На днях в Международном арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ состоялось первое слушание по иску МПС к компании "Transrail Holding AG" (Швейцария) на сумму 535,8 млн. долл. Сумма иска впечатляет. Впечатляет и сам факт судебного разбирательства между старинными партнерами. Фирма "Трансрейл" сотрудничает с МПС (сначала СССР, а потом и России) с 1989 года. Что стоит за этой историей и действительно ли в результате суда МПС (и российский бюджет) может получить полмиллиарда долларов?
СИСТЕМА "ТРАНСРЕЙЛ"
Но сначала разберемся, что за компания выступает в роли ответчика.
"Transrail AG" основана незадолго до распада СССР - в 1989 г. в кантоне Сент-Галлен (Швейцария) с первоначальным уставным капиталом 200 тыс. швейцарских франков (около 200 тыс. долл.), поделенным на 200 акций, из которых 198 принадлежали швейцарцам. В Совет ее директоров входили Вернер Альберт (Германия) и Олег Сергеев (Россия). В 1992 г. был произведен ряд операций, в результате которых число акций и состав собственников изменились. 100 акциями (20 проц.) стал владеть "Желдорэкспорт" (Москва), а 379 - швейцарская фирма "Трансазия Холдинг АГ". В 1996 г. "Transrail AG" была переименована в "Transrail Holding AG".
И уже в 1996 г. происходят изменения. Плюс к известным появляются новые владельцы: 125 акций теперь принадлежат Министерству путей сообщения России, 125 акций - пулу из 19 региональных российских железнодорожных дирекций (см. документ). Следовательно, можно предположить, что российские железнодорожники владеют около 70 проц. пакета акций компании ("Желдорэкспорт" + МПС + пул дирекций). Очень интересно. МПС, значит, судится с компанией, которую полностью контролирует. Не странно ли?
Другая странность. Во второй половине 90-х официально задекларированный в Швейцарских налоговых органах годовой оборот ответчика по иску МПС - "Transrail Holding AG" - составил 1,5 млн. швейцарских франков (примерно 1,5 млн. долларов). Сопоставив эту сумму с ценой иска, легко заметить, что получить с "Transrail Holding AG" желаемое МПС вряд ли удастся.
Однако, как выясняется, швейцарская "Trаnsrail" лишь одна из многочисленной семьи "Трансрейлов", в том числе швейцарских. Еще одна "Transrail AG" была основана в 1996 г. по адресу: St. Leonardstrasse 35, 9001 St Gallen. Часть ее акций принадлежит уже знакомой нам "Transrail Holding AG". Правда, швейцарские власти не обнаруживают следов официальной деятельности этой фирмы. Или возьмем "Rail Invest AG". Она зарегистрирована по тому же адресу. Последняя фирма, кстати, ведет активную инвестиционную деятельность с российскими отделениями железных дорог (только Приволжской перевела свыше 60 млн. долл.).
У всех швейцарских "Трансрейлов", включая ответчика в московском суде, "Trаnsrail Holding AG", есть как минимум две особенности. Они зарегистрированы по одному и тому же юридическому адресу. И в их руководстве присутствует г-н Вернер Альберт.
Однако только Швейцарией деятельность групп компаний под мудрым руководством Вернера Альберта и его российских коллег не ограничивается. Так, "Transrail GmbH Internationale Transporte" (или "Transrail GmbH"), где директорствует все тот же Вернер Альберт, зарегистрирована во Франкфурте и также аффилирована к материнской "Transrail". Кстати, по одному и тому же адресу с этой фирмой зарегистрирована "Multimodal Transport Eguipment GmbH".
И вот любопытное совпадение: телефон фирмы "Transrail Holding AG" в Швейцарии принадлежит как раз этой самой фирме "Multimodal Transport Eguipment GmbH". Дружная семейка!
Следы "Трансрейлов" можно обнаружить и в Финляндии ("OY SCAN Transrail (STR) Ltd" - председатель совета директоров, естественно, Вернер Альберт; русские клиенты перевели этой компании не менее 100 млн. долл.). Легко заметить, что каждая из "Трансрейлов", дислоцированных в разных странах мира, ведет те или иные операции с российскими потребителями.
Что из этого следует? Первое. Деньги российского бюджета вполне могли просочиться через систему "Трансрейлов" в другие компании, которые в иске МПС не указаны. Второе. Все эти "Трансрейлы" не владеют долей в компании-ответчике, а значит, по иску к ней расплачиваться не будут. И третье. Вообще есть сомнения в том, что истец четко представляет себе, в какие конкретно "Трансрейлы" уходили деньги. Потому что, как выясняется, не только швейцарские, но и немецкие компании вели расчеты с Россией в швейцарских марках.
Итак, международная система компаний "Трансрейл" включает свыше 150 фирм в 12 странах мира (без стран СНГ). И возможно, чтобы получить искомые 558 млн.долларов ссуды, надо было подавать 150 исков в суды 12 стран.
ЖЕЛАЕТ ЛИ МПС ПОБЕДИТЬ ?
В искренность желания российских железнодорожников реально взыскать хоть что-то с нерадивого партнера (точнее, непослушной "дочки") не верится и по другим обстоятельствам.
Похоже на то, что все указанные выше германские и швейцарские компании никаких прямых договоров с российскими потребителями не заключали. Например, группой компаний "Трансрейл" в лице "Трансрейл АГ" (так в документах) заключен "Договор о взаимоотношениях" с российским ООО "Трансрейл-Центр", согласно которому ООО выполняет функции группы компаний "Трансрейл" при работе с российскими клиентами. Это значит, что ООО "Трансрейл-Центр" ни за что не отвечает, эта фирма - лишь агент. Но и "Трансрейл АГ" (в лице которой) - тоже вроде бы не отвечает! Отвечает мифическая группа компаний "Трансрейл", которой юридически вовсе не существует. Примерно такая же схема использована в других случаях. Вряд ли МПС забыло, как двусмысленно составлены документы. И как трудно на их основе привлечь конкретную компанию "Transrail Holding AG" (Швейцария).
Между тем только тщательное суммирование платежей в адрес тех или иных банков и позволит не только понять, какая из множества компаний международной группы "Трансрейл" получила тот или иной платеж, но и обосновать ту или иную сумму иска к каждой из компаний-участниц перевода денег. Но исков к составным частям международной системы "Трансрейл" в зависимости от ущерба, нанесенного каждой из них, нет. А значит, нет никакой уверенности в том, что МПС действительно хочет повоевать за пропавшие активы.
Далее. Характерно место, которое избрано для судебного процесса. Под присягой руководитель Международного арбитражного суда при ТПП РФ в своих показаниях в австрийском суде заявил, что московский суд по своему статусу является лишь третейским. Но профессионально изучив деятельность группы компаний "Трансрейл" в ряде стран мира, можно обнаружить широкое использование трастов (передачи активов в доверительное управление). Для тех, кто не знает: правовое регулирование деятельности трастов производится в соответствии с Гаагской конвенцией 1985 г., согласно которой международный траст находится вне юрисдикции местного суда. Едва ли не единственный способ раскрыть информацию о трасте и блокировать находящиеся в его управлении средства - доказать в суде по месту его деятельности, что на момент его регистрации создатели допустили мошенничество. То есть, во-первых, суд должен быть не российским третейским или арбитражным, а зарубежным, и находиться в стране, где зарегистрирован или действует траст.
Так кто же проиграет в войне МПС? Похоже, что проиграем мы, налогоплательщики. Суд, допустим, признает правоту МПС. Но деньги-то, как мы поняли, в Россию не вернутся. Зато у "обманутого" и "обиженного" злостной "Трансрейл" МПС появится новый аргумент просить дополнительное бюджетное финансирование. Или взвинчивать цены на билеты. Как не помочь жертве обманщиков? И кто вспомнит, что жертвы и обманщики жили дружной семьей?
Кстати. Версия, высказанная в российской прессе, о том, что на российском рынке железнодорожных перевозок на смену "Трансрейл" уже пришла фирма "Иристон Сервис", не связанная с провинившимся партнером, более чем сомнительна. Обратим внимание на то, что "Иристон" теперь называется "Мультимодальной транспортной корпорацией" ("ЮниТранс"). (Не похоже ли на название немецкой фирмы почетного "трансрейловца"Вернера Альберта?) Российские регистрационные сведения о владельцах последней, как всегда, исчерпывающи. По одной из версий, она на 100 проц. принадлежит кипрской "Лотранс Лоджистик Энд Транспортс Лтд", по другой - ею полностью владеет "Меркури файненшенел Лтд". Так как газетная площадь ограниченна, резюмируем: "Иристон-ЮниТранс", безусловно, является аффилированной структурой группы немецких "мультимодальных" компаний, имеющих отношение к Вернеру Альберту. Ну и, соответственно, к семейке "Трансрейлов".
ДОСЬЕ МН
В деятельности компаний группы "Трансрейл" используется ряд трастов. В Лихтенштейне - "Simka Trust", "Sunar Trust" и др., в Люксембурге - "Finance Trust Holding" и др., на Каймановых островах - "Transport Holding" и др. (таких трастов в системе "Трансрейл" можно насчитать до 20).
|