«Борис Немцов предложил ещё восстановить на территории Кремля памятник царю-освободителю Александру Второму. Впрочем, один памятник царю Борис Немцов уже установил - в резиденции Бориса Ельцина. Лидер СПС общался с первым российским президентом за борщом и пельменями.
Скинуться на царя
Идея увековечить в памяти народной день освобождения России от рабства посетила Бориса Немцова недавно, и он со всем присущим ему энтузиазмом бросился воплощать ее в жизнь. Первым делом, естественно, заручился поддержкой президента. Владимиру Путину, по словам Немцова, идея понравилась, и он даже собрался немедленно подписать указ о новом празднике.
А время идет, и до 3 марта остаются буквально считанные дни. И тогда СПС пошел на крайние меры: написал открытое письмо президенту. Для усиления эффекта письмо подписали такие известные общественные деятели, как Леонид Парфенов, Эдвард Радзинский, Максим Соколов. По их мнению, "появление в календаре "Дня отмены крепостного права в России" еще раз заставит всех нас задуматься, почему все сложилось так, а не иначе".
Впрочем, авторам мало заставить народ задуматься, почему все так сложилось, ими движет и "забота о будущем". Потому что "проблемы, побудившие Александра II подписать манифест, не решены до сих и право собственности крестьян на землю не реализовано". Короче, вся надежда на Путина.
Также авторы призывают президента поддержать идею восстановления памятника Александру Второму в Кремле. "Уничтожение монумента стало символом уничтожения вековой России, его восстановление станет символом возврата к ней". Авторы уверены, что "средства на восстановление памятника царю-освободителю пожертвуют люди".
Откуда такая уверенность, не совсем понятно, поскольку, если восстанавливать памятник, как хочет СПС, сумма потребуется немалая. К примеру, в царской России деньги на памятник погибшему от рук террористов царю собирала вся страна в течение нескольких лет. Стоимость его в результате оказалась 1, 8 млн. рублей, что в пересчете на сегодняшние деньги (по прикидкам СПС) составляет примерно 7 миллионов долларов.
Ельцин в курсе
В общем, письмо написано, реакции на него пока никакой. И тут вдруг правые получили поддержку, причем с самой неожиданной стороны - от Бориса Ельцина. Первый российский президент вызвал лидера СПС для беседы к себе на дачу. Причем приглашение поступало дважды: сначала Немцову позвонил шеф протокола Шевченко, а потом личный телохранитель Ельцина Кузнецов. Естественно, Немцов не мог отказать своему давнему покровителю. Но явился он к нему не с пустыми руками, а с бюстом Александра II. Как поведали в СПС, после того как Борис Немцов увлекся идеей празднования отмены крепостного права, партию буквально завалили разнообразными изображениями царя-освободителя. Одних портретов только шесть штук.
Вручая бюст первому президенту, Немцов подчеркнул, что это символический подарок. Ельцин многозначительно ответил: "Я понимаю, что вы имеете в виду". Впрочем, Ельцин, поначалу обращавшийся к Немцову на "вы", очень быстро перешел к более привычному "ты" - уже за обедом (борщ и пельмени). Круг обедавших был крайне узок - жена Наина Иосифовна и дочь Татьяна. Помимо отмены крепостного права обсуждались и другие интересные вещи. Немцов признался, что был поражен ясностью мысли первого президента и его полной осведомленностью обо всем происходящем в стране. Лидер СПС хотел было поведать Ельцину о своей любимой теме - военной реформе, но оказалось, что и тут Ельцин в курсе: ему все уже рассказал Гайдар.
Немцов очарован
В свою очередь, Борис Ельцин рассказал Немцову о своей любимой теме - свободе слова, конкретно - о ТВ-6. Свободой слова бывший президент очень обеспокоен: "Я терпел любую критику, а сейчас даже справедливое замечание трудно произнести вслух". По словам Немцова, Ельцин очень одобряет идею альянса журналистов бывшего ТВ-6 и олигархов. Сообщил Борис Ельцин и о своем видении нового формирования Совета Федерации: по его мнению, сенаторов должен выбирать народ.
Но больше всего из последних событий Бориса Ельцина потрясла Олимпиада. Он смотрел ее полностью и был крайне разочарован, но не российскими спортсменами, а спортивными чиновниками. "Тут нужны жесткие кадровые решения", -заявил Ельцин. Напоследок он пожелал своему бывшему протеже "действовать более четко и решительно на правом фланге". Борис Немцов' не решился поинтересоваться у гостеприимного хозяина, зачем он его звал и что хотел, но вышел совершенно очарованный».
Сметанина Светлана, «Газета», 28.02.2002