Уголовные дела, связанные с хищениями в Минобороны, как минимум, трех миллиардов рублей, и участие в этом Евгении Васильевой, которую «злые языки» называют “гражданской женой” министра Сердюкова, вызвало широкий общественный резонанс. Пожалуй, в новейшей истории России скандалов такого уровня ещё не было. В блогосфере это вызвало бурб обсуждений, где поверхностно упоминаются и «цыпочки» (они же «амазонки») министра Сердюкова. Имеются в виду многочисленные «красотки», которые пришли в Минобороны вместе с Сердюковым и не факт, что за профессионализм, иронизируют блогеры. Однако в тени обсуждений махинаций, связанных с «Оборонсервисом», возглавляемым Евгенией Васильевой, остался не менее важный вопрос: каким образом и через кого могли расхищаться средства Минобороны, как этот механизм хищения сказался на обороноспособности российской армии? А также - знала ли военная прокуратура обо всем этом, и если нет - то почему не знала, а если да - то почему не вмешивалась? Организационная структура ключевых фигур, попадающих под подозрение, от которых зависят, на данный момент, возможности контроля за хищениями в армии (а также понижение её боеспособности, в ходе всех этих подозрительных действий), и роль каждого из фигурантов в этом процессе, показана на схеме.
Раскроем эту структуру подробнее. Итак, Министру обороны Анатолию Сердюкову непосредственно подчиняются три человека, играющие ключевую роль в раскручивающейся криминальной истории Минобороны. Это Заместитель Министра обороны по финансам Шевцова Татьяна Викторовна, ответственный за кадры Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации Панков Николай Александрович и Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал армии Макаров Николай Егорович.
Николаю Панкову, в свою очередь, подчиняется Директор Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации Приезжева Екатерина Геннадьевна и Начальник Главного управления кадров МО РФ, генерал-полковник Горемыкин Виктор Петрович. Надо отметить, что Виктор Горемыкин подчиняется также и Николаю Макарову.
С 2000 года будущий Министр обороны Анатолий Сердюков трудился в Налоговой инспекции в Петербурге. Оттуда с ним и перешли в Минобороны две дамы, указанные выше – Татьяна Шевцова и Екатерина Приезжева. Это очень доверенные люди Сердюкова. Каждая из них, по сути, получила два мощных потенциальных источника «на кормление». Татьяна Шевцова работала напрямую с самым ликвидным активом – деньгами Минобороны. В силу её служебных обязанностей, все деньги Минобороны были под её контролем.
Екатерина Приезжева работала с более сложными активами – недвижимостью министерства. Сложность, правда, была не более чем организационная: для превращения этого актива в деньги, требовалось проделать некоторые мероприятия. А суть схемы, как полагают, работы Приезжевой на данном направлении была незамысловатой.
Подозревают, что как руководитель военного образования, Приезжева могла делать деньги на подведомственных ей объектах. К сожалению, если деятельность Шевцовой (если правоохранительные органы придут к такому выводу) могла наносить материальный ущерб, то деятельность Приезжевой имела значительно более глубокие, даже – стратегические последствия для Российской Федерации. Известно, что военные учебные заведения, в большинстве своем, расположены в районах городов, которые ныне стали престижными. Многие – в самом центре. Под сурдинку сокращения армии, объявлялось и сокращение военных учебных заведений. После того, как учебные корпуса пустели, их продавали. Подозревают, что цена продажи и покупатель оказывались очень интересными – прежде всего, команде, на которую Приезжева и работала. Не вызывает сомнений, что эта цена, как и все, что касается финансов, согласовывалась с главным финансистом Минобороны – Шевцовой.
Интересен и ещё один факт в деятельности Екатерины Приезжевой. Как обычно пишут в детективах - любая преступная группа, расхищающая денежные средства в особо крупных размерах, нуждается в их сохранении. Курьер специального назначения
Теория такова: суммы, которые можно похитить, с учётом гигантских трат на оборону – фантастически велики. Спрятать их внутри страны – практически невозможно, так как это будет сильно бросаться в глаза. Естественно, и вопрос сохранности средств внутри России сомнителен: карьера чиновника непостоянна и с потерей должности становится вероятной не только потеря «кормушки», но и потеря награбленного за время нахождения в должности. Преступная группа, похищающая по-настоящему крупные средства, неизбежно сталкивается с необходимостью вывозить их за рубеж, и пристраивать там. Такой организованной группе просто необходимо доверенное лицо часто курсирующее за рубеж (а кому ещё такую деликатную миссию поручишь?)
Если говорить о деятельности руководства Министерства обороны, то, среди перечисленных лиц, есть “выездной” человек. Это все та же Екатерина Приезжева. Говорят, её поездки за границу происходят не просто часто, а очень часто. Причем, как пишут в СМИ, её встречают там представители различных зарубежных структур – как государственных, так и общественных. (А роль зарубежных общественных организаций как раз недавно получила оценку в уточненной статье «Государственная измена» Уголовного кодекса РФ).
И еще из теории: как известно, в западных спецслужбах широко практикуются вербовки иностранных чиновников, вывозящих заработанные коррупционным путем деньги. «Вычислить» таких несложно: в анкете на получение визы их место работы отражено, а суммы, которыми за рубежом оперируют эти люди, начинают обращать на себя внимание и по ту сторону границы. После чего, с чиновником, представляющим интерес, может быть проведена вербовочная беседа. Ему может быть сделано нехитрое предложением выбрать: или арест активов за рубежом и разбирательство, с официальным обращением в правоохранительные структуры родной страны коррупционера, или – «зеленый свет» в делах складирования денег, но в обмен на информацию служебного характера, и общее содействие спецслужбам страны, принимающей деньги коррупционера.
Можно ли себе представить, что Приезжева, заведомо известная как доверенное лицо Министра Обороны РФ и чиновница, допущенная к секретам армии, не представляет интереса для западных спецслужб? Предполагается, что практически невозможно.
Давайте, под этим углом зрения посмотрим на некоторые особенности из профессиональной жизни Приезжевой.
1. Как считают источники в Минобороны, виза даже в “сложную” западную страну (вроде США или Великобритании) делается для Приезжевой очень быстро. Она может просто позвонить в консульство – и по звонку решить вопрос положительно.
2. Приезжева, прикрывая свои действия внешне правильными речами (ничуть не убеждающими профессионалов), как предполагают, фактически развалила систему подготовки новых кадров для армии. Армия без новых кадров существовать не может. Это даже не вопрос боеспособности армии, это уже вопрос самого её существования.
3. С какой-то целью, Приезжева активно пыталась получить контроль над двумя ведущими НИИ военной тематики. Безусловно, независимые эксперты пока не могут на основании этих догадок и косвенных признаков обвинить Екатерину Приезжеву в тяжких преступлениях. Но в России есть специальные службы, которым по силам проверить – насколько высказанные догадки соответствуют реалиям. Ведь чем-то же занимается Приезжева во всех этих зарубежных поездках? Не о продажах же предварительно опустошенных зданий военных образовательных учреждений её там могут спрашивать новые друзья?
Вот так, две дамы из числа доверенных лиц Министра Обороны Сердюкова «работают» в Минобороны – непонятно, в чьих (кроме своих собственных, конечно) стратегических интересах.
ХХХХХ
А чем же заняты мужчины Панков, Макаров и Горемыкин? А вот чем. Николай Макаров, как уже неоднократно писали в СМИ, занят, преимущественно, вопросом продления своей карьеры на максимально долгий срок. Считается, что основная проблема Макарова в этом вопросе – отсутствие у него боевого опыта и, в силу этого, слабые «анкетные данные», по сравнению с большинством боевых генералов.
Независимые аналитики полагают, что Макаров решает эту проблему просто. Его подозревают в том, что он выдавливает, а то и просто выгоняет из армии тех генералов, которые могли бы составить ему конкуренцию. В результате, в армии уже сегодня не осталось тех, кто реально выиграл войну 2008 года. А число воевавших в Чеченских кампаниях генералов стремительно сокращается и грозит скоро уменьшиться до нуля. В этом вопросе Макарову играет на руку, ка считают эксперты, абсолютное нежелание гражданского Министра обороны заниматься вопросами военного строительства – в том числе и кадрами. Министру интересны деньги и женщины? Тем более, что он творчески совместил оба своих интереса – расставив свой «женский батальон» на ключевые должности в Минобороны?
Однако, теоретически, сам по себе, Макаров не мог бы решить задачу увольнения боевых генералов из Вооруженных Сил. Для решения этой задачи, ему нужен Николай Панков, принимающий принципиальные кадровые решения. И, конечно, зависимый и от Макарова и от Панкова Виктор Горемыкин, который непосредственно воплощает решения своих двух шефов в документы.
Макаров имел и имеет все возможности рассказать и Министру Обороны и напрямую Верховному Главнокомандующему Владимиру Путину о развале учебной базы Минобороны, результатом которого уже через три года станет нехватка офицеров первичного звена – командиров взвода, роты, батареи, боевой части (на кораблях). Однако, по мнению экспертов, это привело бы Макарова к противоречию с министерскими протеже и посягнуло бы на святое – на финансовые потоки, которые этими протеже контролируются. ”А Николай Панков, зная, что творят руками его прямой подчиненной Приезжевой, и, зная, что Макарову это известно, активно поощряет и утверждает макаровские инициативы по «чистке» армии от воевавших генералов и офицеров – в обмен на молчание Макарова. Поэтому Макаров и не докладывает «наверх» о развале корней, питающих армию – системы военного образования”, - считают независимые военные аналитики.
Без лояльности Панкова трудно пришлось бы и Сердюкову – так как формально, Екатерина Приезжева, играющая, как подозревают, ключевую роль в вероятном вывозе денег за рубеж и управлении зарубежными активами, не смогла бы чувствовать себя так свободно. Таким образом, перед Сердюковым (и Макарвым), как считают, “стояла задача поставить на должность «главного кадровика» Минобороны такого человека, который стал бы выполнять «нестандартные просьбы» начальства. А перед Панковым, после ухода честного и порядочного Министра обороны Сергея Иванова (которого и сменил на посту Министра Анатолий Сердюков), стояла задача сохранить свое теплое место”.
И стороны, как говорится, достигли соглашения. Подозревают, что Николай Панков, мог позабыть о том, “что бывают Министры обороны, которых интересует боеспособность армии, а не личное обогащение, присягнул на верность Сердюкову. И с Макаровым установил отношения, пусть не теплые, но деловые – когда вопросы, при наличии обоюдной выгоды, решаются”. Теоретически в таких случаях, как пишут в детективах, у преступников принято «вязать соучастием». Что-то подобное, судя по всему, произошло и с Панковым? Не случайно ли за время тесной работы вместе с Сердюковым и Макаровым, Панков стал обладателем земельного участка в несколько гектаров, в курортном Краснодарском крае, и получил ордена? При этом нет никаких сомнений, что Панков – офицер еще советской школы, к тому же, служивший и в КГБ, отлично понимает, куда ведет армию и обороноспособность России, как полагают эксперты, “опасные «игры» макаровых (с кадрами), приезжевых (с учебными заведениями), да и шалости сердюковых и шевцовых с деньгами тоже”? Конечно, Панков – не совсем обычный офицер советского периода. Он прослужил всю свою карьеру не просто в одном и том же городе – Москве, а практически в одном и том же здании, поэтому армию понимает, в основном, теоретически. Но те вопросы, которые мы сейчас обсуждаем, и на уровне теории предельно понятны. Но, понимая все это, Панков, похоже, сделал свой выбор: встал на ту сторону, которая делает его богатым орденоносцем, а не на сторону защиты интересов национальной безопасности Родины. Это уже не исправить.
Был в Минобороны и другой пример генерала, так же как и Панков, понимающего, куда ведут армию люди, о которых мы говорим. Генерал-полковник российской армии Виктор Власов. Но, в отличие от Панкова, согласившегося, как предполагают аналитики, “играть по коррупционным, если не хуже, правилам”, Власов не пошел на сделку с совестью. Ценой своей жизни, генерал-полковник Виктор Власов пытался привлечь внимание к тому, что армию разваливают. Генерал Власов застрелился в своем кабинете. Однако предсмертная записка, оставленная им, и раскрывавшая причины его поступка, таинственным образом исчезла раньше, чем была обнародована. А народу сообщили, что самоубийство произошло по неким «личным причинам». Вопросы прокурору
Необъяснимо ведет себя и еще один высокопоставленный чиновник – который приставлен смотреть за порядком и законностью в армии, и мимо внимания которого никак не могли пройти масштабные разворовывания государственного имущества. Речь – о Главном военном прокуроре Сергее Фридинском.
И ведь, мало того, что Фридинский не мог не видеть очевидных вещей, творящихся с недвижимостью Минобороны, у него есть и «источник» в ближайшем окружении Министра обороны, регулярно приходящий к Фридинскому – Начальник Генерального Штаба, Заместитель Министра Николай Макаров. Дело в том, что, как подозревают независимые военные аналитики, “в отношении Николая Макарова, ещё в бытность его Командующим Сибирским военным округом, военной прокуратурой могло быть возбуждено уголовное дело. Полагают, что попался Макаров на том, что построил в Наро-Фоминском районе Подмосковья, за государственный счет, личную дачу стоимостью, без малого, 10 миллионов рублей. Это двухэтажное здание, известное, как «двухэтажный дом объект 109/001». Подрядчиком и плательщиком была структура, входившая в состав ФГУП «Строительное Управление Сибирского военного округа». Стройка этого личного дома Макарова обошлась казне в сумму 9 965 017 рублей 80 копеек (в ценах 2003 года)”. Считается, что вот на этой махинации Макарова прокуроры и «прихватили». Но затем дело было приостановлено. И сейчас, по данным источников, это уголовное дело находится в личном сейфе Главного военного прокурора Фридинского. Учитывая это, нетрудно догадаться, почему Макаров не отказывается регулярно приходить на встречи к Фридинскому, о чем разговаривают на этих регулярных встречах Фридинский и Макаров, и почему, в результате, Фридинский в курсе всего, что происходит в «ближнем круге» Сердюкова? А вот догадаться о том, почему Фридинский, приставленный «смотреть и пресекать», всего лишь «подсматривал», но не пресекал – уже сложнее.
Требуется объективное расследование Остается надеяться, что скандал с коррупцией и хищениями в Минобороны не дадут «замять» и «спустить на тормозах». И что не ограничатся косметическими ритуальными наказаниями «стрелочников», а вычистят всю коррумпированную верхушку, которая не только разворовывает деньги, но и под корень рубит будущее российской армии. Стратегический ущерб армии от деятельности воров такого масштаба даже оценить тяжело.
”Вопрос «выгонят Сердюкова» или «не выгонят Сердюкова», при том положении дел, которое сложилось в Минобороны – не главный. Наверное, надо гнать министра обороны, командующим таким “женским полком”? Но не менее важно вычистить и тех, кто ворует деньги. И тех, кто эти деньги отправляет за рубеж, где контактирует с иностранными военнослужащими и чиновниками, после чего разваливает корни армии. И тех, кто выгоняет из армии боевых генералов, все более превращая Вооруженные силы в Потешный Полк, с которого они и начинались”, - полагают армейские аналитики.- И тех, кто подозревается в том, что, по сути, могут крышевать все эти процессы – или, как Панков, которого подозревают в том, что подписывает любой предложенный ему участниками «схемы» документ (получая за это земли, да ордена), или как Фридинский, которого подозревают в коллекционировании папок с компроматом, вместо реальной работы по материалам из этих папок”.
|