«Гендиректор ООО "Центр правовой поддержки 'Эксперт'" Екатерина Сметанова, арестованная по делу о мошенничестве в компании "Оборонсервис", стала фигурантом еще одного уголовного дела. Сметанову подозревают в мошенничестве при продаже четырех магазинов "Военторг" в Самаре, - сообщает 8 ноября Лента.Ру.
Уголовное дело в связи с этим было возбуждено еще в феврале 2012 года. Тогда Сметанову задержали с поличным при получении отката за продажу магазинов по заниженной цене, она была допрошена и освобождена под подписку о невыезде. Впоследствии, однако, уголовное дело закрыли в связи с отсутствием события преступления.
Теперь, когда Сметанову арестовали по делу "Оборонсервиса", расследование уголовного дела о продаже магазинов было возобновлено. В рамках этого дела Сметанову подозревают в том, что она с несколькими сообщниками договорилась о продаже четырех зданий за 147 миллионов рублей при рыночной цене около 200 миллионов, потребовав с покупателя откат в сумме 18 миллионов рублей».
«Еще в феврале 2012 года ее задержали с поличным при получении "отката" за проданные по дешевке здания военторга в Самаре. Следы аферы привели к знакомой министра обороны Анатолия Сердюкова, бывшему начальнику департамента военного ведомства Евгении Васильевой. Однако неожиданно все претензии к Сметановой были сняты, а громкое дело превратилось в историю о мелкой афере с двумя "пешками" в качестве обвиняемых. Как это произошло, удалось выяснить корреспонденту "Росбалта", о чем агентство и сообщает в четверг.
Как рассказали агентству источники в спецслужбах, еще в 2011 году Екатерина Сметанова и ее покровители из ОАО "Оборонсервис" и Минобороны попали в поле зрения военной контрразведки. Были установлены все участники коррупционных схем по продаже имущества военного ведомства, их телефоны поставили на прослушивание. Среди многочисленных посредников, участвовавших в сделках, оказался и отставной военный Борис Мирошников. Он подыскивал клиентов, желавших по дешевке купить здания МО, Сметанова и ее покровители организовывали всю необходимую работу в ОАО "Оборонсервис", а потом Мирошников передавал им так называемые "откаты". В том же 2011 году отставной военный познакомился с неким Антоном Михайловым, который рассказал, что одна фирма из Самары хочет купить четыре здания местного военторга, выставленные МО на продажу. За сделки со зданием отвечало ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт", возглавляемое Сметановой. Эта структура была уполномоченным агентом ОАО "Оборонсервис" по реализации военного имущества.
Михайлов свел Мирошникова с представителем фирмы, заинтересовавшейся военторгом, Любавиным. В ходе переговоров, во время которых Мирошников неоднократно общался со Сметановой, была выработана следующая схема. Екатерина уладит все необходимые формальности с "Оборонсервисом" и Минобороны, а коммерсанты без всяких торгов получат недвижимость за 147 млн рублей (ее рыночная стоимость превышает 200 млн рублей). Взамен Любавин должен будет передать Сметановой 18 млн рублей — так называемый "откат".
Коммерсант пообещал вручить данную сумму 8 февраля 2012 года в одном из московских банков. Однако Мирошников ехать туда не рискнул — он боялся, что его обманут или по пути кто-то отберет деньги. Поэтому он обратился к своему знакомому – бывшему сотруднику Московского уголовного розыска полковнику Александру Амбарову. Мирошников попросил экс-милиционера забрать деньги и привезти ему, пообещав оплатить эту услугу.
Второго февраля у Амбарова родился ребенок, он нуждался в средствах, поэтому согласился. Однако при получении 18 млн рублей полковник был задержан сотрудниками ГУЭБиПК МВД РФ, которое при участии контрразведчиков отслеживали все этапы сделки. Одновременно наручники надели и на Бориса Мирошникова. Последний сразу согласился стать участником оперативного эксперимента. На следующий день вместе с деньгами и скрытой видеокамерой он отправился к Сметановой. Когда руководитель "Эксперта" взяла деньги, ее тоже задержали. После этого МВД РФ объявило, что выявлены участники организованной группы, которые "подозреваются в реализации коррупционных схем при продаже недвижимости общехозяйственного назначения, принадлежащей Минобороны".
А дальше в этой истории начались странности. СУ по ВАО ГСУ СК РФ по Москве возбудило дело по ч. 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Преображенский суд заключил Амбарова под стражу. Мирошникова (в силу его преклонного возраста и из-за участия в эксперименте) отправили под домашний арест. Одновременно встал вопрос об избрании меры пресечения Сметановой. Оперативники полагали, что ее тоже надо арестовать и даже передали в СУ по ВАО справку, где говорилось, что фигурантка дела обладает высокопоставленными связями в Министерстве обороны, может оказывать давление на свидетелей и уничтожить доказательства. Следователи поначалу с такой позицией согласились. Но потом резко передумали. Они взяли со Сметановой только подписку о невыезде. Примечательно, в рамках этой подписки ей было разрешено свободно передвигаться между Москвой и Санкт-Петербургом.
Амбаров и Мирошников подали заявления о заключении сделки с правосудием, оба активно сотрудничали со следствием. В частности, отставной военный сообщил, что не первый раз передавал деньги Сметановой, рассказал обо всех механизмах афер с недвижимостью МО, назвал тех, с чьего разрешения они происходят. Так следователи вышли на экс-начальника департамента имущественных отношений МО Евгению Васильеву, которая, как член совета директоров ОАО "Оборонсервис", и принимала все решения по реализации военторга в Самаре.
К этому времени дело уже находилось в производстве ГСУ СК РФ по Москве. Сотрудники данного ведомства допросили Васильеву, расследование набирало обороты. Однако летом 2012 года дело неожиданно затребовала на проверку вышестоящая инстанция. После возвращения материалов ГСУ СК по Москве резко поменяло свою позицию. Там сочли, что Сметанова, получая 18 млн рублей от Мирошникова, занималась обычной коммерческой деятельностью — как учредитель и гендиректор "Эксперта". И ущерба она никому не нанесла, поскольку "Оборонсервис" и Минобороны категорически не признавали себя потерпевшими сторонами при продаже военторга по заниженной цене.
В результате в сентябре 2012 года ГСУ СК РФ по Москве прекратило уголовное преследование Сметановой за "отсутствием события преступления". После этого Мирошникову и Амбарову отказали в заключении сделок с правосудием, а расследование самого дела было срочно завершено. Ситуация получалась крайне странной: дескать, когда Мирошников и Амбаров получали 18 млн рублей от Любавина они занимались мошенничеством, а когда эту сумму взяла Сметанова, то она уже осуществляла "коммерческую деятельность". Перед судом за "коррупционные схемы при продаже недвижимости Минобороны" должны были предстать лишь отставной военный и бывший сотрудник МУРа, решивший немного подзаработать на перевозке денег.
Ситуация изменилась только в октябре 2012 года. Тогда ГСУ СК РФ по Москве остановило процедуру ознакомления обвиняемых с материалами и возобновило расследование. Также было отменено постановление о прекращении уголовного преследования Сметановой, она вновь стала основным фигурантом дела.
К этому времени Военно-следственное управление СК РФ по материалам ГВП возбудило сразу пять уголовных дел по факту миллиардных мошенничеств с недвижимостью ОАО "Оборонсервис", подконтрольного Министерству обороны. По версии следствия, здания и участки земли, в которые были вложены крупные суммы из бюджета, продавались частным структурам гораздо ниже рыночной стоимости. Спустя две недели были проведены обыски у сокурсницы Анатолия Сердюкова, экс-начальника департамента имущественных отношений МО Евгении Васильевой. Причем рано утром следователи застали в ее квартире и самого главу оборонного ведомства. Также обыски прошли в "Оборонсервисе" и Минобороны.
А 31 октября задержали Екатерину Сметанову и ее мужа Максима Закутайло. Их подозревают в реализации по заниженной цене участка земли в Краснодарском крае, который принадлежал подконтрольному Минобороны ОАО "Окружной материальный склад Московского округа ВВС и ПВО" (эту структуру возглавлял Закутайло). Там на бюджетные деньги (300 млн рублей) был построен большой гостиничный комплекс (местные жители прозвали его "дача Сердюкова"), затем его продали частной фирме всего за 92 млн рублей. Хамовнический суд Москвы избрал супругам меру пресечения в виде ареста. Восьмого ноября СК РФ планирует предъявить им обвинения».
Читайте также: “Нашли крайнюю в деле “Оборонсервиса”.
В конце прошлой недели в публикации «Семейная» посадка «дамы Сердюкова» агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “Хамовнический райсуд Москвы арестовал в четверг двоих фигурантов громкого дела о реализации непрофильных активов Минобороны. Руководитель центра правовой поддержки "Эксперт" Екатерина Сметанова, являвшаяся уполномоченным агентом ОАО "Оборонсервис" по продаже активов военного ведомства, и ее гражданский муж Максим Закутайло подозреваются в пяти эпизодах мошенничества. Среди них продажа по заниженной стоимости коттеджного поселка в Краснодарском крае, где якобы находится дача министра обороны Анатолия Сердюкова.
Как ранее сообщали российские СМИ, Екатерина Сметанова и Максим Закутайло были задержаны следователем СКР в минувшую среду после допроса по делу о мошенничестве в ходе реализации по заниженной стоимости высвобождаемого имущества Минобороны.
«Ходатайствуя об их аресте в суде, следователь отметил, что оба подозреваются в совершении тяжкого преступления и в случае нахождения на свободе могут скрыться, оказать давление на свидетелей, а Максим Закутайло уже пытался "уничтожить документы, необходимые для расследования уголовного дела о мошенничестве в "Оборонсервисе"". В ходе заседания следователь отметил, что обвиняемая дружна с бывшим руководителем департамента имущественных отношений военного ведомства Евгенией Васильевой и та вполне может помочь ей скрыться на служебном самолете Минобороны РФ. Как отметил следователь, подобный прецедент уже был. По его словам, госпожа Сметанова под видом сотрудницы департамента имущественных отношений Минобороны вместе с Евгенией Васильевой таким образом уже летали из аэропорта Чкаловский в Париж, - сообщает 2 ноября автор «Коммерсанта» Олег Рубникович.
«"Я и мой муж сами приехали из Санкт-Петербурга в Москву для дачи показаний. Мы явились добровольно и никакого сопротивления не оказывали. Мне странно, что в этой ситуации нас просят арестовать", — цитирует газета. Екатерину Сметанову.
«Сейчас госпоже Сметановой инкриминируется пять эпизодов преступной деятельности, ущерб от которой составил как минимум 3 млрд руб. Все уголовные дела Главное военное следственное управление СКР объединило в одно, - пишет «Коммерсант». - Речь идет о продаже здания и земли ОАО "31-й Государственный проектный институт спецстроительства" и акций этого института (ущерб оценивается в 160 млн руб.), комплекса зданий Главного управления обустройства войск Минобороны в Большом Предтеченском переулке, проданного за 700 млн руб., и гостиницы "Союз" с земельным участком под ней на Университетском проспекте Москвы, ушедшими в частные руки всего за 600 млн руб., что в полтора раза ниже рыночной стоимости».
«Кроме того, - отмечает газета, - семейной паре инкриминируется продажа коттеджного поселка (3 га) Пересыпь в Темрюкском районе Краснодарского края, где якобы находится дача министра обороны Анатолия Сердюкова. Этот объект, находившийся в ведении возглавляемого тогда Максимом Закутайло Окружного материального склада Московского округа военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, они вместе с супругой продали за 92 млн руб. некоему ООО "Сити Инжиниринг" как "землю без строений". Между тем само Минобороны вложило в этот объект, имеющий среди прочего свой причал и вертолетную площадку, более 300 млн руб. ООО, в свою очередь, должно было перепродать объект, но не успело: Росимущество через суд добилось его ареста».
Накануне в публикации «Сердюкова готовят к допросам» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «в деле компании «Оборонсервис», подконтрольной Минобороны, появился первый подозреваемый. В среду в рамках скандального дела «Оборонсервиса» оперативники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ задержали гендиректора коммерческой фирмы ООО «Центр правовой поддержки «Эксперт» Екатерину Сметанову. Об этом сообщил источник, близкий к следствию. По его словам, компания, возглавляемая Сметановой, реализует освобожденное имущество Минобороны и потому сотрудничает по этим вопросам с «Оборонсервисом».
Ранее она уже была задержана по подозрению в мошенничестве, однако дело развалилось: по утверждению источника в правоохранительных органах, ее отпустили “по команде высокопоставленных следователей СК”.
Бывший руководитель Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева не имеет никакого процессуального статуса по делу, но источник в правоохранительных органах утверждает, что именно она считается основной подозреваемой.
Как рассказал источник, по подозрениям в пособничестве Васильевой и была задержана Сметанова, но официального обвинения ей пока также не предъявлено. В четверг или в пятницу, по словам собеседника Газеты.Ру, следователи будут ходатайствовать перед судом об ее аресте. Как уточнил источник, еще в среду утром Сметанова проходила по делу как свидетель, в этом же статусе 31 октября она пошла на допрос к следователю. Свободно покинуть его кабинет Сметанова уже не смогла: по окончании допроса ее задержали, и теперь она является единственной официальной подозреваемой по делу о мошенничестве с недвижимостью Минобороны.
«Она сразу же пошла в отказ и отказалась сотрудничать со следствием», — сказал собеседник Газеты.Ру, отметив, что подозреваемая воспользовалась 51-й статьей Конституции — правом не свидетельствовать против себя и своих близких.
Он также напомнил, что зимой этого года Сметанову уже задерживали по подозрению в мошенничестве с имуществом Минобороны.
По данным источника, у оперативников появилась информация, что она заключала договоры на продажу принадлежащей государству недвижимости по заниженным ценам. За это, говорит источник, она получала «откаты» в размере 5—25% от суммы сделки. «8 февраля в офисе одного крупного московского банка были задержаны двое людей при получении взятки в 18 млн рублей за продажу четырех магазинов «Военторг» в Самаре за общую сумму 147 млн рублей, — рассказал источник в следствии. — Один из них пошел на сотрудничество. И в тот же день пришел к Сметановой и передал ей 6 млн из этой суммы. Сначала он написал цифру на бумажке и протянул Сметановой, а когда та кивнула, положил на стол чемодан с деньгами. После этого ее задержали».
Однако в заключении она пробыла недолго. Как утверждает собеседник, ее освободили «по команде высокопоставленных следователей Следственного комитета», после чего дело «умерло»”, - сообщала ранее Газета.Ру.
«Она оказалась в дружеских связях с Васильевой, которая близка к министру обороны Сердюкову. Ходят слухи, что именно поэтому следователи не захотели впутываться в это дело и отпустили ее», — заявил собеседник. Теперь, по его словам, старое дело будет реанимировано», - пишет Газета.Ру.
Читайте также на эту тему: “Не счесть алмазов… рубинов, бриллиантов, сапфиров и жемчужин”, “Министр Сердюков довел личное до государственного”, «Глава Минобороны готовился к «нересту» в природоохранных зонах», «Что связывает Анатолия Сердюкова с Самиром Симандуевичем Абрамовым?», “Новые дела “Оборонсервиса”, “Квадратные метры под “юбкой в погонах”, «Потешный полк Министерства обороны», “Военные” тайны “Оборонсервиса”, «Невидимые враги Анатолия Сердюкова», «Интерес прокуратуры Италии угрожает Сердюкову», «Женский полк министра Сердюкова», «С обысков на аудиенцию», «Обыски и аресты в «империи» Сердюкова».
|