Как стало известно "Ведомостям", новый министр путей сообщения Геннадий Фадеев инициировал масштабные изменения в системе индивидуальных тарифных скидок, доставшейся ему в наследство от Николая Аксененко. Если правительство одобрит инициативу министра, резко повысятся транспортные издержки предприятий "Евразхолдинга" и "СИБУРа", в результате чего МПС получит в этом году 4,8 млрд руб. дополнительного дохода. Другие обладатели крупных скидок - "Сибнефть" и "Русал" - не пострадали.
Правительство отказалось резко повышать тарифы МПС, отчего в годовом бюджете министерства образовалась дыра в 40 млрд руб. И Фадеев решил замахнуться на святое - систему индивидуальных тарифных скидок, утвержденную телеграммой Аксененко от 29 декабря 2001 г. Так подтвердился прогноз министра экономразвития Германа Грефа о том, что жесткая тарифная политика государства заставит монополии искать внутренние резервы.
Глава управления железнодорожных тарифов Федеральной энергетической комиссии Андрей Лаврищев подтвердил, что железнодорожники уведомили ФЭК о своем желании отменить часть скидок. Их инициативу уже на этой неделе рассмотрит правительственная комиссия по тарифной политике под руководством вице-премьера Виктора Христенко.
Ревизии подверглись тарифы на те экспортируемые товары, мировые цены на которые в последнее время выросли, говорит глава ЦФТО МПС Салман Бабаев: "Если, например, цена на полиэтилен превысила $500 за тонну, то для производителей нет проблемы заплатить за перевозку до границы полные $50 - 53. Ведь мы должны думать о доле транспортных расходов в себестоимости того или иного продукта".
Так что МПС предлагает отменить спецтарифы на экспортные перевозки полиэтилена и полипропилена, а также метанола с Томского и Тобольского нефтехимкомбинатов, управляемых "СИБУРом". При Аксененко скидки на перевозки этой продукции до границы достигали 40%. Также повысится - с $13 до $17 - тариф на транспортировку минеральных удобрений "Кемеровского азота".
Вице-президент "СИБУРа" по экономике Иосиф Хайцин обещал "Ведомостям" "побороться" с МПС: "Оно руководствуется исключительно узковедомственными интересами. Экспортная цена на нашу продукцию в последнее время не росла. Тариф на перевозку составлял в ней примерно 50% ".
Другая жертва жесткой экономии в МПС - "Евразхолдинг ".
В январе Фадеев уже сэкономил для своего ведомства 40 млрд руб. (11,3 млрд руб. только в 2002 г. ) , отказавшись строить подъездные пути к контролируемым этой компанией Эльгинскому и Чинейскому месторождениям. Теперь по "Евразу" нанесен еще один удар. Железная руда с казахстанского Соколовско-Сорбайского ГОКа будет перевозиться на входящие в холдинг КМК и "Запсиб" по тарифу $9,1 за тонну (льготная ставка составляла $3,9). А тарифы на экспортные перевозки готового проката этих комбинатов до погранпереходов вырастут, по словам Бабаева, в среднем на 15%. Комментариев в "Евразхолдинге" вчера получить не удалось.
Если правительство поддержит Фадеева, примерно на 30% вырастет экспортный тариф для угольщиков Кузбасса. Сегодня уголь перевозится примерно за треть предельной ставки, в результате чего экспорт Кузбасса вырос до 16 млн т в год.
Для некоторых компаний, однако, скидки сохранятся, а иным тарифы могут и понизить. Бабаев говорит, что рассматривает заявку "ЮКОСа", который просит льгот для экспортных поставок мазута с Ачинского, Куйбышевского и Ангарского НПЗ (сегодня 50% -ной скидкой пользуется только входящий в "Сибнефть" Омский НПЗ). Фадеев не предлагает отменить и специальное соглашение между МПС и "Русским алюминием", в соответствии с которым "Русал" экономит, по подсчетам Михаила Селезнева из Объединенной финансовой группы, порядка $35 млн при импорте сырья с Николаевского и Павлодарского глиноземных заводов.
|