forbes, заметим, поклонником российских властей не является…

И вот два вопроса, которыми задаётся издание. А может ли Дуров всего лишь делать вид, что не хочет отдавать ключи шифрования? Ответ – может, и по нескольким причинам. Главная из них – «это обеспечивает ему эффектный пиар, особенно в глазах запада». Американский журнал справедливо отмечает, что блокировка (или имитация таковой) Телеграма в России сделала этот мэссенджер объектом внимания крупнейших мировых СМИ. Как кстати в преддверии объявленного Дуровым ICO! А ещё, пишет Forbes, «история с ФСБ может сделать Дурова жертвой политического режима в глазах западных государств». Тоже неплохой способ для капитализации, примеров тому – масса.

Второй вопрос. Понятно, что отдать ключи публично было бы катастрофой и для самого Дурова, и для его Телеграма, прославившегося в России своими околополитическими инсайдерскими «канальчиками». Это поставило бы на них крест. «Но если у Telegram действительно есть техническая возможность отдать ключи, а весь этот шум — эффектная пиар-кампания, то в итоге мессенджер в России могут действительно ненадолго заблокировать, – продолжает издание. – Такую версию развития событий предполагают даже источники Forbes, близкие к самому Дурову: несмотря на официальные заявления основателя компании, мы можем не узнать, будет ли он сотрудничать с ФСБ на самом деле или нет».

При этом по понятным причинам Forbes как бы намекает, что сам же Дуров такую операцию и придумал. Ну не хвалить же за находчивость Федеральную службу безопасности РФ… При этом на свой же вопрос журнал не отвечает: так почему же Павел Дуров не боится ФСБ?

В самом Телеграме, кстати, авторы популярных каналов открыто говорят о том, что отсутствие боязни связано с … наличием договорённостей. Если ключи уже отданы, если в обмен ты, как и договаривались, получит шикарную раскрутку на родине и за рубежом, если благодаря этому ты неплохо увеличиваешь своё личное состояние, то чего бояться? Тем более, что в прошлый раз всё получилось.

Когда в прошлый раз? А разве не околовластным бизнес-структурам принадлежит теперь первое детище Дурова – социальная сеть «вКонтакте»? Разве не сдал он её практически по первому требованию? Разве не благодаря этому смог создать Телеграм? И если сдал тогда, то что помешало бы ему сделать это сегодня? Случайно ли, как отмечает оппозиционный канал «Перекрытая Россия», незадолго до так называемой «блокировки» вице-президентом Telegram был назначен бывший вице-президент вКонтакте Илья Перекопский – тот самый, которого сам же Дуров обвинял в попытках повторить сценарий?

И ещё два поистине удивительных факта. Небольшой прокол спецслужб – отрабатывая публичную версию о том, что блокировка Телеграма связана с возможным использованием этого мессенджера террористами, сразу в нескольких последних сообщениях о задержании таковых отмечается: использовали Телеграм. Использовали и на том попались? А как, если все сообщения зашифрованы?

Ну и митинг 30 апреля – не вишенка ли на этом праздничном торте договорённостей? Всем прекрасно известно, что массовые акции хотя формально и согласовываются мэрией, но по факту это согласование невозможно без одобрения правоохранительных органов. В том числе ФСБ. Отдали должок?

Павлу Дурову действительно очень выгодно выглядеть этаким персонажем политического или шпионского триллера. Но в «бондиане» Дурова всё перевёрнуто с ног на голову. Он, как Лё Шифр, бежит от «коммунистического строя» и вступает в поединок со спецслужбами. Но в отличие от от того, настоящего Лё Шифра, играет с ними краплёными картами.

Мы в соцсетях

Новости партнеров