В этот день, 17 октября 2003 года, свою повестку к следователям получил Василий Шахновский, глава компании «Юкос-Москва», личное состояние которого оценивалось в 1,29 млрд. долларов США. В итоге Шахновскому было предъявлено обвинение по статье 198 ч.2 Уголовного кодекса России – «уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере». С него, в качестве меры пресечения, была «отобрана» подписка о невыезде. Сумма уклонения от налогов в бюджет составила 29 миллионов рублей. С учётом пени и штрафов «на круг» выходило 53 млн. 366 тыс. рублей.
Кроме налогов в деле фигурировала статья 327 ч.2 – «подделка документов». Материалы уголовного дела «налогонеплательщика Шахновского» составили 8 томов.
ОФШОРШНЫЙ «КОНСУЛЬТАНТ»
По данным следствия, «в 1998 году Василий Шахновский занимал пост заместителя председателя ЗАО «Роспром», затем, в 1998-2000 годах, был председателем правления «Роспрома», а с ноября 2000 года — президентом ОАО «Юкос-Москва». Во всех этих учреждениях Шахновский получал зарплату и с неё исправно платил налоги. В то же время, по данным следствия, в 1998, 1999 и 2000 годах господин Шахновский подавал в налоговую инспекцию заявления на выдачу ему «патента на упрощенную систему уплаты налогов».
В соответствующие документы для этого он внёс сведения, что оказывает консультационные и информационные услуги в качестве предпринимателя без образования юридического лица за соответствующее вознаграждение. В результате Шахновский получил патент, позволяющий ему не платить определенную часть налогов, а также уплачивать взносы в Пенсионный фонд в меньшем размере.
Господин Шахновский утверждал, что оказывал консультационные и информационные услуги офшорной фирме «Статус Сервисез Лимитед», («Status Services Limited», о. Мэн). Но по данным следствия, таких услуг господин Шахновский не оказывал, а использовал этот договор для уклонения от уплаты налогов».
«Инкриминируемая Василию Шахновскому статья - отмечал «Коммерсант», - предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Однако в случае согласия с обвинением, выплаты недоимки и штрафа можно избежать уголовного преследования в связи с так называемым деятельным раскаянием». Издание, впрочем, указало, что Шахновский «своей вины не признаёт».
ФИГЛЯРСТВО ХОДОРКОВСКОГО ПРО «СМЕШНЫЕ СУММЫ»
На фоне обвинений в отношении Василия Шахновского, пресс-служба Юкоса вместе с Михаилом Ходорковским, витийствовали, натужно шутили и деланно удивлялись. «Комментировать обвинения, предъявленные Шахновскому как физическому лицу, мы не можем, - заявил «Известиям» начальник пресс-службы НК «Юкос» Александр Шадрин. - Тем не менее, очень странно, что дело о неуплате налогов физическим лицом возбуждает Генеральная прокуратура. Трудно отделаться от мысли, что все это - лихорадочные попытки найти хоть что-то криминальное в деятельности акционеров и сотрудников нашей нефтяной компании».
«Действия прокуратуры можно расценивать как подтверждение прозрачности Юкоса, обвинение Шахновскому касается давнего времени, и в нём какие-то смешные суммы - это значит, что больше им предъявить нам нечего», - фиглярствовал Ходорковский 17 октября 2003, за неделю до приглашения на допрос «в качестве «свидетеля».
Бравада МБХ, очевидно, основывалась на «политической составляющей» - на момент обвинений вовсю шла операция по приобретению Шахновским парламентского иммунитета – и 27 октября 2003 года Законодательный орган Эвенкии (Суглан) от Эвенкийского автономного округа делегировал «эвенка» из Москвы Василия Шахновского членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Впрочем, быстро выяснилось, что выдвижение миллиардера из Москвы в сенаторы было проведено с нарушениями процедур. И 6 ноября 2003 года Красноярским краевым судом решение парламента Эвенкии об избрании Шахновского в Совет Федерации было отменено, а затем и сам Шахновский написал «отказное» заявление.
ПОПАЛИСЬ ВСЕМ ЮКОСОМ
Цену словам Ходорковского о том, что «кроме смешных сумм больше и предъявить нечего» широкая общественность узнала несколько позже, уже в ходе судебного разбирательства по делу Василия Шахновского, в январе 2004 года, когда в суде исследовали доказательную базу.
Всплыли весьма любопытные документы. В частности, «договоры об оказании консультационных услуг с той же офшорной фирмой Status Service Limited, заключенные в 1997-1999 годах другими руководителями Юкоса: Михаилом Брудно, Платоном Лебедевым, Леонидом Невзлиным, Виктором Казаковым».
«В деле также имеются расписки упомянутых лиц о получении денег с данного офшора. Заодно в дело подшиты и документы о том, что ещё один тогдашний топ-менеджер Юкоса Борис Золотарёв заключил в 1997 году аналогичный договор и получил крупную сумму от другого офшора с острова Мэн - Hinchley Limited», - писала газета «Коммерсанта» в заметке под заголовком «Остров Мэн консультировали всем Юкосом».
Кроме того, в суде был изучен и другой документ, свидетельствующий о том, что «налоговая оптимизация» в Юкосе носила целенаправленный и систематический характер. Это была служебная записка на имя Ходорковского М.Б. , изъятая в компании Юкос.
ЗАПИСКА О ЗАРПЛАТАХ «НЕ ДЛЯ ВСЕХ»
«Суд огласил служебную записку под названием «Заключение по оплате труда», адресованную Михаилу Ходорковскому. В ней говорится о нецелесообразности руководствоваться нормами российского трудового законодательства при оформлении трудовых отношений с работниками.
«Полное соблюдение законодательства о труде предусматривает значительные компенсационные выплаты в случае увольнения», отмечалось в документе. «В отношениях с сотрудниками это делает невозможным оперативное проведение реструктуризации компании или её подразделений и сокращение численности работающих». Обращалось внимание и на другие «неудобства» российского законодательства.
В документе – указывали «Известия» - предлагались различные схемы оформления трудовых отношений с работниками, включая и выплату финансового вознаграждения. Это, в частности, оформление работников по схеме найма персонала за рубежом, а также организация страховых выплат с использованием созданных для этого дочерних страховых компаний в офшорных зонах, например, на Кипре - там такую компанию можно создать в течение месяца.
Другой путь – «выплата зарплаты сотрудникам компании как индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица». При этом договора с новообразованными "предпринимателями" предлагалось заключать структурным подразделениям "ЮКОСа". Такую схему предлагалось использовать не всем, а высшим руководителям компании. А в официальной зарплате им рекомендовалось показывать «какую-нибудь разумную цифру, например, 100 тысяч рублей».
ОФШОРНЫЕ ПРОВАЛЫ ПАМЯТИ
О том, что никаких «консультационных услуг», которыми прикрывались руководители Юкоса, не существовало в природе, свидетельствовали данные протокола допроса Шахновского.
Вот выдержки из оглашенного в суде в присутствии прессы протокола допроса Шахновского в Генпрокуратуре:
- Какую зарплату вы получали в «Юкосе»?
- Не помню.
- Где вы находили заказчиков на консультационные услуги?
- Они сами ко мне обращались.
- Какие инициалы у них?
- Не помню.
- Вы бывали на острове Мэн или на Виргинских островах?
- Не бывал.
- А знакомые оттуда у вас есть?
- У меня много знакомых, я не у всех спрашиваю, откуда они.
- В каком виде приходили заказы?
- Не помню.
- У вас остались рабочие материалы выполненных заказов?
- Нет.
- Почему?
- Я не храню ненужные документы.
- Почему прекратили консультационную деятельность?
- Не помню. Наверное, перестали обращаться».
Михаил Ходорковский был, надо сказать, не намного оригинальнее. Он уверял, что оказывал «реальные консультации», но какие и кому «не помнил», и для убедительности размахивал правом «не свидетельствовать против себя» по статье 51 Конституции РФ. Получилось, правда, не очень правдоподобно.
ПОКАЯННОЕ ПИСЬМЕЦО
После таких «отпирательств», однако, в какой-то момент, видимо, произошла смена парадигмы. О чём свидетельствовала записка, адресованная старшему следователю Генпрокуратуры России Салавату Каримову:
«Я сожалею, что государство не получило 28 миллионов рублей, с учётом пени и штрафов - 53 миллиона. В связи с тем, что я уплатил эту сумму, прошу прекратить мое уголовное дело, так как никаких ложных сведений я не вносил». Сам Шахновский наотрез отказывается говорить об обстоятельствах появления этой записки» - указывали «Известия».
Проблема Шахновского, как представляется, заключалась в том, что в Юкосе подобным образом от налогов уходили все «основные акционеры», являвшиеся долларовыми миллиардерами. (См. «Налоговая механика «физика» Ходорковского»)
«ПРИБЫЛЬ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ ПЕРЕВОДИЛАСЬ НА СЧЕТА ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЮКОСУ»
И 5 февраля 2004 года экс-президент ООО «Юкос-Москва» Василий Шахновский был признан виновным в неуплате налогов на сумму 28,5 млн руб. Мещанский суд столицы с учётом наград и наличия детей, приговорил его к году тюрьмы.
«Несмотря на то что Шахновский свою вину не признал, суд считает её доказанной свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами. Суд установил, что фактически В.Шахновский не оказывал услуг иностранной компании, то есть не занимался предпринимательской деятельностью, незаконно получив патент ПБОЮЛ, в связи с чем не доплатил налоговые взносы в Пенсионный фонд и подоходный налог с физического лица. Это подтверждается документами, изъятыми в офисе бывшего депутата Госдумы Владимира Дубова и других офисах, расположенных в пос. Жуковка Московской области. Среди них - документы, свидетельствующие о том, что услуги компании Status Service Ltd. также оказывали акционеры Юкоса П.Золотарев, В.Дубов, М.Брудно, П.Лебедев и другие, а также о том, что прибыль нефтяной компании переводилась на счета иностранных компаний, подконтрольных Юкосу».
Тем не менее, Шахновский был освобождён от наказания в связи с «изменением обстоятельств» - сумма «упрощенных» налогов, вместе со штрафами была погашена до вынесения приговора.
«Защитники же осуждённого Генрих Падва, Юрий Клячкин и Василий Алексанян, выглядели мрачнее тучи. Они понимали, что этот приговор будет иметь слишком серьёзные последствия для всех владельцев и топ-менеджеров ЮКОСа, заключавших консалтинговые договоры с офшорами по аналогичным схемам», – указывал «Коммерсант».
И это понимание, как показали дальнейшие разбирательства по уголовным делам «основных акционеров», оказалось верным».
ЭПИЛОГ: ЗАНАЧКА «ПЕНСИОНЕРА» ШАХНОВСКОГО
Вскоре Василий Шахновский покинул Россию, отбыв в сторону Швейцарии, где, как сообщалось, занялся исследовательскими проектами по изучению дикой природы, объявив себя «пенсионером». Однако заначку он всё же себе оставил - через «Tucana Trust», владеет 7,3% Group Menatep», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день в деле Юкоса возник «казус Дреля». Адвокат с «двойным дном». Дрель для «гражданского общества». Конец фирмы Corbiere private office limited. Prigovor.ru напоминает, что было 16 октября 2003 года»)