Ингушская оппозиция исполнила свое обещание и передала вчера в приемную администрации президента России 15 коробок с листами, содержащими 80 тыс. подписей жителей этой северокавказской республики -- практически половины списочного состава избирателей. Все эти подписи поставлены под обращением к Дмитрию Медведеву с просьбой вновь назначить главой Ингушетии Руслана Аушева, досрочно ушедшего в отставку в 2002 году.
Руслан Аушев был первым президентом Ингушетии после ее создания в 1992 году. В 2002-м его преемником стал Мурат Зязиков, кандидатуру которого на выборах поддерживал Владимир Путин. Сейчас г-н Зязиков является одним из наименее популярных северокавказских лидеров: его отставки местная оппозиция разными способами требует уже почти год.
Первые митинги протеста прошли в Ингушетии осенью прошлого года и нынешней зимой. Митинги были не особенно многолюдны, но жестоко разгонялись властями, что вызывало только рост недовольства. Поначалу главным требованием митингующих было прекращение террора со стороны силовых структур по отношению к мирному населению, которое во многих случаях становилось жертвой борьбы силовиков с боевиками. Но поскольку президент Зязиков так и не смог выразительно продемонстрировать свою способность или хотя бы готовность оградить мирных жителей от издержек контртеррористической операции, участники акций стали добиваться его отставки.
На выборах в Государственную думу 2 декабря 2007 года почти 99% ингушских избирателей, согласно официальным данным, поддержали «Единую Россию», хотя в отличие от большинства регионов президенту Зязикову не доверили роль «паровоза» местного партийного списка, понимая, что в связи с неоднозначным отношением к нему может пострадать имидж единороссов. Однако совсем избежать проблем не удалось: ингушские оппозиционеры объявили в январе 2008 года, что готовы представить в Центризбирком и Генпрокуратуру несколько десятков тысяч подписей избирателей Ингушетии, которые на самом деле не ходили голосовать 2 декабря. Подписей должно было хватить примерно на 60% списочного состава ингушских избирателей, но их так и не увидели ни прокурорские работники, ни даже журналисты.
На этот раз подписи, собранные за возвращение Руслана Аушева и соответственно за отставку Мурата Зязикова, доставлены в Москву. На подписных листах значатся имена и фамилии людей с паспортными данными, и организаторы акции полагают, что администрация Дмитрия Медведева не сможет игнорировать зафиксированное таким образом волеизъявление половины ингушских избирателей.
В приемную администрации подписи привез один из руководителей «ингушского общенационального митинга» Магомед Хазбиев, который рассчитывает, по-видимому, что в Кремле никого не смутит не вполне «парламентский» формат представляемой им организации.
Руслан Аушев, который в последние годы за пределами Ингушетии занимается главным образом общественной деятельностью, связанной с помощью ветеранам Афганистана и локальных войн на территории бывшего СССР, а также работает в российском Министерстве обороны над программами поиска и возвращения домой пропавших без вести, в интервью одному из московских изданий не исключил своего возвращения в республику. Г-н Аушев заявил, что в любом случае не может оставить просьбу людей без внимания.
В самой Ингушетии популярность бывшего президента по-прежнему высока, но большинство аналитиков скептически оценивают перспективу возвращения Руслана Аушева в большую кавказскую политику. В то же время ежедневные новости об обстрелах и подрывах в Ингушетии не хуже коробок с подписями говорят Кремлю о том, что нынешнее руководство региона с ситуацией не справляется. Дмитрий Медведев только что подобрал замену президенту Карачаево-Черкесии Мустафе Батдыеву, отставки которого тоже долгое время добивалась оппозиция. И не исключено, что замена г-на Батдыева станет лишь пробным шаром очередной кадровой реформы на Северном Кавказе.
|