Нижегородские ФОКусники, или для кого Валерий Шанцев построил оздоровительные комплексы по завышенной в три раза цене
Сомнительная закупка, в результате которой, как считает эксперт проекта ОНФ «За честные закупки», бюджету Нижнего Новгорода нанесен ущерб более 1 млрд рублей, была выявлена весной 2015 года. Но следственных действий по ней по сей день не предпринимается
Сомнительная закупка, в результате которой, как считает активист проекта ОНФ «За честные закупки» Александра Кулаков, Нижегородскому бюджету нанесен ущерб более 1 млрд рублей, была выявлена весной 2015 года.
«07 октября 2010 года между администрацией Нижегородской области и ЗАО «Волга-Спорт» были заключены три концессионных соглашения №138-П, №139-П, №140-П с дополнительными соглашениями, определяющими порядок финансирования строительства физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) в городе Павлово, городе Лукояново и р.п. Красные Баки Нижегородской области, оформлении построенных объектов в собственность ЗАО «Волга-Спорт», - пишет активист в жалобе на имя главы СК РФ Александра Бастрыкина.
«При этом реальная стоимость ФОКов построенных в г. Лукояново, г. Павлово, р.п. Красных баки возросла с 1 400 000 000 рублей (стоимость трех ФОКов) до 2 551 317 661,3 рублей (стоимость трех ФОКов), т.е. на 1 151 317 661, 3 рублей, что почти в два раза выше обещанной стоимости трех ФОКов по проекту, и почти в три раза выше средней стоимости построенных ФОКов в стране», - отмечает Александр Кулаков.
В Жалобе активист пишет: «Для целей организации финансировании проекта Закрытое акционерное общество «Волга-Спорт» осуществило размещение документарных неконвертируемых процентных облигаций с централизованным хранением на сумму 1 400 000 000 рублей через акционеров и участников своего ЗАО, а именно НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», НПФ «ПРОМАГРОФОНД», и других клиентов ЗАО «Лидер», чьи средства находятся в доверительном управлении компании . Основными видами деятельности ЗАО «Волга-Спорт» на период строительства является осуществление функций заказчика-застройщика, а после окончания строительства ФОКов – эксплуатация ФОКов. Для строительства физкультурно-оздоровительных комплексов были привлечены три строительные организации, выполняющие функции генерального подряда, а именно: ЗАО СК «Декор» (ИНН 5246016088), ООО «Строймост» (ИНН 5260085541, фирма Аверина), ООО «Промгражданстрой» (ИНН 5243019316).
После окончания строительства ФОКов, они были оформлены в собственность ЗАО «Волга-Спорт» (ИНН 5257116711) и 21 декабря 2011 года переданы на срок до 31 декабря 2021 года в аренду городам Лукояново, Павлово и Красные Баки».
Александр Кулаков провел анализ документов в т.ч. официальных годовых и квартальных отчетов ЗАО «Волга-Спорт» и выяснил, что « стоимость арендных платежей Государственных автономных учреждений Нижегородской области по договорам аренды зданий ФОКов в год составляет: 84 060 346,53 + 91 060 529,60 + 80 010 890=255 131 766, 13 рублей, что почти сопоставимо со стоимостью одного ФОКа по России (составляет около 300 млн. рублей)».
Расчеты легли в основу выводов активиста, который полагает, что « почти за пять лет, при таком финансировании через договора аренды, администрация Нижегородской области могла бы самостоятельно построить три ФОКа и сэкономить бюджетные средства на сумму 1 151 317 661, 3 рублей (стоимость арендных платежей выплачиваемых их бюджета области за период с 2012 по 2021 года = 910 605 296 + 800 108 900 +840 603 465.3), не участвуя в сделке концессии и аренде. Эти средства могли и должны быть направлены на строительство еще трех ФОКов, либо иные цели».
Однако, как пишет Александр Кулаков в письме на имя руководителя Следственного комитета РФ, в это же время администрация области провела аукцион на право заключить государственный контракт на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса в р.п. Шаранга стоимостью 362 млн. рублей .
ФОК в г. Павлово Нижегородской области
ФОК в г. Лукояново Нижегородской области
ФОК в р.п. Красные Баки Нижегородской области, стоимость 466 млн рублей
ФОК в р.п. Шаранга Нижегородской области, стоимость 362 млн рублей
« Аукцион выиграло все тоже ЗАО СК «Декор», уже построившее такой же типовой ФОК в р.п. Красные баки по соглашению с ЗАО «Волга-Спорт», но только за 466 млн. рублей. С учетом арендных платежей ГАУ НО «Физкультурно-оздоровительный комплекс р.п. Красные Баки Нижегородской области», фактическая стоимость ФОКа в р.п. Красные Баки для бюджета области стала 800 108 900 рублей, в Павлово - 910 605 296 рублей, Лукояново - 840 603 465.3 рублей! Это факты свидетельствует о том, что деньги у администрации области на строительство ФОКов в Павлово, Лукояново, р.п. Красные Баки – были (указанные ФОКи можно было построить не за 1 год, а за три- четыре года не прибегая к схеме концессии – аренда, что существенно снизило бы затраты на строительство одного ФОКа, учитывая аренду – в среднем с 800 млн. рублей до 450 млн. рублей), и не было ни какой необходимости в заключении указанных концессионных соглашений и кабальных договоров аренды, т.к. это увеличивало стоимость затрат на строительство одного ФОКа практически в два - три раза!» - поясняет Александр Кулаков.
Активист проекта «За честные закупки» считает, что « фирма ЗАО «Волга-Спорт» была выбрана правительством Нижегородской области для заключения концессионных соглашений и в последующем кабальных договоров аренды, не просто так, а по знакомству и предварительной договоренности кого-либо из членов правительства Нижегородской области с руководством и/или работниками данной организации!»
«Так, председателем Совета директоров ЗАО «Волга-Спорт» является бывший руководитель супруги губернатора Нижегородской области Шанцевой Татьяны Владимировны, работавший с ней в Отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе - Сизов Юрий Сергеевич, а директором ЗАО «Волга-Спорт» является сослуживец Шанцевой Т.В. по работе в отделении ФСФР в ЦФО - Ахмадеев Равиль Анварович. Возможно, что именно эти лица вели предварительные переговоры с членами правительства Нижегородской области и возможно с самим Шанцевым В.П. и /или кем-либо другим из членов правительства области о деталях данных сделок и схеме финансирования, оплаты арендных платежей и др. вопросах», - пишет в жалобе эксперт и предполагает, что «заключение 07 октября 2010 года между администрацией Нижегородской области и ЗАО «Волга-Спорт» трёх концессионных соглашений №138-П, №139-П, №140-П с дополнительными соглашениями, определяющими порядок финансирования строительства ФОКов в Павлово, Лукояново и р.п. Красные Баки Нижегородской области, оформление построенных объектов в собственность ЗАО «Волга-Спорт» и последующая сдача ФОКов в аренду ГАУ НО прикрывает иную сделку – сделку долгосрочного финансирования строительства, осуществленную с целью получения для других заинтересованных лиц (знакомых супруге Шанцева В.П. и, возможно, Шанцеву В.П. и /или другим членам правительства области) выгоды имущественного характера, сопряженную с нарушением необходимых закупочных процедур, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства, причиняет ущерб казне области и содержит признаки преступления предусмотренного ч.2 ст. 285 УК РФ, т.к. реальная стоимость ФОКов построенных в городе Лукояново, городе Павлово, р.п. Красных баки возросла с 1 400 000 000 (стоимость трех ФОКов) до 2 551 317 661,3 рублей (стоимость трех ФОКов после заключения кабальных договоров концессии и аренды), т.е. на 1 151 317 661, 3 рублей, что почти в два раза выше обещанной стоимости трех ФОКов по проекту, и почти в три раза выше средней стоимости построенных ФОКов в стране.
Но в этой истории есть еще одна любопытная сторона.
Активист проекта подготовил и направил обращения, как и полагается в данном случае, в правоохранительные органы Нижегородской области, в том числе одно из них вручил на личном приеме новому руководителю следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области А.П. Виноградову. Однако, как пишет позже в жалобе на имя Александра Бастрыкина активист, 15 мая 2015 года получил решение Виноградова А.П. об отказе в регистрации своего сообщения о преступлении в книге регистрации сообщений о преступлениях и отказе в проведении процессуальной проверки.
А 2 июля 2015 года оперуполномоченным отделения №5 отдела ЭБ и ПК УМВД России по г. Нижнему Новгороду капитаном полиции Шаевым Д.Ю. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Надзирающий прокурор отменил позже постановление оперуполномоченного, но расследования, как сообщает активист, до сих пор не проводятся. Как понимать действия следственных органов и органов дознания, если учесть, что в соответствии с частью 4 статьи 7 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя и судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными, основанным на исследованных материалах с проверкой доводов, приведенных заявителем?
То есть, как поясняет Александр Кулаков, в результате никаких законных действий по поводу закупки предпринято в регионе не было: ни проверок по дальнейшему движения суммы поступивших на расчетные счета ЗАО «Волга-Спорт» в качестве арендных платежей, ни запросов в кредитные организации о получении развернутых выписок (с указанием, даты, суммы, назначения платежа, ИНН, названия и номера расчетного счета контрагента) по расчетным счетам ЗАО «Волга-Спорт» и расчетным счетам ГАУ НО «ФОК р.п. Красные Баки», ГАУ НО «ФОК г. Лукоянов Нижегородской области», ГАУ НО «ФОК г. Павлово Нижегородской области»; ни получения копий актов выполненных работ, платежных и др. документов от организаций построивших указанные ФОКи; ни проведения опросов работников данных организаций по полученным документам.
А ведь положения статьи 7 УПК РФ не предоставляют дознавателю, оперуполномоченному, следователю и судье возможность игнорировать или произвольно отклонять доводы, изложенные заявителем в заявлении о совершении преступления, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в удовлетворении заявленных требований. То есть фактически следственные органы Нижегородской области, говоря языком закона, «причинили ущерб конституционным правам, законным интересам заявителя и затруднили доступ заявителя к правосудию».
Вот почему активисту проекта «За честные закупки» Александру Кулакову пришлось написать письмо на имя Бастрыкина и приложить то самое решение об отказе.
Но, как выясняется, с ФОКами в Нижегородской области вообще очень интересная история. И давняя. Так, в независимых СМИ в мае 2014 года не раз сообщалось о странностях по конкурсам на проектирование стадиона для ЧМ-2018 года - его выиграла не та фирма, которая предложила меньшую цену.
По некоторым данным, строить стадион для ЧМ-2018 года собиралась фирма, которая аффилирована с теперь уже бывшим заместителем губернатора Антоном Авериным. Кстати, работы по строительству фоков в Краснобаковском,Лукояновском и Павловском района области осуществлены ЗАО СК "Декор", ООО "Промгражданстрой" и ООО "Строймост". А ООО "Строймост" в свое время и контролировал Антон Аверин.
Напомним, что "на судебном процессе летом 2014 года по делу Аверина была доказана взаимосвязь Антона Аверина и ООО «Строймост». С 2008 года собственником «Строймоста» была Людмила Старова, которая с 1997 года шла по жизни всё время рядом с Антоном Авериным. В 2011 году она, контролируя многомиллиардные оборотные средства, вдруг уступила долю в 50% офшорной компании из Кипра «Харена Трейдинг Лимитед», а потом и долю в 90 процентов. Уставный фонд «Строймоста» составляет примерно 18 тысяч рублей. Это означает, что Старова практически бесплатно уступила, точнее, подарила контроль над суперуспешной и суперприбыльной фирмой конечному бенефициару кипрского офшора «Харена Трейдинг Лимитед» Вере Тихоновой – теще Аверина, писало ранее "Зеркало". По всем «законам рынка» это означает, что Старова банально играла роль зицпредседателя Фунта из «Золотого теленка». Она выполняла команды Антона Аверина".
Кстати, сейчас именно Старова является единственным учредителем ООО «Строймост».
В одной из телепередач 2014 года депутат Госдумы Александр Хинштейн раскрыл «секрет Полишинеля» в Нижнем Новгороде:
В общем-то, комментарии излишни. Осталось дождаться ответа из СК РФ, и очень хочется верить, что он будет отличаться от решения регионального следственного комитета.