«Астраханские ученые требуют СКР провести проверку по факту причинения вреда природным ресурсам региона возведенной три года назад дорогой к даче зятя Сердюкова. По словам исследователей, ежегодно от незаконно построенного объекта в весенне половодье гибнут десятки тысяч мальков рыбы и сотни тысяч икринок. Основная причина этого — искусственная дамба, которой стала дорога: рыба не может пройти к местам нереста. Кроме того, песко-соляная смесь, из которой построили дорогу к даче Валерия Пузикова, зятя экс-министра обороны, при растворении в воде убивает пресноводную рыбу. В СКР заявили, что обязательно дадут этим фактам правовую оценку, - пишут 28 февраля «Известия».
— С 2011 года мы несколько раз писали жалобы на имя главы регионального Росрыболовства, а также в федеральное Агентство по рыболовству и на имя природоохранного прокурора области. Но все ответы сводились к тому, что будет проведена проверка, но реальных результатов ее мы не увидели, — комментирует преподаватель Астраханского государственного университета Андрей Дягтерев. — В феврале 2013 года, когда следователи управления СКР проводили проверку в Астраханской области по факту строительства дороги в селе Житное, мною было заявлено в показаниях, что объект наносит серьезный ущерб природной среде.
Пока шло строительство самой дачи, местные рыбаки неоднократно обращались в астраханский СКР с жалобами на варварское уничтожение заливных лугов, сваливаемый мусор и массовое уничтожение мальков. Однако на эти заявления никто не реагировал.
Остров Школьный был естественным нерестилищем для рыбы, своеобразным «детсадом» для мальков — весной его затапливало, и рыба метала икру на этом мелководье, рассказывают местные жители. Впрочем, сейчас ни о каком «детском саде для мальков» речи нет. Остров подняли на 2 м на столько же углубили дно, чтобы к причалу могли подходить яхты.
Астраханский бизнесмен Дмитрий Тарасов рассказал изданию, что представители местной рыбоохраны и экологических служб прекрасно знали о творящемся беспределе, но даже не пытались подъехать на остров Школьный.
— Пока шли дноуглубительные работы, рыба всплывала пузом кверху, а ниже по течению ее на 40 км вообще не было, — вспоминает Тарасов. — Штрафы пытались повесить на простых рыбаков, а к VIP'ам на Школьный они даже подъезжать боялись.
Уголовное дело «Оборонсервиса» стало одним из самых громких с начала этого года. Пока следователи устанавливают многомиллионный ущерб, причиненный имуществу военного ведомства в результате продажи недвижимости, в Астраханской области пытаются подсчитать другой ущерб, причиненный экс-министром рыбному хозяйству региона.
— Речь идет о дороге, которая была построена три года назад к даче зятя Сердюкова Валерия Пузикова. Песчаная насыпь возведена из бэровских бугров ― это песко-соляная смесь, которая защищает местность от песков, без них эти регионы может просто поглотить пустыня. К тому же они играют важную роль в циркуляции солей. В естественной природной среде они располагаются близ Каспийского моря, а вот рядом с селом Житное, где проложена дорога, нанесли многомиллионный вред рыбному хозяйству региона, — рассуждает заведующий кафедрой аквакультуры и водных биоресурсов Института рыбного хозяйства, биологии и природопользования Сергей Пономарев.
По словам специалиста, основная ошибка строителей была в том, что дорога была проложена без учета особенностей местности. Ежегодно в весеннее половодье сотни тысяч особей заходят в пойму на нерест. Дорога стала преградой на их пути.
Вода не доходит до привычных границ там, где происходит основной нерест рыбы. Томясь в заводи, самки вынуждены метать икру там. Слишком большая концентрация рыбы приводит к ее гибели. Когда уровень воды падает, то все деревья и кустарники буквально усыпаны икринками. Подсчитать их даже не представляется возможным, подтверждают слова ученого в рыбном хозяйстве Икрянинского района.
Кроме этого песко-соляная смесь, из которой состоит дорога, растворяется в воде и убивает пресноводную рыбу. Но, по мнению ученых, на их слова вот уже несколько лет никто не обращает внимания.
По данным Росрыболовства, только за последние два года уровень рыбных ресурсов в акватории Каспия сократился в два раза, а ценные породы рыб, такие, как белуга и осетр, и вовсе перестали выходить на нерест в Икрянинском районе, когда-то считавшемся одним из главных мест нерестилищ.
— В 2010 году в Астраханской области было выловлено 45 521 т рыбы, в 2011-м — 38 906 т, а в 2012-м — уже 36 622. При этом в 2010 было выращено 16,1 т рыбы, в 2011-м — 17,1, а в 2012 году — 17,5. То есть при большем разведении вылов уменьшается, — говорит Олег Григорьев, руководитель Агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области.
В среднем ежегодно гибель рыбы во время нереста обходится бюджету области в несколько миллионов рублей, которые регулярно тратятся на рыбное хозяйство, и если данную ситуацию не исправить, то через 5–7 лет запасы будут настолько истощены, что спасать будет нечего.
По самым скромным подсчетам, ежегодно во время весеннего паводка, когда рыба идет на нерест, гибнет от нескольких десятков тысяч до миллиона мальков.
В пресс-службе СКР «Известиям» сообщили, что все факты, указанные учеными, будут проверены в рамках возбужденного уголовного дела о хищениях в военном ведомстве. По данным следствия, солдаты-срочники почти два года работали на «даче Пузикова» — на работы их доставляли на вертолетах. Отдельным эпизодом проходит так называемое озеленение дачи. Летом 2011 года на острове Школьный — идеальном месте для рыбалки, но при этом практически лишенном растительности, солдаты высаживали траву и тополя. Генрих Падва, адвокат экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, назвал это озеленение «благотворительностью». Уголовное дело возбуждено по факту превышения должностных полномочий руководством Минобороны, десантировавшим солдат на дачу. Сам Сердюков до сих пор проходит по нему лишь свидетелем».
4 февраля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Из-за острова на стрежень выплывает Сердюков» говорилось: «комментариев - "строительство так называемой дачи Пузикова, зятя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, расположенной на острове Школьный в Икрянском районе Астраханской области, началось с рейдерского захвата и сопровождалось аферами, угрозами убийством и множеством экологических преступлений. Местные жители не раз писали заявления в местное управление СКР, но им там хода не давали.
Традиционно первые лица государства приезжали в Астраханскую область на рыбалку в другой, Володарский район. Там в свое время была база отдыха Леонида Брежнева, известного охотника и рыболова. Позже по соседству построили элитную базу отдыха «Газпрома», где не раз бывали руководители государства.
Когда в Икрянском районе появились серьезные парни на служебных машинах и сказали, что на Школьном будут строить дачу для Путина, никто из местных особо не удивился: места тут тихие, глухие, а рыбы много. Сотрудники береговой охраны, подъезжавшие на катерах, подтверждали, что всё серьезно, мол, отмашка из Москвы.
— К нам приезжали парни на служебных машинах и катерах и говорили, чтобы мы тут все дела сворачивали и никуда не жаловались, потому что на Школьном строится дача для президента, — говорит астраханец Дмитрий Тарасов. По его участку проложили ту самую дорогу, на которой, по версии СКР, было похищено 100 млн рублей. — Теперь-то понятно, что Путиным они просто прикрывались, чтобы народ не возмущался и было проще отнимать собственность.
У бизнесмена Дмитрия Тарасова 300 га земли в долгосрочной аренде прямо напротив острова Школьный, где развернулось доселе невиданное строительство.
— На куске земли, которую у меня оттяпали под дорогу, я хотел построить административное здание для фермы, — рассказывает Тарасов. — Весной сюда можно было только на лодке добраться, но потом появились грейдеры, военные насыпали щебенку и появилась дорога. Ее постоянно перекрывали, а всех людей в округе, у кого были бизнес или личное хозяйство, стали с этого места всячески выживать, намекая, что всё равно работать никому тут не дадут.
По словам Тарасова, хозяева острова менялись несколько раз. Одно время здесь часто бывали генерал СВР Богданов с сыном, потом не раз рыбачили Александр Абдулов, Леонид Ярмольник и Андрей Макаревич. Ярмольник заявил «Известиям», что база ни ему, ни его друзьям не принадлежала, но на Школьном они бывали.
Перед появлением на острове зятя Сердюкова там хозяйничал Геннадий Белоусов. У него здесь был небольшой гостиничный комплекс, который потом отняли. Ущерб от захвата построек на Школьном Белоусов оценивает в 9,4 млн рублей — столько было вложено в обустройство базы с 2004 года.
— У нас была своя компания ООО «Леска» и лицензированная база отдыха «Викинг», — вспоминает Белоусов. — Фирма была официально зарегистрирована и являлась членом Астраханского туристического союза и местной торгово-промышленной палаты.
По словам Белоусова, принимать туристов он начал еще в начале нулевых, после того как купил базу отдыха у ООО «Астраханьрыбагрогаз» (структурное подразделение «Газпрома»).
— Мы ее арендовали, а когда «Газпром» стал распродавать непрофильные активы, купили, — рассказывает Белоусов.
По его словам, неурегулированным оставался вопрос с 2 га земли под постройками — местные власти не хотели их отдавать в собственность, ссылаясь на то, что поблизости расположены заповедник и заказник, а также приграничная территория. Он даже судился с местной администрацией. Впрочем, эти суды на бизнес Белоусова не влияли: туристы приезжали постоянно, ловили рыбу и уезжали довольными.
Все изменилось после того, как на острове Школьный погостили генералы СВР и ФСБ. Спустя пару месяцев на острове появился землемер и заявил, что на самом верху принято решение открыть здесь пансионат для сотрудников ФСБ.
Весной 2008 года, как только сошло половодье, к Белоусову приехала целая делегация представительных мужчин.
— Все щеголяли красными корочками и хвастались большими связями в Москве, — вспоминает Белоусов. — Впрочем, мне они говорили, чтобы я не беспокоился, не суетился, мои владения им не нужны, что меня они уже «пробили» по своим базам и на самом вверху у Путина принято решение назначить меня директором пансионата ФСБ. Но пока я должен помочь им с размещением рабочих — за это мне обещали хорошо заплатить.
Впрочем, денег директор турбазы «Викинг» так и не увидел.
Руководил рабочими некий Артем Юрьевич — на остров его привозили на катере ФСБ. По данным «Известий», речь идет об Артеме Казакове, учредителе ООО «Житное» (до 2011 года). ООО «Житное», в свою очередь, является учредителем НП содействия развитию туризма с одноименным названием, один из совладельцев которого — зять Сердюкова Валерий Пузиков.
— Они вели себя как настоящие мошенники, задолжают 100 тыс. рублей, — отдают 10 тыс. и успокаивают: мол, главный на Канарах, приедет — вернем, — рассказывает Белоусов. — А когда я стал жестко требовать рассчитаться, меня просто выкинули с острова.
Белоусов утверждает, что со Школьного его выгнали по личному распоряжению Сердюкова.
— Он много раз был на острове и лично отдавал приказы по строительству, командовал солдатами, они там почти два года работали, — говорит Белоусов.
Геннадий Белоусов несколько раз подавал официальные заявления в суд и СКР, но их у него под разными предлогами не принимали. Потом, по словам бизнесмена, новые хозяева острова стали угрожать ему убийством и уголовным делом.
— Я три года на работу устроиться не мог, ни одна организация не хотела со мной связываться, а ко мне приходили посыльные и говорили, что если я хочу жить, то должен уехать из Астраханской области, — утверждает бизнесмен.
Местные жители были в ужасе от того, каким образом шло строительство самой дачи. Глину для укрепления почвы, к примеру, на Школьный вывозили с уникального памятника природы Прикаспия — бэровских бугров. Возраст этих холмов исчисляется тысячелетиями, а уничтожение, по мнению ученых-экологов, приняло в Астраханской области угрожающие масштабы.
Еще больший ущерб был нанесен заливным лугам, по которым прошла дорога к «даче Пузикова».
— За эту дорогу Росприродназдор на меня несколько раз наезжал, каждые три месяца меня вызывали в суд и выписывали штрафы, — рассказывает Дмитрий Тарасов. — Они там лодки свои ставили, мусор кругом бросали — но к ним на остров никто не ехал, а меня пытались за всё это безобразие заставить заплатить.
Остров Школьный был естественным нерестилищем для рыбы, «детсадом» для мальков — весной его затапливало и рыба метала икру на этом мелководье, рассказывают местные жители.
Впрочем, сейчас ни о каком «детском саде для мальков» речи идти не может. Остров подняли на 2 м на столько же углубили дно, чтобы к причалу могли подходить яхты. Дноуглубительные работы вело ОАО «Астрахань ТИСИЗ» (учредитель — Росимущество). Сами работы, по оценке Белоусова, обошлись в 300–400 млн рублей. По его мнению, на эти работы и источники их финансирования следователям стоит обратить особое внимание. Сама дача тянет на 700–800 млн рублей, а ее содержание обходится минимум в 5 млн рублей в месяц, считает Белоусов.
— Там на острове отгрохали четыре вертолетные площадки, залили тысячи тонн бетона, — добавляет Тарасов. — Пока шли дноуглубительные работы, рыба всплывала пузом кверху, а ниже по течению ее на 40 км вообще не было.
По мнению экспертов, природоохранная прокуратура, Росприроднадзор и Росрыболовство должны задокументировать все нарушения, которые были допущены при строительстве «дачи Пузикова», и передать для возбуждения уголовного дела в СКР», - писали «Известия».
«Тем временем на прошлой неделе было принято решение о продлении на полгода охраны бывшего министра обороны, сообщили РБК Daily в ФСО РФ.
В то же время эксперты обратили внимание на маленький срок, который определили для дальнейшего обеспечения безопасности экс-министра. Обычно подобные решения принимаются на год. Не исключено, что это связано с возможным уголовным преследованием Сердюкова, который пока фигурирует в деле "Оборонсервиса" только как свидетель.
О том, что Сердюкова вскоре могут лишить охраны, сообщалось еще в декабре прошлого года. В ФСО призывают не драматизировать ситуацию. По словам источника РБК Daily в ведомстве, госохрана положена и после отставки всем членам Совета безопасности, в который до ноября входил и Сердюков.
Впрочем, в ФСО отмечают, что факт охраны не является иммунитетом - "если вдруг завтра Сердюкова решат посадить в СИЗО, ее просто снимут", заверил источник. Короткий срок, на который продлена охранная опека бывшего министра, собеседник издания связал с возможной передачей этих функций в случае Сердюкова от ФСО к Федеральной службе исполнения наказаний».
Также на эту тему: «Осталось только спросить Пузикова», «Улики против Сердюкова растворяются в воздухе».
|