По сведениям газеты Boston Globe, процесс над «гарвардскими мошенниками» Андреем Шляйфером (Andrei Shleifer) и Джонатаном Хеем (Jonathan Hay) близок к завершению и скорее всего будет стоить кресла нынешнему президенту Гарварда Лоренсу Саммерсу (Lawrence Summers). Ранее Гарвардский университет уже был вынужден уплатить штраф в размере 120 миллионов долларов по результатам предыдущего процесса по этому же делу, однако на этом американская Фемида не успокоилась.
Суть претензий к Шляйферу и Хею (Саммерс фигурирует в деле пока только как свидетель) сводится к обвинению последних в использовании в корыстных целях средств, ассигнованных казной США на «помощь в формировании российского рынка ценных бумаг». Оба обвиняемых с середины 90-х являлись советниками главы Федеральной комиссии по обороту ценных бумаг Дмитрия Васильева в соответствии с так называемой «Гарвардской программой помощи», финансировавшейся из средств американского Конгресса. Конкретно на эту помощь США выделило более 40 миллионов долларов плюс более 130 миллионов на связанные с ней программы (в соответствии с рекомендациями того же Гарварда). Профессор экономики Шляйфер руководил программой из США, периодически наезжая в Россию. Хей возглавлял Московское представительство Гарвардского университета и считался одним из ближайших друзей Дмитрия Васильева. Непосредственно участвуя в разработке правил работы на российском фондовом рынке, Хей располагал эксклюзивной инсайдерской информацией о планах приватизации крупнейших российских компаний, которой делился со Шлейфером. Благодаря такой информации, «гарвардские мошенники» с помощью своих жен и ближайших родственников «прокачали» крупные пакеты российских «голубых фишек» через свои карманы, оставив в них солидный «навар» в десятки миллионов долларов. Без ведома руководителя ФКЦБ такие операции вряд ли могли иметь место, поэтому сегодня возникает законный вопрос – не имел ли место сговор Дмитрия Васильева и обвиняемых?
Помимо прочего, оба гарвардца подозреваются в использовании средств американской казны для игры на российском рынке ГКО, о котором они, благодаря своему служебному положению, знали намного больше кого бы то ни было. Кроме казнокрадства Хею и Шляйферу вменяют в вину нарушение договора между Гарвардским университетом и американским государственным агентством по вопросам международной помощи USAID, подразумевавшего безусловный отказ участников проекта от инвестиций в экономику страны пребывания и любых форм предпринимательства на ее территории.
Отдельная статья расследования – учреждение женой Хея Элизабет Хиберт первой на российском фондовом рынке управляющей компании «Паллада Ассетс Менеджмент». За подозрительно короткое время эта фирма установила контроль над деятельностью нескольких крупных паевых инвестиционных фондов. Невероятно быстрое получение этой фирмой лицензии и ее неожиданно быстрое продвижение на рынке относят на счет «особых» отношений Васильева и «гарвардцев». Тем более, что недавно в «Стрингере» и «Moscow Times» появились сообщения о наличии у бывшего главы ФКЦБ счета в одном из крупных американских банков, куда регулярно отчислялись средства со счетов «Паллады».
Чем закончится «гарвардский процесс», не знает никто, однако источники газеты Boston Globe предполагают, что Хея и Шляйфера ждет серьезное наказание.
Обсудить материал в форуме
|