В этот день, 3 ноября 2003 года, самый «прозрачный» олигарх России Михаил Борисович Ходорковский прямо из изолятора покинул компанию «Юкос». По этому поводу он сделал весьма пафосное заявление, сочтя серию уголовных дел в отношении менеджеров компании, причинённый государству ущерб на 20 миллиардов долларов, и свои персональные обвинения по семи статьям Уголовного Кодекса РФ «беспрецедентным успехом», который «не имеет аналогов».
ХИТРЫЙ ПАФОС НАЛОГОВОГО АФЕРИСТА
Из заявления следовало, что компания «добывала нефть», а вовсе не «скважинную жидкость», которую без всякого экономического смысла, чаще всего только на бумаге, перемещали через мутные фирмы-прокладки, зарегистрированные на подставных лиц. Именно поэтому, весьма трогательно в словах Ходорковского выглядел пассаж о налогах – «налоги, уплачиваемые компанией в бюджеты всех уровней, превысят в этом году 5 млрд долларов». «Этот год» в данном случае год 2003, потому что налоговые службы уже вовсю занимались предыдущим периодом «прозрачной деятельности» Ходорковского, о чём он прекрасно знал, а потому решил высказаться весьма хитро. Зато не забыл намекнуть «гражданскому обществу», сколько он скормил ему финансовых витаминов, сообщив, что «cвыше 100 млн. долл. ежегодно направляется на благотворительные программы». В целом же, «мы вместе сделали то, что семь лет назад казалось немыслимым» - сообщил Ходорковский.
КРАЖА У ГОСУДАРСТВА БОЛЕЕ 20 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ
Уже через год, в ноябре 2004 года, «немыслимое» нашло отражение в реальности, точнее, в документации налоговой службы России, специалисты которой, преодолевая сопротивление менеджмента кампании, давали сводки о том, как в «Юкосе», выражаясь словами Ходорковского, «реализовали принципы финансовой прозрачности и социально ответственного ведения бизнеса».
По состоянию на начало ноября 2004 года, сумма налоговых претензий к Юкосу за 2000-2002 годы превысила $14 млрд., к «Юганскнефтегазу» – $3,3 млрд. Ближе к концу ноября была завершена проверка налоговой дисциплины Юкоса за 2003 год - общая сумма налоговых претензий к компании за 2003г. составила 169 млрд 947 млн 112 тыс. 609 руб.
Юристы нефтяной компании, само собой, подавали протоколы разногласий и бодались с налоговой службой в судах – без видимого эффекта. «Тело» налогового долга «компании немыслимой честности и прозрачности», никуда не исчезало. «Компания использовала изощрённые схемы ухода от налогов и после ликвидации оставила за собой непогашенную задолженность в размере 227 млрд рублей» - отмечал в своём сообщении Конституционный Суд России, высказываясь касательно финансовых притязаний жуликоватых «основных акционеров» НК «Юкос» на выплаты им компенсаций из бюджета России. И это, не считая персонального долга «физиков» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева перед бюджетом в размере 18, 61 млрд. рублей.
ОФШОРНАЯ ПАМЯТЬ И «ПРЕСТУПНАЯ ЦЕПОЧКА»
Сколько в общей сложности с момента «приватизации» Ходорковским нефтяного гиганта было создано подставных фирм и офшорных компаний, через которые из России выводились деньги, акции, и прочие активы – Ходорковский в итоговом заявлении, вероятно из скромности, сообщать не стал, - их десятки, и сотни - всё и не упомнишь. Остались в памяти, наверное, лишь те, через которые «основные акционеры», изображая из себя «иностранных инвесторов», и давая сами себе «иностранные» займы на деятельность компании подконтрольной им же. В материалах судебного дела это названо просто и без затей - «преступная цепочка аффилированных лиц».
Ну, и наконец, сообщив о своём уходе из НК «Юкос», Ходорковский провозгласил себя общественником, известив, что «мои дальнейшие личные планы связаны с продолжением работы в качестве председателя правления Региональной общественной организации «Открытая Россия» (признана на территории России нежелательной организацией), предписав этой организации строить светлое «демократическое будущее».
«И где бы я ни работал, все силы я буду отдавать своей стране - России, в великое будущее которой я твердо верю» - пафосно резюмировал Ходорковский.
И пока Ходорковский отбывал наказание и не прилагал свои таланты к организации «Открытая Россия», с ней ничего особенного не происходило. Однако как только Михаил Борисович освободился и решил, что «пора отдавать все силы своей стране», то с «ОР» стало происходить примерно тоже самое, что и с Юкосом. Всякие «серые схемы» финансирования проектов, прокачка финансов с признаками отмывания денег, различные деструктивные действия, направленные против России.
Всё это привело к тому, что сначала Ходорковский под благовидным предлогом покинул в ноябре 2017 года пост руководителя организации, а затем, и вовсе развитие «каналов коммуникации с российским и мировым сообществом», привело организацию в реестр «нежелательных организаций» Министерства юстиции РФ. Потому что не надо «отдавать все силы России» под диктовку и указания американских и британских кураторов. В итоге, «ОР», утонув в грязи собственного производства, во многом повторила опыт Юкоса и была ликвидирована своими же создателями.
Так что с «отдачей всех сил России» у Ходорковского получилось примерно так же как и с налогами – на публику заявляются перспективы увеличения налоговых выплат в бюджет, а на деле 227 млрд рублей долгов, что в понимании Ходорковского «беспрецедентный успех».
БАЛЛАСТ УПАВШИЙ ЗА БОРТ ВЫЗВАЛ РОСТ АКЦИЙ
Кстати, участники рынка, очевидно, имели своё представление о талантах Ходорковского. И поэтому, когда его сообщение «я ухожу из компании» попало в новостные сводки, цена акций Юкоса в этот день - 3 ноября 2003 года - резко пошла вверх – на радостях, что такой балласт скинули», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковскому предъявили $14 млрд украденных налогов. Самый прозрачный налоговый аферист. Сумма налоговых претензий к Юкосу за 2000-2002 годы превысила $14 млрд. Prigovor.ru напоминает, что было 2 ноября 2004 года»)