Касьянов и чемодан
Давешний визит Михаила Касьянова в Северную столицу, «колыбель революций», и город великого Фёдора Михайловича Достоевского, который, мягко говоря, недолюбливал либералов за их «смердяковщину», не принес Касьянову политических очков. Зато принес подарок – огромный чемодан. Накануне появления Касьянова на берегах Невы, питерские художники разместили на стене дома на Набережной реки Фонтанки граффити, где экс-премьер России изображен с чемоданом в руках и шарфе с надписью «Страсбург», которая недвусмысленно намекает на его недавнюю встречу с Мустафой Джемилевым. Тогда бывший премьер Касьянов пообещал бывшему главе крымско-татарского меджлиса, связанного с террористами, вернуть Крым под юрисдикцию Украины. Это такой политический стиль некоторых маргиналов – распоряжаться тем, что тебе не принадлежит, причем, в мировом масштабе.
Два Михаила
Помимо стандартных клише о том, что «страна идет не туда», произнесенных Касьяновым на встрече с питерским активом, утверждение о том, что у Парнас твердое намерение «обойтись без революций» вступило в противоречие с тезисами Михаила Ходорковского, призывавшего к революции, но «желательно без крови». Впрочем, все эти оговорки и противоречия между Михаилами – от лукавого. Ибо оба ничего внятного, кроме «смены режима», до сих пор не предложили, но оба хотят, так сказать Конституций и севрюжины. Хотя многие в России хотели бы послушать какой, собственно, они видят экономику России в условиях снижения цен на нефть. Ведь об этом падении цен мечтал тот же Касьянов, рассуждая о «справедливой цене в 20 долларов за баррель». И вот, казалось, момент настал, однако прорывных планов на обозрение ни Касьянов, ни Ходорковский, рассуждавший о «новой экономике – экономике знаний» так и не представили. МБХ так вообще дописался до того, что «мировая экономика прёт, и только Россия…». Словом, всё как всегда. Ну и весь план либералов, похоже, заключается в том, чтобы пристроится в хвост цивилизованным странам, уж они-то помогут. Главное - сменить режим, и заживем.
Свара на одномандатной кухне
Однако чтобы придти во власть конституционным путем, от всех партий без исключения требуются усилия. И речь не только о ресурсах и возможностях партий. Речь о банальных навыках разговаривать с избирателями. В либеральном лагере, в этом смысле, всегда были трудности. Мало, что любой несогласный с несогласными избиратель подвергается, мягко говоря, оскорбительным характеристикам, так еще и между собой оппозиционеры «дружат» так, что только искры летят. Типичный случай зафиксирован в Новосибирской области. Член регионального совета новосибирского «Яблока» Светлана Каверзина раскритиковала лидера местного «Парнаса» Егора Савина, обвинив его в самозахвате выборного округа и фактическом подрыве переговоров партий об объединении усилий на выборах в Госдуму. «Пока идут переговоры, всех попросили проявлять сдержанность и не обсуждать промежуточные результаты. Что делает представитель новосибирского "Парнаса" Егор Савин? А он не мучается ожиданием решения, он просто „забивает“ под себя самый лакомый "Академический округ". Мол, я там буду баллотироваться. Теперь если "Яблоко" возмутится такой наглостью и все-таки выставит против Савина своего кандидата, то "Парнасу" опять можно будет включить пластинку "Яблоко недоговороспособно"», - пишет Каверзина. Она назвала поведение представителей Парнаса «сволочизмом», добавив еще пару характеристик, скажем, не для широкой печати. Впрочем, FLB.ru, как-то уже оговаривалось, что межевание избирательных земель, то бишь одномандатных округов, в либеральной среде – зрелище не для слабонервных и напоминает батальные зарисовки писателя Михаила Зощенко, живописавшего в своих рассказах стычки на коммунальных кухнях.
Состязание микроблогеров
Партия «Яблоко» во главе с новым лидером Эмилей Слабуновой, похоже, решили протестировать своих потенциальных партнеров по демократическому альянсу. Еще в январе в своем микроблоге накануне всяческих переговоров с «Яблока» с Касьяновым Слабунова запустила опрос, касающийся будущих выборов президента. Результат получился впечатляющим.
Впрочем, в виртуальном мире с виртуальными сторонниками у либералов все всегда замечательно – «весь мир за них», а «выборы нечестные». Но как это соотносится с реальными показателями реальной социологии – сказать пока сложно. Сложно, хоты бы потому, что на осенних выборах 2015 года в трех регионах – Новосибирская, Костромская, Калужская области – мощная пария «Парнас» с не менее мощным лидером Михаилом Михайловичем Касьяновы, да при поддержке богатого Михаила Борисовича Ходорковского, едва заполненные списки Парнас представляли из себя совершенно грустное зрелище из «кандидатов -гастролеров» выдвинутых во всех регионах стразу.
Бесхозный запрос «на демократов»
Но вот интересный и важный момент. Все партии либерального спектра, и симпатизирующие им эксперты сегодня вновь оперируют «серьезным запросом избирателей на объединенную демократическую партию». Такой запрос действительно существует. И во многих выводах социологов в исследованиях, например, за 2007- 2011 г.г., он сформулирован примерно так: «за демократов готовы голосовать от 20 до 25 процентов». Сколько раз «демократические партии» пытались всерьез реализовать этот запрос? Ответ – ни разу. В 2007 году, стоит напомнить, тот же СПС подменил в ходе выборов свою задачу – вместо завоевания симпатий избирателей, СПС стал воевать с властью, в итоге провалив всю кампанию с результатом около 0,96%. Кроме того, количественный показатель «запроса на 20-25 процентов» все партии, считающие себя демократическими, записали на свой счет. Хотя видимых оснований для таких выводов у них объективно нет. Как-то в один из выборных циклов, точнее по его окончании, качественное исследование показало, что избирателей вполне устраивает демократичность «Единой России», за которую, собственно респонденты и отдали голоса. С чего это вдруг Парнас и «Яблоко» решили, что «20-25 процентов готовых…» имеют отношение именно к их партиям и их лидерам, и даже их альянсу – сказать затруднительно. Возможно, аналитики и социологи внятно объяснят. Подобные гипотезы, впрочем, проверить достоверно можно только одним путем, через поход к избирателям в любом виде – в виде смешанного, но серьезного партийного списка кандидатов, или мощным веером кандидатов по одномандатным округам. Есть ли на это силы у Парнаса и партии «Яблоко», вместе или порознь, они, похоже, и сам не знают. Но Крым уже готовы отдать под любую юрисдикцию, кроме юрисдикции своей страны, видимо, не считая крымчан людьми, а референдум инструментом прямой демократии. Зато заклинание про «у нас украли голоса», вместо реальной программы для той же экономики, знают на зубок.
|