(Газета, 05.05.2004) Впрочем, компания "ЖАСО" - монополист на этом рынке с 1996 года, и бывшее антимонопольное ведомство (МАП) неоднократно, но безуспешно предлагало проводить конкурс по страхованию пассажиров. ФАС намерена довести дело до конца. Пикантная деталь решительных разбирательств состоит в том, что в последние полгода ЖАСО руководит зять президента РАО "РЖД" Геннадия Фадеева Павел Козлов.
Главным видом страхования на железнодорожном транспорте - обязательным страхованием пассажиров - всегда занималась одна компания. До 1996 года пассажиров страховал 'Госстрах СССР' и его преемник - 'Росгосстрах', с 1996 года - страховая компания 'ЖАСО', учрежденная несколькими железными дорогами. Железнодорожное акционерное страховое общество (ЖАСО) было создано в 1991 году. Учредителями его стали российские железные дороги. Обязательное страхование пассажиров железнодорожного транспорта было введено указом президента РФ в 1992 году. Страховой взнос включен в цену билета. Пассажиру выплачивается страховое возмещение в пределах 120 МРОТ, если он получит травмы во время поездки. Одновременно с этим ЖАСО продает в железнодорожных кассах полисы добровольного страхования от несчастного случая. Кассиры являются агентами страховой компании, и их комиссионные зависят от количества проданных вместе с билетами добровольных страховок.
Дело в отношении страховой компании 'ЖАСО', Московской железной дороги и 'РЖД' возбуждено по жалобе бывшего гендиректора ЖАСО Владимира Иванова, обвиняющего нынешнее руководство компании в устранении других страховщиков с рынка страхования пассажиров на железных дорогах . В прошлом году в ЖАСО произошла смена руководства: вместо Владимира Иванова, возглавлявшего компанию несколько лет, гендиректором стала Лариса Михайлова, а ее первым замом - зять главы 'РЖД' Геннадия Фадеева Павел Козлов. Именно Козлов, до этого не имевший никакого отношения к страховому бизнесу, сейчас ведет все финансовые и производственные дела ЖАСО. Примечательно, что в 2001 году по аналогичному разбирательству МАП отбивался - и отбился - сам Владимир Иванов.
По словам Владимира Иванова, который сейчас возглавляет страховую компанию 'ЖАСО-Полис', рынок обязательного страхования пассажиров на железнодорожном транспорте оценивается в 280-300 млн. рублей в год. 'Все эти деньги сейчас поступают в ЖАСО, - говорит Иванов. - Но, учитывая, что Козлов берет на работу своих бывших соратников по Балтийскому флоту, не имеющих отношения к страховому рынку, структура скоро может развалиться'.
Cейчас, рассказал Иванов ГАЗЕТЕ, помимо страхования пассажиров, ЖАСО не без помощи Геннадия Фадеева прибрало к рукам страхование железнодорожников от несчастных случаев. 'Представители ЖАСО ходят по железнодорожным структурам и заставляют руководителей оформлять страховку только с ними, - говорит Иванов. - Если учесть, что компанией по сути руководит зять Фадеева, все это похоже на феодальные отношения'. В 'РЖД' ГАЗЕТЕ на условиях анонимности заявили, что повышенное внимание антимонопольных органов к организации страхования на железных дорогах - это лишь повод подпортить репутацию президента 'РЖД' Геннадия Фадеева. Впрочем, 'порча репутации' ожидается давно. Замглавы фракции 'Единая Россия' в Госдуме Владимир Катренко
еще в марте заявил, что после президентских выборов может быть уволен кто-то из руководителей естественных монополий. И остается только гадать, кого выбрать: Алексея Миллера, Анатолия Чубайса или Геннадия Фадеева.
Источники ГАЗЕТЫ в ФАС утверждают, что первые дела новой службы должны стать своеобразной «показательной поркой», которая продемонстрирует нарушителям серьезный настрой антимонопольных органов. «У ФАС есть установка на результат от президента и премьера». Рассмотрение 'железнодорожного дела' комиссией ФАС назначено на 12 мая.
СПРАВКА
При бывшем министре путей сообщения РФ Николае Аксененко на особом положении находилась частная экспедиторская компания ООО 'МТК 'Юнитранс'. Подвижной состав 'Юнитранса' перевозил около 12 млн. тонн грузов ежегодно. По неофициальным данным, компанию контролировал сын Николая Аксененко Рустам Аксененко. Являясь президентом инвесткомпании 'Финартис', он заключил с 'Юнитрансом' договор о консультационных услугах. После заключения договора 'Юнитранс' получал от МПС тарифные льготы на перевозку грузов. 'Юнитранс' на 100% принадлежал кипрской Lotrans Logistics and Transports Ltd, по неофициальным данным, подконтрольной 'Финартису'. В конце 2003 года (Аксененко-старший подал в отставку в начале 2002 года после возбуждения против него уголовного дела) 'Юнитранс' сменила владельцев. Компанию выкупила группа ее менеджеров.
ФАС также возбудила дело в отношении ГТК. ФАС выяснила, что в ходе реализации закона об ОСАГО ГТК поручил дочерним предприятиям ГУП «Ростэк» заключить договоры об оказании агентских услуг со страховщиками, получившими лицензию на ОСАГО и аккредитованными при «Ростэке». Специально созданный для этой цели страховой брокер «Ростэк-Гарант» сотрудничает по ОСАГО с десятком из почти 160 компаний, имеющих лицензии. В итоге на таможне не признаются полисы ОСАГО страховщиков, не аккредитованных при «Ростэке», а от иностранцев, пересекающих границу на автомобиле, таможенники требуют заключения дополнительного договора ОСАГО с представителем «Ростэк-Гаранта».
|