Расследователи из так называемого «консорциума журналистов», финансируемого Госдепартаментом США, а так же различными финансовыми воротилами вроде Джорджа Сороса, снова всех уныло удивили. Публикация очередного пакета «панамских бумаг», призванная, как заявлялось, «изменить мир», превратилась в кучу перепечаток предуведомлений ICIJ о том, что наличие оффшорной фирмы само по себе не является преступлением, и что через подобные компании разных калибров финансовые разбойники отмывают большие деньги. «Сенсации» этого ряда ровно столько же лет, сколько существует само журналистское расследование, как жанр, в части вскрытия прессой финансовых махинаций и схем. Теперь же, стараниями ICIJ на головы читателей тупо вываливаются тонны виртуальных бумаг, аутентичность которых официально никем не подтверждена. И хотя налоговые службы и правоохранительные органы разных стран, включая Россию, безусловно отработают этот массив документов, понять в чем, собственно, заключается «журналистская составляющая» в публикации базы данных, довольно сложно. Создается устойчивое впечатление, ICIJ копает свой виртуальный Панамский канал, бодро отчитываясь за потраченные деньги спонсоров.
Разгребайте сами
С таким же успехом ICIJ могли бы отважно и за ту же сумму обнародовать телефонный справочник, и написать, что само по себе наличие телефона не является преступлением, однако, именно по телефону иногда замышляются неблаговидные дела. Или базу данных торговцев кухонными ножами, с аналогичными разъяснениями. Проще говоря, обнародование «оффшорных данных», скорее, развитие сервиса «для тех, кто понимает», а не плод реальной журналистской работы. Ее, кстати, эту работу, могли бы сделать аудиторы на пенсии, финансовые или налоговые отставники. И безо всякого «журналистского» пафоса. Это хотя бы повысило степень доверия к публикации данных. Однако ICIJ объявив это «журналистским расследованием» предлагает широкой публике: «вот вам база данных, разгребайте сами». И сами же интерпретируйте, как вам заблагорассудится. Чем, собственно, и занимаются отдельные, никогда «не рефлексирующие» персонажи и СМИ, не только выдавая наличие оффшора за преступную деятельность, но и подсовывая в этот массив свой пропагандистский интерес.
США – в каждой бочке затычка
Российский либеральный пул СМИ старательно сообщает о неких «громких скандалах в России», которые произошли исключительно виртуально. Единственный эффект – проверка сведений Генеральной Прокуратурой РФ. Британская пресса сообщает о скандалах среди своих политиков, что хотя бы логично. Американская же… о российских. «В полной базе Панамского досье фигурируют тысячи российских граждан и компаний» - разжевывает нам рупор Госдепартамента США «Голос Америки» прямо в заголовке. Делает это «Голос Америки» с таким отчаянным видом, словно граждане России налогоплательщики США, задолжавшие в американскую казну миллионы долларов. И оттого выглядит это забавно. Забавно хотя бы потому, что в базе есть не только «тысячи россиян», но и тысячи американских налогоплательщиков, что должно бы волновать «Голос Америки» намного больше. Но, возможно, патологическая русофобия сказывается на качестве работы рупора Госдепа, который давно не боится выглядеть нелепо, в стиле «в каждой бочке затычка».
«Мы не знаем, кто сейчас владеет…»
Печальная «Медуза», повторив сказание «о бизнесменах Аркадии и Борисе Ротенберге, главе департамента транспорта Москвы Максиме Ликсутове», и людях «с фамилией Путин», все же приводит признания одного из представителей консорциума. Исполнительный директор OCCRP, партнер расследования ICIJ, Пауль Раду рассказал «Медузе», что «слив документов из Mossack Fonseca охватывает период с 1977-го по 2015-й. Таким образом, мы не знаем, кто сейчас владеет теми или иными оффшорами». Такое признание дорогого стоит, ибо, чем же занимались тогда «380 журналистов из 76 стран мира»? Ах да, «глобальным журналистским расследованием», точнее копанием Панамского канала. Кроме того, - информирует «Медуза», - «это урезанная база: в ней нет ни паспортных данных людей, связанных с оффшорами, ни информации об их счетах, ни их электронной переписки. Всеми этими сведениями располагают журналисты, но они решили их не публиковать, сославшись на то, что «раскрывать такую информацию не этично». Хотя за то время, те деньги, и руками такого количества журналистов, пожалуй, можно было бы «замазать» персональные данные, которые публиковать в силу законодательства действительно проблематично. Хотя бы самую основную часть. Но нет.
Кстати, FLB имеет опыт «забивания» данных домашних адресов, паспортов, и прочих вещей. Работа, скажем прямо, нудная. Но ее тогда стоило проделать, поскольку на заре «молодой российской демократии» полстраны оказалось под колпаком частных охранных структур и частных же спецслужб – политики, журналисты, общественные деятели. И чтобы читатели смогли увидеть, что это такое в формате «как есть» – FLB своими, прямо скажем, скромными силами пришлось перелопачивать огромный массив документов – справки, сводки, прослушка, данные наружного наблюдения – обрабатывая каждую бумагу, и убирая идентификационные данные граждан. И читателю было показано и рассказано, что происходит. Поэтому странно слышать, что ICIJ за столь долгое время и силами трех сотен журналистов, оказалось не в состоянии проделать столь важную часть работы, хотя бы ради уважения к аудитории.
Что же касается «этичности», то у некоторых руководителей ICIJ связи с налоговым аферистом Биллом Браудером, международным спекулянтом Джорджем Соросом, как и с осужденным за мошенничество «активистом» в России Алексеем Навальным, этических терзаний не вызывают, что-то вроде - «наши сукины сыны». Как, впрочем, и написание хамских твитов руководителями консорциума.
Германия купила диск
Есть, впрочем, и другой «этический» аспект. Он заключается в том, что безо всяких ICIJ, и прочих, связанных с Госдепартаментом США НКО, в Германии федеральная прокуратура земли Северный Рейн-Вестфалия уже более года вела собственное расследование деятельности панамской компании Mossack Fonseca. По сообщению германской государственной компании Deutsche Welle, данные о деятельности оффшорного оператора немецкие правоохранители купили еще в конце 2014 года у некоего анонимного источника. Тогда CD-диск с финансовой информацией обошелся бюджету ФРГ в 1 миллион евро. Данные затраты бюджет «отбил», проверив и оштрафовав три банка Германии за сокрытие налогов на сумму в 20 млн. евро с каждого. Связано ли это с диском, или нет – дело десятое, ибо диск, после отработки в Германии, похоже, пошел по рукам. И теперь продается публике как «труд журналистов». А спонсоры этой операции, в первую очередь Госдеп США, как бы не понимают этой «панамщины» - спонсируют и спонсируют. Некоторые назвали бы это банальным освоением бюджета, так как под красивой оберткой некий полуфабрикат. А если и оказалось, то показывать это «этика не позволяет». ICIJ забыли указать
Кроме того, как сообщил популярный портал VICE News, журналист Кэн Силверстин (Ken Silverstein) опубликовал собственное расследование деятельности панамской Mossack Fonseca еще за 18 месяцев до появления первых материалов «консорциума независимых журналистов». Его статья под говорящим названием «Юридическая фирма, которая работает с олигархами, отмывателями денег и диктаторами», вышла в свет 3 декабря 2014 года, и сопровождалась многочисленными ссылками на документы о финансовых транзакциях. Опять же безо всяких ICIJ и всей дорогостоящей схемы НКО, выстроенной Госдепом США вокруг «консорциума». Странно, что американские налогоплательщики терпят, мягко говоря, столь сомнительные траты американского бюджета, хотя это дело самих американцев.
Между Великобританией и США
Впрочем, некоторая польза от ICIJ все-таки есть. Она заключается в том, что Россия, как выясняется, «в оффшорной теме», среди прочих стран не хуже и не лучше других. Будучи вписана в международный рынок, где оффшорные фирмы ровно такой же инструмент, как маркер или канцелярские скрепки в офисе, наша страна, как говорится, середнячок. Согласно панамской базе, зарегистрированные в оффшоре компании и фонды, связанные с гражданами России составляют примерно 11 тысяч. Примерно 6 тысяч человек – указаны как руководители таких фирм. Юридические и физические лица, связанные с США, для познания, так сказать, в сравнении, в панамской базе тоже есть. Компании и фонды американцев - 6 тысяч. Руководство такими фирмами насчитывает свыше 7 тысяч человек. Однако США и Россия не дотянули до Великобритании. Зарегистрированные только в Панаме британские компании тянут почти на 18 тысяч. Количество, «офицеров» там, впрочем, только 5,5 тысяч человек. Весьма невысок панамский показатель у Германии – всего несколько сотен по количеству фирм и директоров. Впрочем, «панамские бумаги» говорят только об одном, что регистратор - панамская юридическая фирма Mossack Fonseca могла регистрировать указанное количество российских, американских, британских и прочих граждан-налогоплательщиков из других стран. Слово «могла» здесь абсолютно уместно, ибо, еще раз это стоит напомнить, официального подтверждения, если хотите процессуального, этим сведениям нет. Это, во-первых. А во-вторых, как и для чего применялся панамский оффшорный инструмент, являющийся законным и признанным во всем мире, ответить пока невозможно, потому что «380 журналистов из 76 стран мира» провели расследование так, что кроме поводов для слухов и пропагандистских стонов, ничего не дали.
Без всяких оффшоров
Между тем, у финансовых разведок мира, а также FATF, существуют стандарты и наработки и критерии выявления «подозрительных» транзакций. Чтобы понять, чем занимался оффшор нужны дополнительные сведения о деятельности тех, или иных фирм. Что это такое, мы покажем на примере одного «спящего» демократического фонда, разумеется, российского. Через него разок прокачали 10 млн. рублей. И это подозрительная транзакция. Выглядит эта «финансовая аномалия» так – с нулевой активности, резкий заход денег на баланс, и не менее резкий их уход, в неизвестном направлении, с последующим свалом в ноль.
Название: Некоммерческая организация «Национальный Фонд Региональной Политики» ( График - сервис «Контр-Фокус»).
В данном случае неважно, кто учредитель и руководитель фонда – кому интересно, тот быстро раскопает нужные сведения о том, что учредителем был известный демократ. Речь сейчас о другом. О квалификации деятельности и операций, проходивших через Панаму. Для первичной квалификации и нужны сведения, а не фантазии, показанные на графике. И такая правовая квалификация – дело уполномоченных на то служб, во всех странах без исключения. Так что те, кто уполномочен, безусловно, будут проверять оффшоры, в том числе и панамские. Но и спящие фонды «неравнодушных» общественников в России не мешало бы изучить. А то может некрасиво выйти, как в Великобритании, где подразделение «Transparency International», за много-много лет банально прозевало «панаму» Кэмерона. Или еще более занятный пример, когда глава одного из подразделений «Transparency International» был вынужден уйти в отставку после того, как у него обнаружили сразу пять оффшорных счетов. Отечественные же структуры, как было показано выше, вроде бы тоже «за прозрачность», но время от времени выписывают такие кренделя с темными деньгами, что только диву даешься.
|