«Зять экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков передал на баланс военному ведомству свою астраханскую дачу незаконно, поскольку земельный участок на острове Школьный и постройки на нем изначально принадлежали не ему, а другим людям. Бывшей газпромовской турбазой владела астраханская фирма «Леска». В 2009 году местные предприниматели лишились базы отдыха в результате рейдерского захвата и мошеннических действий, потеряв при этом больше 9 млн рублей, вложенных в строительство объектов. Теперь узнав о добровольной передаче «астраханской дачи» на баланс Минобороны, они собираются оспорить щедрый пузиковский «подарок» в суде, - пишут 3 сентября «Известия».
В Минобороны изданию официально подтвердили, что база отдыха «Житное», никогда не принадлежавшая военному ведомству, передана «фактически безвозмездно».
— В ближайшее время «пузиковскую дачу» отдадут Главному военно-медицинскому управлению для организации на ее основе санатория Минобороны России, в котором смогут отдыхать и проходить реабилитацию военнослужащие ВС с близлежащего полигона Ашулук и других регионов России, — сообщили в пресс-службе Минобороны.
Строительство дачи за счет военного ведомства для зятя экс-министра обороны Валерия Пузикова велось в рамках Стратегии развития Министерства обороны-2020 для отдыха офицеров после крупномасштабных учений. Аналогичный повод использовался и для возведения дачи в Темрюковском районе Краснодарского края, которую там называли не иначе как «дача Сердюкова». Только там должны были отдыхать не офицеры ПВО, а десантники.
«Сердюковскую дачу» в поселке Пересыпь на побережье Азовского моря тоже обещают вернуть Минобороны — в августе в Арбитражный суд Краснодарского края поступил проект мирового соглашения между ООО «СитиИнжиниринг» и Росимуществом. Участок в 3,1 га на побережье Азовского моря с вертолетными площадками, причалом для катеров, несколькими шикарными зданиями, конференц-залом, бассейном и парком для прогулок строили под видом пансионата «Эллада», из бюджета на него ушло больше 300 млн рублей. Однако ООО «СитиИнжиниринг», созданное в 2010 году, купило это все за 92 млн рублей. По ряду признаков «CитиИнжиниринг» можно назвать отмывочной конторой: по месту ее регистрации числятся еще 900 компаний, а в штате всего один сотрудник, он же — гендиректор фирмы Игорь Гончаров.
«Астраханскую дачу» строили силами военнослужащих Южного военного округа, за соблюдение плана-графика отвечал экс-начальник Генштаба Николай Макаров. 24 февраля 2011 года Макаров направил телеграмму командующему войсками ЮВО с указанием спланировать и организовать строительство автомобильной дороги силами в/ч 42677. Анатолий Сердюков и его зять лично контролировали весь процесс.
Строительство этой дороги и озеленение острова Школьный силами военнослужащих стали главным козырем военных следователей, которые уже целый год разбираются в финансовых махинациях в Минобороны. По «пузиковской даче» следователи не раз грозились сделать экс-министра Сердюкова обвиняемым, показания на него давали высокопоставленные генералы и чиновники, однако следствие снова продлили на год, а Сердюков пребывает в статусе свидетеля.
Как выяснило издание, по «астраханской даче» до сих пор даже не опрошены местные жители, которые были свидетелями того, каким образом Пузиков и Ко стали владельцами острова Школьный.
До появления на Школьном Пузикова и Сердюкова на острове хозяйничала лицензированная база отдыха «Викинг», принадлежавшая ООО «Леска». Фирма была официально зарегистрирована и являлась членом Астраханского туристического союза и местной торгово-промышленной палаты. Турбазу предприниматели выкупили у ООО «Астраханьрыбагрогаз» (структурное подразделение «Газпрома»). Туристы туда приезжали еще с начала «нулевых».
— Сначала мы ее арендовали, а когда «Газпром» стал распродавать непрофильные активы, купили, — рассказывает бывший гендиректор «Лески» Геннадий Белоусов. — Отдыхали у нас большие шишки из Минобороны и ФСБ. Потом пошел слух, что базу забирают под «дачу Путина», документов никому никаких не показывали, но меня оставили на базе директором.
 Геннадий Белоусов. Фото из личного архива
На Школьный зачастили экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков. Они лично руководили строительством новых объектов и дноуглубительными работами.
— Я тоже с Пузиковым и Сердюковым общался, пока меня не выставили с острова, — вспоминает Белоусов. — В базу «Викинг» я вложил больше 6,17 млн рублей, там остались мои лодки, мое имущество, только прямой убыток от того, что меня просто вышвырнули с базы, составил еще 3,3 млн рублей.
База Викинг. Фото из личного архива Геннадия Белоусова
Пирс базы Викинг. Фото из личного архива Геннадия Белоусова
 Аллея базы Викинг. Фото из личного архива Геннадия Белоусова
 Столовая в кают-компании. Фото из личного архива Геннадия Белоусова
 Столовая базы Викинг. Фото из личного архива Геннадия Белоусова
Белоусов не раз подавал официальные заявления в правоохранительные органы и требовал вернуть похищенное, но его заявлениям не давали хода. Ничего не изменилось и после отставки Сердюкова.
— Когда меня выгоняли с острова, Сердюков и Пузиков сказали мне, что сопротивляться бесполезно и ничего у меня не выйдет. «Ты быдло, — заявили они. — А мы — люди». Вот так и получилось: прокуратура в упор ничего не видит, их не сажают и даже обвинений не предъявляют, — рассказывает Белоусов. — После отставки Сердюкова я написал подробное письмо президенту Путину, в нем я называл свидетелей и подробно описывал, как отбиралось имущество, а мне обещали «проломить башку». Письмо мое передали в СКР, а оттуда спустили на районный уровень. Ну а там мне официально посоветовали идти в суд — никакого состава преступления, по мнению местных прокуроров и следователей, в деяниях Пузикова и Сердюкова нет.
Белоусов, как и посоветовали, обратился с гражданским иском в суд. Но там у него отказались принимать заявление, пока он сам не разыщет ответчика, Валерия Пузикова, и не известит его о предстоящем суде.
— Все мобильники, которые были у Пузикова, давно отключены, в фирмах, где он числится генеральным директором или учредителем, на мою просьбу соединить лишь хихикают. И что мне теперь с этим делать — «забыть» про вложенные 9 с лишним миллионов? — разводит руками Белоусов.
Зять Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков, по данным «СПАРК-Интерфакс», является совладельцем и директором компаний ООО «Криос», «Петербургская сельскохозяйственная компания», ООО «Современные пищевые технологии», ООО «Альянс», ЗАО «Звезда», ООО «ТрестСтройКомплект», ООО «СПиК», ООО «Инвестпроект». Последняя фирма является совладельцем 3,55% акций банка «Санкт-Петербург». Издание позвонило во все эти фирмы, но ни в одной из них с г-ном Пузиковым соединить не смогли, пояснить, где он и как его найти, отказались.
— Я не понимаю, как они юридически оформили перевод «пузиковской дачи» на Минобороны. Ни одного документа о передаче базы лично я не подписывал, а там остались и мои здания, и мои лодки — все паспорта на них у меня есть. Они что, подделали документы? — поражается Белоусов. — Получается, что теперь надо подавать в суд на Минобороны, раз они приняли на баланс это имущество, которое оценивается теперь в 150 млн рублей.
Не только у потерпевшего Белоусова, но и у любого, кто попытается разобраться в ситуации с дачей Пузикова, неизбежно возникают два вопроса: на каком основании имущество было сначала отобрано у физического лица и каким образом оно теперь перешло к Минобороны?
— Если это имущество является объектом преступления или вещественным доказательством, то передать его добровольно Минобороны Пузиков бы не смог, — полагает адвокат Руслан Копасов. — Очевидно, следователи по каким-то причинам не наложили на него арест и теперь, когда скандал вроде притих, от него решили избавиться. Сейчас же на основании этой непонятной передачи уже говорят о том, что и юридических претензий ни к Пузикову, ни к Сердюкову не осталось, хотя фактически произошло лишь возмещение причиненного вреда, а по такому основанию уголовные дела не прекращают.
По словам адвоката Владимира Жеребенкова, такая лояльность следственных органов по отношению к фигурантам уголовного дела — редчайший случай в российской юридической практике.
— В УПК говорится, что возмещение ущерба может стать основанием для прекращения уголовного дела, но если нет других преступлений, — поясняет Жеребенков. — При этом сначала должна быть дана оценка действий фигурантов уголовного дела и уже потом принято решение — либо о передаче дела в суд, либо о прекращении уголовного преследования.
Есть масса примеров, когда люди полностью погашали ущерб и все равно привлекались к ответственности, замечает адвокат.
— В случае же с Сердюковым речь идет не об одном преступлении, а о целой серии злоупотреблений, — говорит Жеребенков. — И в действиях Сердюкова, как минимум, проглядывается халатность, поскольку он не следил за своими подчиненными и допустил миллиардные хищения. И, возможно, будь на месте Сердюкова другой человек и другое министерство, следствие уже давно бы отчитывалось о раскрытии ОПС (организованное преступное сообщество). Поскольку здесь и налицо серия преступлений, и все друг с другом связаны».
4 февраля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Из-за острова на стрежень выплывает Сердюков» говорилось: «традиционно первые лица государства приезжали в Астраханскую область на рыбалку в другой, Володарский район. Там в свое время была база отдыха Леонида Брежнева, известного охотника и рыболова. Позже по соседству построили элитную базу отдыха «Газпрома», где не раз бывали руководители государства.
Когда в Икрянском районе появились серьезные парни на служебных машинах и сказали, что на Школьном будут строить дачу для Путина, никто из местных особо не удивился: места тут тихие, глухие, а рыбы много. Сотрудники береговой охраны, подъезжавшие на катерах, подтверждали, что всё серьезно, мол, отмашка из Москвы.
— К нам приезжали парни на служебных машинах и катерах и говорили, чтобы мы тут все дела сворачивали и никуда не жаловались, потому что на Школьном строится дача для президента, — говорит астраханец Дмитрий Тарасов. По его участку проложили ту самую дорогу, на которой, по версии СКР, было похищено 100 млн рублей. — Теперь-то понятно, что Путиным они просто прикрывались, чтобы народ не возмущался и было проще отнимать собственность.
У бизнесмена Дмитрия Тарасова 300 га земли в долгосрочной аренде прямо напротив острова Школьный, где развернулось доселе невиданное строительство.
— На куске земли, которую у меня оттяпали под дорогу, я хотел построить административное здание для фермы, — рассказывает Тарасов. — Весной сюда можно было только на лодке добраться, но потом появились грейдеры, военные насыпали щебенку и появилась дорога. Ее постоянно перекрывали, а всех людей в округе, у кого были бизнес или личное хозяйство, стали с этого места всячески выживать, намекая, что всё равно работать никому тут не дадут.
По словам Тарасова, хозяева острова менялись несколько раз. Одно время здесь часто бывали генерал СВР Богданов с сыном, потом не раз рыбачили Александр Абдулов, Леонид Ярмольник и Андрей Макаревич. Ярмольник заявил «Известиям», что база ни ему, ни его друзьям не принадлежала, но на Школьном они бывали.
Перед появлением на острове зятя Сердюкова там хозяйничал Геннадий Белоусов. У него здесь был небольшой гостиничный комплекс, который потом отняли. Ущерб от захвата построек на Школьном Белоусов оценивает в 9,4 млн рублей — столько было вложено в обустройство базы с 2004 года.
— У нас была своя компания ООО «Леска» и лицензированная база отдыха «Викинг», — вспоминает Белоусов. — Фирма была официально зарегистрирована и являлась членом Астраханского туристического союза и местной торгово-промышленной палаты.
По словам Белоусова, принимать туристов он начал еще в начале нулевых, после того как купил базу отдыха у ООО «Астраханьрыбагрогаз» (структурное подразделение «Газпрома»).
— Мы ее арендовали, а когда «Газпром» стал распродавать непрофильные активы, купили, — рассказывает Белоусов.
По его словам, неурегулированным оставался вопрос с 2 га земли под постройками — местные власти не хотели их отдавать в собственность, ссылаясь на то, что поблизости расположены заповедник и заказник, а также приграничная территория. Он даже судился с местной администрацией. Впрочем, эти суды на бизнес Белоусова не влияли: туристы приезжали постоянно, ловили рыбу и уезжали довольными.
Все изменилось после того, как на острове Школьный погостили генералы СВР и ФСБ. Спустя пару месяцев на острове появился землемер и заявил, что на самом верху принято решение открыть здесь пансионат для сотрудников ФСБ.
Весной 2008 года, как только сошло половодье, к Белоусову приехала целая делегация представительных мужчин.
— Все щеголяли красными корочками и хвастались большими связями в Москве, — вспоминает Белоусов. — Впрочем, мне они говорили, чтобы я не беспокоился, не суетился, мои владения им не нужны, что меня они уже «пробили» по своим базам и на самом вверху у Путина принято решение назначить меня директором пансионата ФСБ. Но пока я должен помочь им с размещением рабочих — за это мне обещали хорошо заплатить.
Впрочем, денег директор турбазы «Викинг» так и не увидел.
Руководил рабочими некий Артем Юрьевич — на остров его привозили на катере ФСБ. По данным издания, речь идет об Артеме Казакове, учредителе ООО «Житное» (до 2011 года). ООО «Житное», в свою очередь, является учредителем НП содействия развитию туризма с одноименным названием, один из совладельцев которого — зять Сердюкова Валерий Пузиков.
— Они вели себя как настоящие мошенники, задолжают 100 тыс. рублей, — отдают 10 тыс. и успокаивают: мол, главный на Канарах, приедет — вернем, — рассказывает Белоусов. — А когда я стал жестко требовать рассчитаться, меня просто выкинули с острова.
Белоусов утверждает, что со Школьного его выгнали по личному распоряжению Сердюкова.
— Он много раз был на острове и лично отдавал приказы по строительству, командовал солдатами, они там почти два года работали, — говорит Белоусов.
Геннадий Белоусов несколько раз подавал официальные заявления в суд и СКР, но их у него под разными предлогами не принимали. Потом, по словам бизнесмена, новые хозяева острова стали угрожать ему убийством и уголовным делом.
— Я три года на работу устроиться не мог, ни одна организация не хотела со мной связываться, а ко мне приходили посыльные и говорили, что если я хочу жить, то должен уехать из Астраханской области, — утверждает бизнесмен.
Местные жители были в ужасе от того, каким образом шло строительство самой дачи. Глину для укрепления почвы, к примеру, на Школьный вывозили с уникального памятника природы Прикаспия — бэровских бугров. Возраст этих холмов исчисляется тысячелетиями, а уничтожение, по мнению ученых-экологов, приняло в Астраханской области угрожающие масштабы.
Еще больший ущерб был нанесен заливным лугам, по которым прошла дорога к «даче Пузикова».
— За эту дорогу Росприродназдор на меня несколько раз наезжал, каждые три месяца меня вызывали в суд и выписывали штрафы, — рассказывает Дмитрий Тарасов. — Они там лодки свои ставили, мусор кругом бросали — но к ним на остров никто не ехал, а меня пытались за всё это безобразие заставить заплатить.
Остров Школьный был естественным нерестилищем для рыбы, «детсадом» для мальков — весной его затапливало и рыба метала икру на этом мелководье, рассказывают местные жители.
Впрочем, сейчас ни о каком «детском саде для мальков» речи идти не может. Остров подняли на 2 м на столько же углубили дно, чтобы к причалу могли подходить яхты. Дноуглубительные работы вело ОАО «Астрахань ТИСИЗ» (учредитель — Росимущество). Сами работы, по оценке Белоусова, обошлись в 300–400 млн рублей. По его мнению, на эти работы и источники их финансирования следователям стоит обратить особое внимание. Сама дача тянет на 700–800 млн рублей, а ее содержание обходится минимум в 5 млн рублей в месяц, считает Белоусов.
— Там на острове отгрохали четыре вертолетные площадки, залили тысячи тонн бетона, — добавляет Тарасов. — Пока шли дноуглубительные работы, рыба всплывала пузом кверху, а ниже по течению ее на 40 км вообще не было.
По мнению экспертов, природоохранная прокуратура, Росприроднадзор и Росрыболовство должны задокументировать все нарушения, которые были допущены при строительстве «дачи Пузикова», и передать для возбуждения уголовного дела в СКР», - писали «Известия».
Ранее на FLB о скандальных «дачах» зятя АнатолияСердюкова Валерия Пузикова: «Эпизод» Сердюкова встал на баланс Минобороны», «От «дачи Пузикова» требуют плодородия», «17 «дачных» мгновений экс-министра Сердюкова», «Как я провел прошлым летом» Анатолия Сердюкова», «Рейдер из США не отдает «дачу Сердюкова» государству», «Осталось только спросить Пузикова», «Улики против Сердюкова растворяются в воздухе», «Сердюков «засолил» астраханских осетров», «Глава Минобороны готовился к «нересту» в природоохранных зонах», «Что связывает Анатолия Сердюкова с Самиром Симандуевичем Абрамовым?», «Сердюков оказался на дороге «без права на защиту», “Разговор с “неустановленным лицом”, «Анатолий Сердюков перерастает в фигуранты», «Доказательная база ушла на экспертизу», “Следствие свернуло на “дорогу Сердюкова”, “По дороге к “родне” нашлась “президентская” рыбалка”, «Проложил родне дорогу», «Сердюков три часа играл в «молчанку» с СКР».
|