По мнению простых избирателей...
Припозднившийся на выборы президента республики Ингушетия рядовой сельский избиратель Беков с удивлением обнаружил, что напротив его фамилии в предвыборных алфавитных списках поселкового электората стоит чья-то неуверенная подпись.
Совершенно не обязательно знать наизусть ингушское законодательство о выборах, чтобы сообразить, что избирательный бюллетень уже кем-то получен и, соответственно, голос его уже отдан одному из восьми кандидатов на пост главы республики, и, может быть, совсем не тому, кого хотел видеть своим президентом избиратель Беков.
Но все же, сохраняя какую-то надежду на справедливость, а, может быть, думая, что случившееся просто результат чьей-то элементарной невнимательности, Беков вежливо обратился за разъяснениями к председателю 51-ой участковой избирательной комиссии села Экажево Рае Картоевой. Та медленно провела облупившемся малиновым ногтем вдоль длинной машинописной строчки с паспортными данными избирателя Бекова Рустама Руслановича, уперла палец в наличествующую подпись и уверенно произнесла: "Вы уже проголосовали".
- Я?! - громко удивился Беков и наклонился над разложенными бумагами, - Это кто расписался?
- Вы. - уже раздраженно повторила председатель.
- Я-а-а ???!!! - вопросительно заорал Беков, - Ты врешь!..
- Проголосовал уже и еще раз хочет! - Картоева апеллировала теперь к присутствующим здесь общественным наблюдателям и небритым сотрудникам поселковой милиции, - Выборы сорвать хочет! Хочет дестабилизировать ситуацию на нашем участке!
- Я-а-а ???!!! - опять заорал Беков.
...Его, так и не проголосовавшего, на улицу выволокли призванные Картоевой наблюдатели, милиционеры и подоспевшие избиратели.
Почувствуйте разницу
Между прочим, надо сказать, что абсолютно честных выборов не бывает, не потому что совершенно отсутствует совесть у политиков, просто оценка своих действий происходит у них через доминанту собственной необходимости. Потому-то устойчивое выражение: цель оправдывает средства, является определяющим в ходе любой выборной компании. И вот здесь работают уже только человеческие качества политиков и их окружения. Если примененные средства попадают только под категории морали, то об этом можно эмоционально рассуждать и уповать только на совесть, но если очевидно и беспардонно нарушен закон, то этому надо давать правовую оценку.
Скажем, в период подготовки к первому туру выборов президента Ингушетия, команда не снятого тогда еще с предвыборной гонки бывшего министра внутренних дел республики Хамзата Гуцериева и его главного дублера - депутата Госдумы Алихана Амирханова привлекала для пропагандистского обеспечения своей избирательной кампании огромные финансовые и интеллектуальные средства структур подконтрольных беглому предпринимателю Борису Березовском и младшему брату Гуцириева Михаилу - гендиректору НГК "Славнефть". Что, естественно, обеспечило их значительное преимущество перед другими претендентами на президентский пост.
В данном случае, хоть и с большой натяжкой, но можно говорить об обычной порядочности.
Но когда эти деньги пошли на откровенный подкуп избирателей - это уже уголовно наказуемое деяние. А примеров тому множество. В кругах близких к самому Гуцериеву даже не скрывали, что сотни тысяч долларов потрачены на покупку голосов избирателей и взятки чиновникам местного Избиркома.
Так, председатель Сунжинской территориальной избирательной комиссии Мамедов получил 50 тысяч долларов на обеспечение голосования избирателей его округа в пользу Амирханова. Председатель 94-ой участковой избирательной комиссии станицы Орджоникидзевская - директор школы № 4 Климатова взяла на те же нужды две тысячи долларов. Глава администрации села Нижние Ачалуки получил четыре тысячи долларов. В зависимости от числа жителей, главам администраций населенных пунктов предвыборным штабом Гуцериева-Амирханова выдавались суммы от четырех до семи тысяч долларов...
На деньги кукловодов
...Накануне голосования, вечером шестого апреля из Назрани, где находился в здании железнодорожного вокзала головной избирательный штаб Гуцериева, а потом Амирханова, по избирательным округам разъезжались их доверенные лица. Они и распределяли денежные средства между руководителями своих территориальных подразделений, которые в свою очередь должны были организовывать целевую раздачу денег приходящим голосовать на избирательные пункты людям.
...С самого утра в станице Кантышево, прямо у дверей 60-го избирательного участка местная жительница некая Мовлатхан Яндиева встречала односельчан неровной улыбкой.
- Сыну ингушского народа Алихану Амирханову очень нужны ваши голоса... Ваша бескорыстная поддержка, - говорила она, - Он за это в долгу не останется...
Деньги Яндиева раздавала квартала за два от избирательного участка. И так до вечера...
...В селе Гизи-Юрт голос в поддержку Амирханова стоил две тысячи рублей. Деньги можно было получить в микроавтобусе "Газель" припаркованном перед входом в избирательный участок...
...В середине дня седьмого апреля в дежурную часть Малгобекского РОВД поступило несколько заявлений от граждан возмущенно сообщавших, что самым непристойным образом нарушаются их избирательные права. Один из граждан, например, писал о том, что "возле средней школы № 20 Акиев Васанбек, житель села В. Ачалуки, находясь в автомобиле "Ниссан-Патрон" белого цвета, убеждая избирателей сесть в его машину, предлагая за деньги, в сумме от 500 до 1000 рублей проголосовать за А. Амирханова". (Орфография и стилистика заявителя сохранена - авт.)
Вообще, с день выборов наибольший ценовой предел "амирхановского" голоса был зафиксирован местными наблюдателями в Назрани. В период наибольшей избирательской активности - с 10 утра и до обеда 13.00 и с семи вечера до последних минут перед закрытием избирательных участков, когда к 20.00 уставшие наблюдатели и избиркомовские чиновники начинали собираться по домам - "расценки" свободного волеизъявления в пользу Амирханова повышались до 200 долларов или шести тысяч 500 рублей по местному валютному курсу.
Средняя же цена за голос - три тысячи рублей - была зафиксирована в городе Назрани на улице Победы. На 85-ом избирательном участке, расположенном в школе №1 станицы Троицкая, где сразу после голосования выплаты производились в магазине "Книги", в котором находился гуцериевский штаб, при этом фамилии "оплаченных" избирателей регистрировались в книге "Жалоб и предложений". И на участке №88 станицы Орджоникидзевская. Проголосовавшие здесь в пользу Амирханова, деньги получали в здании кукольного театра...
Трехсотрублевый минимум - это результат раннего голосования в отдаленных уголках республики...
Раб раба - сам раб
По многочисленным опросам общественного мнения на протяжении всей предвыборного кампании наибольший рейтинг популярности был у Мурата Зязикова, а за ним с большим отрывом следовали Руслан Маскуров, Белан Хамчиев, Ахмед Мальсагов, и потом уже Хамзат Гуцериев и Аслахан Амирханов... При этом кандидатура самого Хамзата Гуцериева вызывала у большинства жителей республики откровенную неприязнь. На фоне плохо прикрытых республиканских проблем, наблюдать рядом с собой откровенно жиреющий гуцириевский клан мало кому нравилось и уж, тем более, ингушский народ никогда бы не потерпит власть человека достигшего благополучия сомнительными путями. Амирханов же только тень Гуцериева...
Это не голословность. Всю послевыборную неделю по Ингушетии ходило письмо подписанное избирателями республики: "...Седьмого апреля прошли выборы Президента Республики Ингушетия. Каждый из нас голосовал за разных кандидатов в президенты. Мы прекрасно знаем про ту бессовестную кампанию, организованную сторонниками Гуцериева и Амирханов, когда непосредственно перед днем голосования и в день выборов подкупали многих граждан, уговаривая их голосовать за Амирханова. Мы прекрасно знаем кто такой Амирханов, всю свою сознательную жизнь бывший слугой у Гуцериева Михаила. И его толкают в президенты Ингушетии, в руководители гордого и мужественного ингушского народа. Мы не хотим быть рабами раба! Мы обращаемся к своему народу с просьбой не допустить очередную ошибку, не поддаваться подкупу со стороны семью, которая свое финансовое благополучие построила за счет нашей республики. 28 апреля надо всем прийти на выборы и отдать свои голоса не за раба, а за достойного и мужественного кандидата в президенты!"
На самом деле, "тридцатипроцентная победа" Амирханова после первого тура президентских выборов в Ингушетии - не абсолютный нонсенс, не сенсационная случайность и не дикое стечение обстоятельств. Увы, седьмое апреля нынешнего года для Ингушетии - концентрированное отражение последних десяти лет президентства Руслана Аушева. Это очевидное всевластие денег, это грубо подчеркнутое неверие в перемены, унизительное желание населения поиметь хотя бы минимальную выгоду сегодня, не думая о том, что может быть завтра. И это, если хотите, доверчивое простодушие ингушского народа, издревле живущего по принципам: уважать дающего и верить на слово...
Плюс к этому, как уже было сказано, итоги первого тура выборов - это результат умело проведенной PR-компании, возможность распоряжаться огромными и бесконтрольными финансовыми средствами, способность амирхановского окружения извлекать выгоду из патовых ситуаций и удивительная изобретательность в достижении поставленной цели...
Школа актерского мастерства
Потому, нельзя не рассказать о "новых избирательных технологиях", изобретенных и впервые примененных избирательным штабом Амирханова на прошедшем седьмого апреля голосовании.
Нет, это не совокупность тончайших процессов происходящих внутри электората, собранных вместе и направленных в единое избирательное русло.
Амирхановское избирательное ноу-хау по психологизму очень похоже на игру в наперсток, когда несколько человек слаженно и привычно делают примитивный спектакль для того, что бы просто облапошить доверчивого лоха. Только в этом случае ставки выше и проигравшим оказывается целый народ.
...Приближаясь к избирательным участкам, люди еще издалека видели у входа дикие очереди. Многие, не желая стоять и думая, что проголосуют позже, разворачивались и уходили. Но через некоторое время они видели ту же безмерную очередь на том же месте и уходили опять. Таким образом, многие, а это по разным оценкам около 30 процентов избирателей, не смогли принять участие в выборах. Очередь пропускала только "нужных" избирателей, которые приходили голосовать за Амирханова...
Между прочим, и история с разгромом и обыском штаба кандидатов в президенты Гуцериева и Амирханова, когда последний перед множественными телекамерами клялся в заинтересованности спецслужб и представителя президента в Южном федеральном округа Казанцева в его опорочивании, тоже грамотно проведенная PR-акция. Законный обыск, проведенный в связи с расследованием уголовного дела о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав, возбужденного прокуратурой города Малгобека и расследуемого прокуратурой республики, Амирханов превратил в агитационный спектакль...
Зона особого внимания
Откровенно говоря, Ингушетия - не богатая страна. Это если говорить о недрах, ископаемых, природных ресурсах. На ее территории нет судоходных рек и густых лесов, земля не носит алмазов, не дает нефти и газа, и вряд ли когда-нибудь суровая республика будет интересна для беспечных туристов...
Для России она экономически не привлекательна. Но есть иные государственные интересы. Никуда не деться, Ингушетия сейчас прифронтовая полоса. Зона особого внимания. Буферная республика. Посредник между миром и войной. Потому политико-географическое ее значение в государственном масштабе просто огромно.
Бывший президент Ингушетии Руслан Аушев хороший офицер, но слабый политик. Не надо забывать, что и при его попустительстве соседней Чечне много лет существовал откровенно террористический режим... Именно в период его президентства стало возможным появление, в общем-то, религиозно не агрессивной республике, очагов исламского экстремизма... При нем республика стала убежищем для уголовных преступников...
Гуцериев и Амирханов его последователи...
А вообще, если говорить о богатстве, то главное достояние Ингушетии - люди...
... Я стою в Слепцовске на автобусной остановке. Просто задумался о чем-то.
Здесь же, блестя на солнце золотыми зубами, две молоденькие ингушки весело спрашивают меня о чем-то.
- Не понимаю я, - говорю.
- Ты, что свой язык забыл? - смеются они.
- Русский я...
- Какая разница... Голосовал за кого?
|