“В рамках расследования об аферах с имуществом Минобороны (МО) заключена еще одна сделка с правосудием. Ее подписал бывший сотрудник оборонного ведомства и хороший знакомый Екатерины Сметановой Борис Мирошников. По версии следствия, он являлся посредником при реализации недвижимости МО, - сообщает 20 декабря агентство “Росбалт”.
Как сообщил источник в правоохранительных органах, по условиям сделки Борис Мирошников должен будет назвать Военно-следственному управлению (ВСУ) СК РФ имена всех известных ему лиц, причастных к аферам с имуществом Минобороны. Также он озвучит конкретные суммы (так называемые "откаты"), которые бизнесмены выплачивали за полученные по дешевке здания. Борис Мирошников долгое время работал на различных должностях в оборонном ведомстве, однако потом уволился. Последние годы, по версии следствия, он подыскивал покупателей для объектов недвижимостей МО, в том числе реализовывавшихся через структуры его знакомой Екатерины Сметановой. Позже Мирошников получал деньги от коммерсантов, купивших по дешевке здания, и передавал их лицам, имевшим отношение к этим сделкам, в том числе Сметановой.
По словам источника агентства, прошение о заключении досудебного соглашения также подал приятель Мирошникова, бывший сотрудник Московского уголовного розыска Александр Амбаров. Он принимал участие в передаче денег от коммерсантов, ставших владельцами недвижимости МО.
"Скорее всего, его прошение тоже будет удовлетворено", — отметил источник агентства.
Стоит отметить, что Мирошников и Амбаров были задержаны сотрудниками ГУЭБиПК МВД РФ еще в феврале 2012 года. Вместе с ними оперативники с поличным "взяли" и Сметанову. Но тогда ее уголовное преследование неожиданно было прекращено. Не исключено, что и в этот раз по делу о получении "откатов", Екатерина избежит наказания. Недавно она тоже подписала сделку с правосудием, в рамках которой дала показания на должностных лиц Минобороны, причастных к аферам с недвижимостью. В первую очередь — на свою бывшую однокурсницу, экс-начальника Департамента имущественных отношений (ДИО) МО Евгению Васильеву. В условиях, когда Сметанова активно сотрудничает со следствием, ей вряд ли станут предъявлять новые обвинения (сейчас женщине инкриминируют три эпизода мошенничества со зданиями).
После того, как Екатерина оформила досудебное соглашение, источник агентства в правоохранительных органах отметил, что еще до Нового года она будет освобождена из СИЗО. Вероятно, сделают это без лишнего шума. Следователь изменит ей меру пресечения на подписку о невыезде. Одновременно она будет взята под государственную защиту. На вопрос о том, вышла ли уже Сметанова на свободу, собеседник агентства отвечать не стал.
По версии ВСУ, Евгения Васильева, как должностное лицо ДИО и ОАО "Оборонсервис", "вводила в заблуждение" министра обороны Анатолия Сердюкова и выставляла на продажу по заниженной цене объекты недвижимости военного ведомства. Фирмы ("Мира", "Правовой центр "Эксперт") ее однокурсницы по СпбГУ Екатерины Сметановой занимались реализацией этих зданий, а также получали агентские проценты от каждой сделки. Правоохранительные органы подозревают, что часть объектов недвижимости продавалась по заниженным ценам структурам, контролируемым самой Сметановой и стоявшими за ней людьми. За другие здания коммерсанты платили "откаты".
По версии следствия, среди посредников, участвовавших в сделках, оказался и отставной военный Борис Мирошников. Он подыскивал клиентов, желавших по дешевке купить здания МО, Сметанова и ее покровители организовывали всю необходимую работу в ОАО "Оборонсервис", а потом Мирошников передавал им "откаты". В том же 2011 году отставной военный познакомился с неким Антоном Михайловым, который рассказал, что одна фирма из Самары хочет купить четыре здания местного военторга, выставленные МО на продажу. За сделки со зданием отвечало ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт", возглавляемое Сметановой. Эта структура была уполномоченным агентом ОАО "Оборонсервис" по реализации военного имущества.
Михайлов свел Мирошникова с представителем фирмы, заинтересовавшейся военторгом, Любавиным. В ходе переговоров, во время которых Мирошников неоднократно общался со Сметановой, была выработана следующая схема. Екатерина уладит все необходимые формальности с "Оборонсервисом" и Минобороны, а коммерсанты безо всяких торгов получат недвижимость за 147 млн рублей (ее рыночная стоимость превышает 200 млн рублей). Взамен Любавин должен будет передать Сметановой 18 млн рублей — так называемый "откат".
Коммерсант пообещал вручить данную сумму 8 февраля 2012 года в одном из московских банков. Однако Мирошников ехать туда не рискнул — он боялся, что его обманут или по пути кто-то отберет деньги. Поэтому он обратился к своему знакомому – бывшему сотруднику Московского уголовного розыска полковнику Александру Амбарову. Мирошников попросил экс-милиционера забрать деньги и привезти ему, пообещав оплатить эту услугу. Однако при получении 18 млн рублей полковник был задержан сотрудниками ГУЭБиПК МВД РФ, которое при участии контрразведчиков отслеживали все этапы сделки. Одновременно наручники надели и на Бориса Мирошникова. Последний сразу согласился стать участником оперативного эксперимента. На следующий день вместе с деньгами и скрытой видеокамерой он отправился к Сметановой. Когда руководитель "Эксперта" взяла деньги, ее тоже задержали. После этого МВД РФ объявило, что выявлены участники организованной группы, которые "подозреваются в реализации коррупционных схем при продаже недвижимости общехозяйственного назначения, принадлежащей Минобороны".
А дальше в этой истории начались странности. СУ по ВАО СК РФ по Москве возбудило дело по ч. 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), которое позже было передано для расследования в ГСУ СК РФ по Москве. Преображенский суд заключил Амбарова под стражу. Мирошникова отправили под домашний арест.
Следователи допросили в рамках дела Евгению Васильеву. Однако в сентябре 2012 года ГСУ СК РФ по Москве неожиданно прекратило уголовное преследование Сметановой за "отсутствием события преступления". Расследование дела было срочно завершено.
Ситуация изменилась только в октябре 2012 года. Тогда ГСУ СК РФ по Москве остановило процедуру ознакомления обвиняемых с материалами и возобновило расследование. Также было отменено постановление о прекращении уголовного преследования Сметановой, она вновь стала основным фигурантом дела. Материалы в свое производство приняло Военно-следственное управление СК РФ. Данное ведомство к этому времени возбудило сразу пять уголовных дел по факту миллиардных мошенничеств с недвижимостью ОАО "Оборонсервис". 31 октября 2012 года Екатерина Сметанова была задержана».
8 ноября в публикации «Партнершу» Евгении Васильевой вернули в прошлое» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «гендиректор ООО "Центр правовой поддержки 'Эксперт'" Екатерина Сметанова, арестованная по делу о мошенничестве в компании "Оборонсервис", стала фигурантом еще одного уголовного дела. Сметанову подозревают в мошенничестве при продаже четырех магазинов "Военторг" в Самаре.
Уголовное дело в связи с этим было возбуждено еще в феврале 2012 года. Тогда Сметанову задержали с поличным при получении отката за продажу магазинов по заниженной цене, она была допрошена и освобождена под подписку о невыезде. Впоследствии, однако, уголовное дело закрыли в связи с отсутствием события преступления.
Теперь, когда Сметанову арестовали по делу "Оборонсервиса", расследование уголовного дела о продаже магазинов было возобновлено. В рамках этого дела Сметанову подозревают в том, что она с несколькими сообщниками договорилась о продаже четырех зданий за 147 миллионов рублей при рыночной цене около 200 миллионов, потребовав с покупателя откат в сумме 18 миллионов рублей» , - сообщала Лента.Ру.
«Еще в феврале 2012 года ее задержали с поличным при получении "отката" за проданные по дешевке здания военторга в Самаре. Следы аферы привели к знакомой министра обороны Анатолия Сердюкова, бывшему начальнику департамента военного ведомства Евгении Васильевой. Однако неожиданно все претензии к Сметановой были сняты, а громкое дело превратилось в историю о мелкой афере с двумя "пешками" в качестве обвиняемых.
Как рассказали агентству источники в спецслужбах, еще в 2011 году Екатерина Сметанова и ее покровители из ОАО "Оборонсервис" и Минобороны попали в поле зрения военной контрразведки. Были установлены все участники коррупционных схем по продаже имущества военного ведомства, их телефоны поставили на прослушивание. Среди многочисленных посредников, участвовавших в сделках, оказался и отставной военный Борис Мирошников. Он подыскивал клиентов, желавших по дешевке купить здания МО, Сметанова и ее покровители организовывали всю необходимую работу в ОАО "Оборонсервис", а потом Мирошников передавал им так называемые "откаты". В том же 2011 году отставной военный познакомился с неким Антоном Михайловым, который рассказал, что одна фирма из Самары хочет купить четыре здания местного военторга, выставленные МО на продажу. За сделки со зданием отвечало ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт", возглавляемое Сметановой. Эта структура была уполномоченным агентом ОАО "Оборонсервис" по реализации военного имущества.
Михайлов свел Мирошникова с представителем фирмы, заинтересовавшейся военторгом, Любавиным. В ходе переговоров, во время которых Мирошников неоднократно общался со Сметановой, была выработана следующая схема. Екатерина уладит все необходимые формальности с "Оборонсервисом" и Минобороны, а коммерсанты без всяких торгов получат недвижимость за 147 млн рублей (ее рыночная стоимость превышает 200 млн рублей). Взамен Любавин должен будет передать Сметановой 18 млн рублей — так называемый "откат".
Коммерсант пообещал вручить данную сумму 8 февраля 2012 года в одном из московских банков. Однако Мирошников ехать туда не рискнул — он боялся, что его обманут или по пути кто-то отберет деньги. Поэтому он обратился к своему знакомому – бывшему сотруднику Московского уголовного розыска полковнику Александру Амбарову. Мирошников попросил экс-милиционера забрать деньги и привезти ему, пообещав оплатить эту услугу.
Второго февраля у Амбарова родился ребенок, он нуждался в средствах, поэтому согласился. Однако при получении 18 млн рублей полковник был задержан сотрудниками ГУЭБиПК МВД РФ, которое при участии контрразведчиков отслеживали все этапы сделки. Одновременно наручники надели и на Бориса Мирошникова. Последний сразу согласился стать участником оперативного эксперимента. На следующий день вместе с деньгами и скрытой видеокамерой он отправился к Сметановой. Когда руководитель "Эксперта" взяла деньги, ее тоже задержали. После этого МВД РФ объявило, что выявлены участники организованной группы, которые "подозреваются в реализации коррупционных схем при продаже недвижимости общехозяйственного назначения, принадлежащей Минобороны".
А дальше в этой истории начались странности. СУ по ВАО ГСУ СК РФ по Москве возбудило дело по ч. 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Преображенский суд заключил Амбарова под стражу. Мирошникова (в силу его преклонного возраста и из-за участия в эксперименте) отправили под домашний арест. Одновременно встал вопрос об избрании меры пресечения Сметановой. Оперативники полагали, что ее тоже надо арестовать и даже передали в СУ по ВАО справку, где говорилось, что фигурантка дела обладает высокопоставленными связями в Министерстве обороны, может оказывать давление на свидетелей и уничтожить доказательства. Следователи поначалу с такой позицией согласились. Но потом резко передумали. Они взяли со Сметановой только подписку о невыезде. Примечательно, в рамках этой подписки ей было разрешено свободно передвигаться между Москвой и Санкт-Петербургом.
Амбаров и Мирошников подали заявления о заключении сделки с правосудием, оба активно сотрудничали со следствием. В частности, отставной военный сообщил, что не первый раз передавал деньги Сметановой, рассказал обо всех механизмах афер с недвижимостью МО, назвал тех, с чьего разрешения они происходят. Так следователи вышли на экс-начальника департамента имущественных отношений МО Евгению Васильеву, которая, как член совета директоров ОАО "Оборонсервис", и принимала все решения по реализации военторга в Самаре.
К этому времени дело уже находилось в производстве ГСУ СК РФ по Москве. Сотрудники данного ведомства допросили Васильеву, расследование набирало обороты. Однако летом 2012 года дело неожиданно затребовала на проверку вышестоящая инстанция. После возвращения материалов ГСУ СК по Москве резко поменяло свою позицию. Там сочли, что Сметанова, получая 18 млн рублей от Мирошникова, занималась обычной коммерческой деятельностью — как учредитель и гендиректор "Эксперта". И ущерба она никому не нанесла, поскольку "Оборонсервис" и Минобороны категорически не признавали себя потерпевшими сторонами при продаже военторга по заниженной цене.
В результате в сентябре 2012 года ГСУ СК РФ по Москве прекратило уголовное преследование Сметановой за "отсутствием события преступления". После этого Мирошникову и Амбарову отказали в заключении сделок с правосудием, а расследование самого дела было срочно завершено. Ситуация получалась крайне странной: дескать, когда Мирошников и Амбаров получали 18 млн рублей от Любавина они занимались мошенничеством, а когда эту сумму взяла Сметанова, то она уже осуществляла "коммерческую деятельность". Перед судом за "коррупционные схемы при продаже недвижимости Минобороны" должны были предстать лишь отставной военный и бывший сотрудник МУРа, решивший немного подзаработать на перевозке денег». – сообщал "Росбалт".
|