Финансовые аналитики в России сосредоточенно обсуждают причины и возможные последствия падения стоимости рубля. Резкое падение стоимости других мировых валют, - турецкой лиры, аргентинского песо, южно-африканского рэнда, или венгерского форинта, - их пока не очень сильно волнует. Финансовые аналитики в России говорят: падение рубля долго не продлится, через пару месяцев он вновь окрепнет и вернётся к цене в районе 33 рублей за доллар.
Будем надеяться, что всё так и будет. Потому что прогнозы мировых финансовых аналитиков, которые кладут рубль в одну виртуальную корзину с лирой, песо и рэндом, - не такие радужные. Эти аналитики уже окрестили происходящее «кризисом развивающихся рынков» и расценивают его как третью волну мирового финансового кризиса, который разразился в 2008 году. «Добро пожаловать в кризис развивающихся рынков», - не сговариваясь написали несколько американских финансовых аналитиков.
«Кризис развивающихся рынков» приобрел резкую форму сразу после недавнего решения Центробанка США - Федеральной резервной системы - каждый месяц сокращать на 10 миллиардов долларов «финансовое стимулирование» американской экономики. На практике это означает, что американская экономика крепнет, безработица падает, долларов стали печать намного меньше и из-за всех этих причин доллары подорожали. Президент Барак Обама 28 января в своем ежегодном Обращении к нации не забыл этим похвалиться. «Первый раз больше чем за десятилетие лидеры бизнеса всего мира заявили, что Китай больше не является страной №1 для инвестиций. Америка стала такой страной» - сказал Обама. А как раз первое за почти двадцать лет замедление темпов роста экономики Китая называется второй причиной «кризиса развивающихся рынков». Чтобы удержать свои валюты от дальнейшего падения Центральные банки Турции и Южно-Африканской Республики значительно повысили процентные ставки по кредитам. Но пока что это помогает мало, валюты этих стран продолжают стремительно дешеветь.
Предысторию происходящего доступно объясняет главный финансовый корреспондент «Нью-Йорк таймс» Флойд Норрис. Он пишет, что «широко распространившуюся озабоченность по поводу развивающихся рынков, а инвесторы также нервничают по поводу Бразилии, Индии, Индонезии, Тайланда, Тайваня и Малазии, и ряда других стран, можно в какой-то степени понять исходя из того факта, что во время кредитного кризиса в индустриально развитых странах, который разразился в 2008 году, рынки развивающихся стран были очень перспективными и надежными». Во многих из этих стран были накоплены большие запасы иностранной валюты и их рост привлекал иностранных инвесторов.
Когда в эти страны пришли иностранные инвестиции, это подтолкнуло рост стоимости местных активов. И этот рост привлек дополнительный капитал. В результате местные валюты подорожали и развивающиеся страны начали покупать всё больше товаров за рубежом, а их собственная промышленность теряла конкурентоспособность. Дефицит их торгового баланса возрастал, но это никого не волновало, поскольку инвестиции продолжали поступать.
Когда финансовый цикл стал менять направление, и для инвестиций стала привлекательной Америка, инвесторы, которые только недавно торопились вкладывать в развивающиеся страны, неожиданно стали требовать возврата средств. Насколько это опасно для страны, зависит от того в какой форме пришли в неё инвестиции. Прямые иностранные инвестиции в строительство заводов или покупку местных компаний нельзя быстро и просто отозвать. Но банковские депозиты можно быстро ликвидировать и легко можно продать акции, купленные на местных биржах. Самые сложные проблемы могут возникнуть у тех, кто предоставил иностранцам краткосрочные кредиты, они могут пострадать больше всего, - пишет Флойд Норрис.
«Нью-Йорк таймс» рассказывает о шести индикаторах надежности инвестиционных рынков разных стран, которыми в данный момент пользуется известная канадская фирма по управлению крупными частными инвестициями «Глушкин Шефф»: большой дефицит торгового баланса страны, большой приток иностранных инвестиций в страну с 2010 по 2012 годы, относительно высокий уровень инвестиций в основной капитал предприятий, замедление экономического роста, растущая инфляция и слабый рост производительности труда. Восемь развивающихся стран имеют по крайней мере четыре негативных показателя из этой шестерки: Бразилия, Индия, Индонезия, Турция, Тайланд, Тайвань, Россия и Малазия.
Глава Центрального банка Индии Рагурам Раджан в конце января тоже значительно повысил процентные ставки по кредитам, хотя индийская рупия пока остается более-менее стабильной валютой. В недавнем прошлом Рагурам Раджан служил главным экономистом Международного валютного фонда, он автор финансового бестселлера «Ошибочные линии» и сейчас один из главных гуру в международном финансовом мире. Поэтому его резкое заявление по поводу «кризиса развивающихся рынков» цитируют многие газеты мира. Раджан заявил, что решение Федрезерва США о сокращении финансовой помощи американской экономике не учитывало интересы других стран «Большой двадцатки» и разрушило мировую систему финансового сотрудничества. По его мнению, развивающиеся страны очень много сделали для преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года и индустриальные страны «не могут сейчас умыть руки» от решения их проблем. Развивающиеся страны очень много потратили средств на монетарные и фискальные меры для сдерживания инфляции, снижения дефицита государственных бюджетов и борьбу с безработицей. То есть на все то, о чем договаривались между собой министры финансов и главы Центральных банков стран «Большой двадцатки». И если сейчас индустриально развитые страны не помогут преодолеть «кризис развивающихся рынков», то в мировой финансовой системе может наступить хаос, который приведет к непредсказуемыми последствиями, - заявил Рагурам Раджан.
«Слова господина Раджана могут иметь значение, поскольку именно его усилиями Индия восстановила доверие международных инвесторов к своим рынкам», - пишет крупнейшая мировая финансовая газета «Файненшел Таймс».
|