Следствие считает, что ООО "Мира", которую в феврале 2012 года возглавила Билялова, было задействовано в коррупционной схеме. МВД РФ ранее сообщало, что деньги поступали на счет указанной фирмы под видом оплаты агентских услуг. Впоследствии они легализовывались, распределялись между сообщниками, а также использовались для приобретения по заниженным ценам наиболее ликвидных объектов и предприятий Минобороны».
Динара Билялова отсидке в СИЗО предпочла чистосердечное признание, сотрудничество со следствием и подробные показания на бывших коллег
“Ожидается, что будущий процесс в Таганском суде Москвы будет недолгим и нестрогим, - пишет во вторник «Российская газета».
Дело в том, что Билялова заключила сделку со следствием. Бывшей чиновнице предъявили стандартную для всего дела "Оборонсервиса" статью - мошенничество. Билялова полностью признала вину, заключила сделку с правосудием, поэтому материалы будут рассмотрены в особом порядке, то есть без судебного следствия.
Дело Динары Биляловой было выделено в отдельное производство. Она работала под руководствомЕвгении Васильевой. Была членом совета директоров кучи "дочек" "Оборонсервиса" - "123-й АРЗ", "170-й ремонтный завод", "Оборонэнергосбыт", и других. По версии следствия, имела прямое отношение к хищениям по"31-му Государственному проектному институту".
С 2012 года Билялова с легкой руки все той же Васильевой стала гендиректоромООО "Правовой центр". Которое потом переименовали в ООО "Мира". Через эту структуру была продана значительная часть военной недвижимости.
Следствие уверяет, что Билялова по указанию начальства готовила фиктивные отчеты по сделкам, которыми фирма не занималась. Она долго ходила в свидетелях. Арестовали ее лишь в июне 2013 года и предъявили обвинение в мошенничестве на 123 млн рублей. Столько получила "Мира" и Билялова от минобороны за "удачную" торговлю. Ее когда начало раскручиваться дело "Оборонсервиса", даже прятали от следователей в Смоленской области. Посидела она недолго и вышла под подписку . Но из-за того, что она призналась, Билялову взяли под госзащиту.
Как пояснил изданию адвокат Алексей Куприянов, дело Биляловой из-за самого факта сделки с правосудием не создает преюдиции для остальных дел. В частности, для дела Васильевой. То есть факты, оставшиеся без рассмотрения в деле Биляловой, не будут считаться доказанными по делу Васильевой. Так постановил Верховный суд в 2012 году: "Вступивший в законную силу приговор, постановленный в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, не может предрешать вопрос о виновности соучастников, совершивших преступление совместно с таким лицом"».
Как ранее сообщил ИА "Росбалт" источник в правоохранительных органах, Генеральная прокуратура РФ утвердила обвинительное заключение по делу в отношении Динары Биляловой 10 марта 2013 года, после чего оно было передано на рассмотрение в Таганский суд Москвы. Материалы поступили в производство судьи Альбины Тимаковой, которая в 2013 году продлевала сроки заключения обвиняемым в нападении на худрука Большого театра Сергея Филина. Приговор Биляловой может быть оглашен до 15 апреля.
Динара Билялова, согласно ее официальной биографии, в 2004 году работала в отеле "Виноградово", потом — в одной строительной фирме, откуда перешла в Росимущество. В этом ведомстве к 2008 году Билялова занимала должность специалиста-эксперта. Когда Евгения Васильева стала начальником ДИО Минобороны, Билялову приняли в этот департамент. Одно время она работала помощницей-референтом Евгении Васильевой. Позже Билялова являлась членом совета директоров целой группы "дочек" ОАО "Оборонсервис" — "123-й АРЗ", "170-й ремонтный завод", "Оборонэнергосбыт", "103-й арсенал" и т.д.
Как следует из материалов дела, работая в ДИО, Билялова была замешана в афере с хищениями имущества ОАО "31-й Государственный проектный институт специального строительства" (ОАО "31-й ГПИСС"). Помимо нее, по версии следствия, в этом мошенничестве принимали участие гендиректор ОАО "Оборонстрой"Лариса Егорина, гендиректор ОАО "31-й ГПИСС" Юрий Грехнев и гендиректор ООО "Мира" Екатерина Сметанова.
Евгения Васильева и Екатерина Сметанова шли по жизни вместе
А в январе 2012 года Евгения Васильева, сдружившаяся с Биляловой, предложила ей стать гендиректором ООО "Правовой центр" (позже было переименовано в ООО "Мира"), через которое сбывалась часть недвижимости ОАО "Оборонсервис". Причем, как считает следствие, это делалось по заниженным ценам.
Из показаний свидетелей следует, что весной-летом 2012 года член совета директоров "Оборонсервиса" отдавала поручения главным бухгалетарам ряда "дочек", например, ОАО "Красная звезда" и ОАО "Военторг", изготавливать задним числом агентские договоры с "Правовым центром", а также протоколы заседания совета директоров этих ОАО и опросные листы членов советов директоров.
Анатолию Сердюкову в деле «Оборонсервиса» удалось выйти сухим из воды
Примечательно, что подложные документы, изготовленные в 2012 году, датировались 2011 годом, когда председателем Совета директоров ОАО "Красная звезда" быллично Анатолий Сердюков. И на них были проставлены нужные подписи. Необходимо это все было для того, чтобы тем же задним числом заключить фиктивные агентские договора с ООО "Правовой центр" и перечислить этой фирме вознаграждение за продажу имущества Минобороны. На самом же деле ООО к реализации недвижимости отношения не имело. По версии следствия, помещения реализовывались без участия "Правового центра" и по заниженным ценам. Только с одной такой сделки "Красная Звезда" перечислила ООО вознаграждение в размере 50 млн рублей, что следствие расценило как хищение бюджетных средств.
Как выяснило ВСУ СК РФ, Биляловой (как руководителю ООО "Правовой центр" и "Мира") давались поручения на составление фиктивных отчетов по сопровождению сделок, которыми фирма на самом деле не занималась.
“Динара Билялова еще на стадии следствия дала исчерпывающие показания, позволившие Главному военному следственному управлению (ГВСУ) СКР изобличить других участников хищений, - пишет в сегодняшнем номере “Коммерсант”.
Так, например, экс-директор "Миры" рассказала, что предполагаемый организатор афер, бывший руководитель департамента имущественных отношений (ДИО) Минобороны Евгения Васильева пыталась не допустить ее сотрудничества со следствием. По словам Динары Биляловой, некие люди, якобы выполнявшие поручения госпожи Васильевой, неоднократно проводили с ней и другими фигурантами дела разъяснительные беседы, а однажды даже вывезли ее в Смоленскую область, отобрав при этом кредитные карты и мобильник.
Показания госпожи Биляловой позволили следствию предъявить бывшему начальнику ДИОобвинение в окончательной редакции, согласно которому Евгения Васильевапризнается организатором большинства мошеннических сделок с недвижимостью и другим имуществом Минобороны. Заявление экс-главы "Миры" об оказанном на нее давлении, в свою очередь, позволило ГВСУ добиться в суде заключения Евгении Васильевойпод домашний арест. При этом заявительница после заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с Главной военной прокуратурой, наоборот, была выпущена из-под стражи. Более того, с учетом важности предоставленных ею сведений госпоже Биляловой была предоставлена госзащита.
Мамой Динаре Биляловой инкриминируется единственный эпизод мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Едва вступив в должность, Динара Билялова провела крупный контракт междуОАО "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ), структурно входящим в ОАО "Оборонсервис", и ЗАО "Инвестстрой-15". ОАО являлось крупнейшим генподрядчиком Минобороны, которому оборонное ведомство заказывало едва ли не все свое строительство. ЗАО, в свою очередь, выполняло функции субподрядчика, которому ГУОВ передавало строительные заказы, оставляя себе процент за посреднические услуги. В январе 2012 года ГУОВ продало "Инвестстрою" всю свою материальную базу, включая, например, здания и земельные участки 211-го комбината железобетонных изделий в Ленинградской области, 458-й Центральной испытательной лаборатории в Солнечногорском районе Подмосковья, 162-го комбината железобетонных изделий в Воронеже, 55-го производственного комбината в Химках и десятков других крупных предприятий. Стоимость контракта составила около 2,5 млрд руб., а "Мира" госпожи Биляловой, якобы оказавшая посреднические услуги при продаже, получила с этой сделки комиссионные в размере 113 млн руб. Агентское вознаграждение, как полагают в ГВСУ, досталось ей мошенническим путем».
21 ноября 2013 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «От Васильевой и Сердюкова прячут свидетелей» говорилось: «Следственный комитет РФ предоставил государственную защиту фигурантке дела "Оборонсервиса" Динаре Биляловой - бывшему сотруднику Департамента имущественных отношений (ДИО) Минобороны. Руководитель ООО "Мира" Билялова активно сотрудничает со следствием по расследования дела "Оборонсервиса", дает показания на своего бывшего начальникаЕвгению Васильеву.
СК РФ принял решение предоставить Динаре Биляловой государственную защиту в связи со сведениями, поступившими из департамента военной контрразведки (ДВСК) ФСБ РФ, от свидетелей по этому делу и самой Биляловой», - сообщали «Аргументы недели - Онлайн».
«По словам самой Биляловой и других свидетелей по делу "Оборонсервиса", на них оказывается давление со стороны главной фигурантки дела - Евгении Васильевой и ее друга экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, - писала «Комсомольская правда» .
По словам одного из свидетелей, Динара Билялова была вывезена из Москвы по указанию Васильевой - "в лесу" на свидетельницу "оказывалось давление". С той же целью у других свидетелей якобы отбирали банковские карты, а также принуждали к смене места проживания. Таким образом, фигуранты дела "Оборонсервиса" угрожали четырем свидетелям. Все, кроме Биляловой, впоследствии из статуса свидетелей перешли в число обвиняемых по делу "Оборонсервиса".
В связи с этими заявлениями Мосгорсуд на днях продлил Васильевой срок домашнего ареста (до 23 февраля). Также в связи с заявлениями об угрозах госзащита была предоставлена нескольким свидетелям.
"Показания ряда свидетелей уже засекречены, они придут давать показания в суд, но участники процесса не увидят их лиц", - сообщал источник в правоохранительных органах.
Кому именно, кроме Биляловой, предоставлена госзащита, не сообщается».
Как рассказал агентству "Росбалт" источник в правоохранительных органах, «из материалов военной контрразведки (ДВСК) ФСБ РФ следует: когда в сентябре 2012 года ДВСК ФСБ и Главная военная прокуратура передали в СК РФ материалы для возбуждения дела о хищениях в ОАО "Оборонсервис", Евгения Васильева, зная о проводимой проверке, вылетела за границу. Контрразведчики указывают, что там она имеет недвижимость, а в Германии у нее даже есть свой бизнес. Однако потом что-то заставило Васильеву вернулась в страну. После начала расследования бывшая начальник ДИО Минобороны связалась с двумя сотрудниками ООО "Мира" (Билялова была гендиректором данной фирмы) и экс-гендиректором ОАО "Оборонстрой"Ларисой Егориной, которые, по ее распоряжению, "стали осуществлять действия, направленные на сокрытие доказательств".
Один из секретных свидетелей рассказал, что тогда же (в ноябре 2012 года) Сердюков и Васильева оказывали давление на четырех фигурантов расследования: Билялову, Егорину, гендиректора ООО "Паритет" Ирину Егорову и помощницу Васильевой Анну Казину. Для этого их вывезли в лес, отобрали кредитные карты и требовали давать неправдивые показания.
Когда Билялова начала сотрудничать со следствием, она подтвердила эти данные. Например, рассказала, что одно время ее прятали от следователей в Смоленской области, где она не имела средств связи.
"Сведения о якобы имевшем место давление на свидетелей были озвучены следствием еще год назад, — рассказывал журналисту агентства Александру Швареву адвокат Васильевой Хасан-Али Бороков. — Из этих материалов получается сразу несколько составов преступлений. В частности, если у свидетелей отбирались телефоны и кредитные карты, то это — разбой. Однако соответствующего уголовного дела почему-то нет, никаких следственных действий с моим доверителем по данному поводу не проводилось, в том числе очных ставок с якобы пострадавшими. К чему тогда все эти заявления? В оперативных справках и материалах, со ссылкой на таинственных свидетелей, можно понаписать, что угодно".
СК РФ не называет имена большинства свидетелей по громкому расследованию. Однако из их показаний очевидно, что это люди, которые были близки к Васильевой и вполне могли стать обвиняемыми. От такой участи их спасло сотрудничество со следствием.
Стоит отметить, что в постановлениях о возбуждении дел, связанных с "Оборонсервисом", называлось гораздо больше имен предполагаемых участников преступной группы, чем число лиц, которым в итоге предъявили обвинения. Остальные почти с самого начала давали показания.
Так, в материалах дела часто упоминается фамилия близкого приятеля Васильевой, ее заместителя по ДИО, бывшего гендиректора "Военторга"Бориса Дучкова. Также в томах расследования о мошенничестве с базой отдыха в поселке Пересыпь Краснодарского края постоянно встречается фамилия Алексея Наумкина – экс-начальника юридического отдела ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт" (потом было переименовано в ООО "Мира") и гендиректора ООО "Вита проджект", которой и достался объект в Пересыпи.
По данным агентства, Наумкин стал сотрудничать с СК РФ с первых дней следствия. Также в деле часто встречается фамилия другой подруги Васильевой, начальника корпоративного управления Минобороны Елены Кальной. Она одно время имела в расследовании статус подозреваемой, но благодаря сотрудничеству с СК РФ обвиняемой так и не стала. По данным агентства, активно давала показания и Анна Казина, которую в ноябре 2012 года, согласно справке, вывозили в лес Сердюков и Васильева. Официально она числилась одним из руководящих сотрудников ОАО "Мосвоенторг". На деле же занималась обслуживание VIP-персон из Минобороны, в том числе Васильевой. В обязанности Казиной входил подбор поваров, обслуживающего персонала, организация банкетов, поездок и т.д. По версии СК РФ, деньги ей на это выделялись из средств, полученных от мошенничества с недвижимостью оборонного ведомства.
В СК РФ уже объявили, что часть свидетелей по этому делу засекречены и просто так в суде не появятся. Их лица либо будут скрывать маски, либо они будут давать показания из специальной комнаты.
СК РФ завершил расследование уголовного дела в отношении Евгении Васильевой, Ирины Егоровой, Ларисы Егориной, Юрия Грехнева, Максима Закутайло, Динары Биляловой и Екатерины Сметановой. Им вменяется совершение 36 преступлений, в результате которых у Минобороны было похищено имущество стоимостью около 3 млрд рублей. Из этих материалов в отдельное производство выделены дела на Сметанову и Егорину. Их, как особо отличившихся в сотрудничестве со следствием, будут судить"в особом порядке".