Глава ФКЦБ Дмитрий Васильев ушел в отставку. Среди причин этого шага называют разногласия Васильева с главой ЦБ Виктором Геращенко. Но истинной причиной отставки стала Счетная палата РФ.
Аудиторы Счетной палаты РФ оказались, возможно, первыми представителями контрольных органов РФ, которым посчастливилось быть допущенными к документам Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Итог проверки для главы ФКЦБ оказался печальным: аудиторы так и не смогли найти следов (как и разумных объяснений, куда девались средства) десятков миллионов долларов США, полученных комиссией для развития рыночных реформ и проведения правовой реформы в области прикладного экономического законодательства.
Деньги выделял Мировой банк. Поступали они в Россию в виде кредитов, обязательства по которым несет российский Минфин, а тратить их было поручено Васильеву. Куда уходили западные кредиты, неизвестно. Но судя по тому, как ФКЦБ тратила деньги, получаемые от приватизации, кредиты эти давно осели на счетах "дружественных" Васильеву компаний.
Еще в 1997 году руководитель департамента ценных бумаг Минфина Белла Златкис писала тогдашнему министру финансов России Михаилу Задорнову: "Представленные ФКЦБ России данные о расходовании средств, полученных комиссией от приватизации, свидетельствуют об их расходовании на поощрение чиновников и финансирование развития указанного ведомства. При этом размер средств, направляемых на развитие, на несколько порядков превышает соответствующие бюджетные нормативы". В том году комиссия получила денег в два раза больше, чем было определено Законом "О бюджете". Первоначально правительство намеревалось направить эти суммы ни много ни мало на погашение задолженности перед учителями, врачами, военными. Было даже принято постановление, в соответствии с которым 2 процента средств, вырученных от приватизации госсобственности, должны были пойти именно на это. Однако Дмитрий Васильев подменил собой всех - деньги ушли в различные коммерческие структуры и фонды, имеющие непосредственное отношение к ФКЦБ. Только в качестве взноса в уставной фонд некоего Фонда института фондового рынка и управления были перечислены 40 миллиардов неденоминированных рублей. Еще 49,3 миллиарда - фонду Международного института развития правовой экономики. Почти два миллиарда - некоему акционерному обществу закрытого типа "Холдинг-Цессион". Ну а зачем Дмитрию Васильеву понадобилось из бюджета финансировать частное издательство "Деловой экспресс", не совсем понятно до сих пор. Издателям выделили аж 4 миллиарда.
|