политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Экономика »



Подземные реки московского бюджета

FLB: Почему столичное метро начинают строить еще до проектирования и платят за него дважды?

Версия для печати
Сохранить статью

Как распределять казенные деньги между частными подрядчиками в обход законодательства о госзакупках и других регулирующих норм? Способ есть, -
пишет Наталья Кузнецова в журнале “Компания” №34 (767). - Для этого, скажем, нужно создать акционерное общество, которое станет играть роль "прокладки" между госбюджетом и подрядчиками. Если эта компания сумеет каким-то образом получить сразу все деньги на какой-то крупный проект, дело сделано - она сможет достаточно свободно распределять бюджеты между подрядчиками, не заморачиваясь процедурами, обязательными для государственных учреждений. Надо только придумать, под каким предлогом передать бюджет "прокладке", но при должном умении это не столь сложная задача.
Похоже, именно к такому способу распределения госденег прибегли столичные чиновники, отвечающие за строительство метрополитена.

За три недели до выборов мэра Москвы власти отдали полтриллиона рублей на проектирование и строительство метро муниципальному проектному институту "ОАО "Мосинжпроект". Ни "Мосинжпроект", ни его новый гендиректор Константин Матвеев никогда не строили метро. Но получили заказ, "опережающий" на 200 млрд руб. трехлетний бюджет метростроек, на который приходится около 300 млрд руб. Фантастика, правда?




С суперофертой очень торопились. Конкурс объявили 31 июля, а 12 августа уже был известен победитель. Если бы проводился полноценный конкурс на генподрядчика по строительству метро, то только на его организацию ушло бы не менее полугода, как это происходит при реализации крупных дорожных проектов. Но власти спешили распределить бюджет до выборов. Чтобы заказ гарантированно достался "Мосинжпроекту", заказчик, ГУП "Мосметрополитен", выдвинул требование для соискателя: иметь годовой оборот в 40 млрд руб. Никто из метростроителей подобным оборотом похвастаться не может. Даже у "Мосметростроя", старейшей метростроительной компании страны, он примерно вдвое меньше.

Но такая выручка впервые за всю историю появилась у "Мосинжпроекта" в прошлом году. Если при мэре Юрии Лужкове в 2010 г. был 837 млн руб., то по итогам 2012 г. уже больше 44 млрд руб. Рост за два года более чем в 52 раза! Как такое могло случиться? – задается отнюдь не риторическим вопросом автор публикации в журнале «Компания».

Откуда миллиарды у "Мосинжпроекта"?

"Мосинжпроект" существует с 1958 г. В течение всей своей истории он был проектным институтом, в основном проектируя инженерные сети. В компании работают около 1500 человек, в собственности два офиса - в Девяткином и Сверчковом переулках, в районе Покровки. До 2010 г. институт был государственным унитарным предприятием. В 2010 г., при Юрии Лужкове, ГУП было акционировано и стояло в планах на приватизацию. Когда правительство Москвы возглавил Сергей Собянин, жизнь "Мосинжпроекта" резко изменилась. Он начиная с 2011 г. стал получать заказы на проектирование и техзаказ на все ключевые дорожные стройки Москвы, а с 2012 г. еще и на проектирование метро. Так, в портфеле "Мосинжпроекта" оказался заказ на 14 вылетных магистралей и МКАД. Плюс институт впервые за свою историю занялся строительством метро.

Раньше метро в Москве проектировал "Метрогипротранс". Эта компания спроектировала 300 км линий столичной подземки, в прошлом году ее выручка составляла 4,3 млрд руб. На данный момент она частная, принадлежит Валерию Абрамсону и Артуру Минцу, и, наверное, поэтому весь госзаказ был передан столичной структуре.

Как "Мосинжпроект" смог освоить выделенные ему в прошлом году 44 млрд руб.? Об этом можно прочесть в отчете компании. 9,46 млрд руб. ушло на проектные работы, то есть на профильную для института деятельность, 35 млрд руб. - на строительство и техзаказ (контроль, прием стройки). Но оказывается, что собственными силами "Мосинжпроект" построил только на 1,26 млрд руб. При этом, что именно построено, не расшифровывается. Упоминается несколько станций метро, например на Таганско-Краснопресненской линии: "Выхино" - "Лермонтовский проспект" - "Жулебино". Но здесь работы вел "Бамтоннельстрой".

Получается, что компания функционирует не как строитель, а как распорядитель миллиардов бюджетных средств, которые она получалает от ГУП "Мосметрополитен". "Мосинжпроект" единолично определяет, кто будет строить метро, а кто – нет. То есть выбор подрядчика для того или иного участка работ происходит и будет происходить не в результате конкурентной борьбы метростроительных компаний, жесткого конкурсного отбора, при котором выявляется победитель с лучшим предложением цены и качества, а так, как захотело руководство института и строительного комплекса правительства Москвы. Почему именно "Мосинжпроекту" было поручено распоряжаться миллиардами?
На вопрос "Ко", сколько километров метро и инфраструктуры "Мосинжпроект" спроектирует и построит самостоятельно в новом госзаказе, его топ-менеджмент отвечать отказался, посоветовав обратиться к руководству строительного комплекса.

В годовом отчете "Мосинжпроекта" написано, что со второй половины 2011 г. институт выполняет функции заказчика-генерального подрядчика при строительстве 9 линий метрополитена общей протяженностью 54,6 км, 26 станций и 6 депо стоимостью 360 млрд руб. Это огромная сумма. Она, скажем, превосходит стоимость трехлетнней адресно-инвестиционной программы правительства (АИП) Москвы на 2012-2014 гг. (47 км метрополитена, 21 новая станция, 340 млрд руб.). То есть еще до победы в августовском суперконкурсе "Мосинжпроект" был уверен в выигрыше. Правда, цифра в годовом отчете оказалась даже преуменьшенной: благодаря августовскому тендеру сумма проходящего через институт заказа выросла до 556 млрд руб. При этом, если сравнить те цифры, которые стоят в годовом отчете, и те, что получились после тендера, то мы увидим странную вещь: объемы работы выросли примерно на четверть (на 7 новых станций и 14 км линий), а смета стройки увеличилась более чем в 1,5 раза (на 200 млрд руб). Параллельно с этими событиями в институте появилось новое руководство.

Татарский десант

В феврале 2013 г. в "Мосинжпроекте" поменялся директор. На смену 61-летнему Геннадию Рязанцеву, работавшему здесь с 1969 г., пришел Константин Матвеев, являющийся, как и глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин, выходцем из Татарстана. Там Матвеев работал генеральным директором ООО "Нефтегазинжиниринг", компании, специально созданной для возведения нефтеперерабатывающего предприятия "Танеко" в Нижнекамске. В это время Марат Хуснуллин был министром строительства в правительстве Татарстана и курировал стройку. Но Константин Матвеев никогда не руководил ни метростроительными, ни дорожностроительными компаниями.

Геннадий Рязанцев, впрочем, не ушел на пенсию, а стал директором филиала института "Мосинжпроект", который теперь, собственно, и будет заниматься проектно-изыскательскими работами. А в совет директоров "Мосинжпроекта" вошли люди Хуснуллина. Это Рафик Загрутдинов, сейчас - первый зам Хуснуллина в правительстве Москвы, а ранее в Министерстве строительства и ЖКХ Татарстана; Ирина Романенко, первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики Москвы (работает с Хуснуллиным с 1997 г., с "Ак Барс Инвеста"); Владимир Швецов, заместитель руководителя департамента по строительству метро и транспортной инфраструктуры, шесть лет проработавший в правительстве Татарстана министром транспорта и дорожного хозяйства (в то самое время Хуснуллин был министром строительства, ЖКХ и архитектуры).

Подобное поведение - фирменный стиль работы 47-летнего Марата Хуснуллина. У себя на родине в Татарстане через близких ему людей в советах директоров он контролировал все ключевые госкорпорации, связанные со строительством. Сегодня "Мосинжпроект" напоминает "Татстрой", который при Хуснуллине строил 1 млн кв. м в год, а с его уходом превратился в банкрота. Разница лишь в том, что "Татстрой" занимался жилищным строительством, а "Мосинжпроект" распределяет заказы на метро и дорожное строительство.

Строим без проекта, проектируем до тендера

Годовой отчет "Мосинжпроекта" показал, что победа института в супертендере была запланирована еще до того, как супертендер объявили, - полагает журналист Наталья Кузнецова. - Подобные чудеса обнаруживаются и в процессе освоения "Мосинжпроектом" выделенных ему бюджетов. В частности, некоторые работы начинают выполняться еще до того, как на их выполнение объявляются формальные конкурсы.

Первая по времени задача, стоящая перед "Мосинжпроектом", - продление Сокольнической линии и строительство станций метро "Румянцево" и "Саларьево". "Мосинжпроект" отдал этот проект на субподряд "Мосметрострою" Андрея Бокарева. И случилось чудо! К 18 августа, спустя всего шесть дней после объявления итогов супертендера, станции "Румянцево" и "Саларьево" (вместе с ТПУ) были уже спроектированы. Генеральный директор проектировщика ПКБ "Инжпроект" (входит в "Мосметрострой") Михаил Поляков рассказал об этом в корпоративной газете "Метростроевец", вышедшей 18 августа. Спроектировать две станции за шесть дней нельзя, на это требуются месяцы.

В департаменте строительства правительства Москвы на вопрос "Ко", как удалось спроектировать станции "Румянцево" и "Саларьево" за шесть дней после вскрытия конвертов по супертендеру, ответили, что проектирования не было. По этим двум станциям НИИиПИ Генплана вел предпроектные работы по корректировке трассировки и посадке станций на основе данных 1990-х гг. При этом в департаменте уточняют, что собственно проектные и изыскательские работы будут начаты только после того, как "Мосинжпроект" подпишет с "Мосметростроем" договор о проектировании. Но, по словам Михаила Полякова, уже не только готовы все инженерные решения по линиям и станциям метро, но и ясен планировочный и архитектурный облик станций. Так, сами перронные залы станции "Румянцево" будут живой торговой улицей, потолок стилизуют под навес, а расположенные под ним лампы создадут эффект сияния солнца. Столь же красочно господин Поляков живописал и станцию "Саларьево". Таким образом, архитекторы "Мосметростроя", а не НИИиПИ Генплана делали проект, причем вышли из стадии предпроектирования, поскольку обсуждали такие детали, как форма потолка, лампы и прочие элементы декора.

Налицо парадокс. Еще раньше, до всяких тендеров, проектировщики "Мосметростроя" фактически спроектировали станции и наверняка получили за это деньги. А теперь на эти якобы не выполненные работы будет заключен контракт, и, по странному совпадению, с "Мосметростроем". Объяснить эту ситуацию ни в ГУП "Метрополитен", ни в "Мосинжпроекте" не могут. Департамент строительства отрицает сам факт этих работ. Субподрядчик "Мосметрострой" от комментариев отказывается. Между тем есть основания предполагать, что деньги на проектирование двух станций выделяются дважды - один раз, когда проектирование было фактически выполнено, и второй раз теперь, когда проектирование должно состояться "официально". Кстати, предварительная цена этой стройки - 11 млрд руб., ну а стоимость проектирования - это десятки, а то и сотни миллионов рублей.

Но и это не все. Уже 1 августа, за две недели до появления итогов супертендера и за 18 дней до завершения работ по проектной документации, тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) "Лия" фирмы Herrenknecht был установлен в котловане будущей станции "Тропарево" и начал проходку первого перегонного тоннеля до станции "Румянцево". Об этом рассказали департамент строительства Москвы и "Мосметрострой" 1 и 2 августа соответственно. На вопрос "Ко", почему строительные работы по проходке до станции метро "Румянцево" стартовали до появления проектной документации, руководитель пресс-службы департамента строительства Байрта Китинова сообщила, что "проходка перегонного тоннеля началась с устройства монтажных камер для ТПМК на площадках станций "Тропарево" и "Саларьево". То есть факт строительных работ до появления проекта никто не отрицает. О том, что идет строительство линии метро к станции "Румянцево", знает и Владимир Жидкин, глава департамента развития новых территорий правительства Москвы, о чем он сообщил "Ко". Между тем строительство без проекта является нарушением Градостроительного кодекса.

"Нельзя начинать строительные работы без проектной документации. При этом проектная документация в отношении объектов метрополитена подлежит государственной экспертизе, так как метрополитен относится к особо опасным, технически сложным, уникальным объектам, и после положительного решения госэкпертизы выдается разрешение на строительство", - поясняет Алексей Коневский, партнер, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства "Пепеляев Групп".

"Вы не умеете считать и строить дешево"

На вопрос "Ко", почему решено отдать проектирование и реализацию столь гигантского заказа (69 км метро с инфраструктурой стоимостью 556 млрд руб.) в руки одной компании - "Мосинжпроекта", временно исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин ответил: "Когда начинали программу строительства метро, брали отдельные куски, отдавали отдельным подрядчикам на проектирование и строительство. Километр неглубокого заложения получался 6 млрд руб., глубокого заложения - 10 млрд руб. А в соответствии с программой, с задачами, которые поставил мэр, метро не должно стоить больше 4,5 млрд руб. за километр. Это та цена, за которую мы можем гарантированно построить тот объем метрополитена и станций, который необходим городу. Рыночный игрок в данном случае не заинтересован экономить, он заинтересован больше заработать. А так как "Мосинжпроект" на 100% принадлежит Москве, то и прибыль кампании останется в программе и пойдет на строительство метро".

По какой процедуре метростроители получали подряды два года и год назад? Власти хранят молчание. А происходило это так: деньги распределяло ГУП "Московский метрополитен". Его уставный капитал с 2011 г. увеличивался дважды: в июне 2011 г. на 11,2 млрд руб., в марте 2012 г. на 55,778 млрд руб. специально для строительства метро. А затем эти деньги шли метростроителям через "Мосинжпроект". При таком способе просто не было конкуренции между компаниями за строительство.



И сейчас, когда предполагается проложить 69 км за 556 млрд руб., цена 1 км метро превышает 8 млрд руб., что явно больше искомых 4,5 млрд руб. Конечно, в эту цену входит 33 станции, депо, 33 транспортно-пересадочных пункта. Но площади ТПУ неизвестны, а сами они будут включать не только сопутствующие кафе и магазины, но и конгресс-холлы, гостиницы, концертные залы и даже музеи. Площадь их в документах тендера не была прописана, а целесообразность ни с кем не обсуждалась. Таким образом, непонятно, из чего складывается цена 1 км метро, и при таком проекте она остается завышенной.

"Эта гигантская оферта "Мосинжпроекта" выглядит коррупционной из-за того, что при формировании заказа не соблюдены рыночные процедуры 94-ФЗ, который предполагает проведение открытых конкурсов на объекты госзаказа", - констатирует генеральный директор аналитической компании Infranews Алексей Безбородов.

По мнению Марата Хуснуллина, "у российских метростроителей нет опыта работы в крупных проектах строительства метро, когда заранее невозможно точно предвидеть стоимость, например, перекладки коммуникаций, затраты на освобождение территории. Поэтому для того, чтобы построить такой крупный объект, как метро, необходимо было выбрать оператора, который смог бы взять на себя ответственность за весь комплекс работ. Такое решение обеспечивает необходимую скорость строительства и экономию бюджетных средств. К сожалению, никто из рыночных игроков к этому оказался не готов - беспрецедентный уровень сложности проекта и очень большие риски".

Но опыт, имеющийся у "Мосинжпроекта", ничем не превосходит опыт его конкурентов из "Метрогипротранса" или опыт самих метростроителей. А цена не становится ниже. Такой опыт есть у крупных международных компаний, которые можно было бы привлечь для экспертизы и консультаций. Но этого до сих пор не произошло», - полагает журнал «Компания».

Ранее на FLB о скандалах вокруг Московского метрополитена: “Кабельная непроходимость” Московского метрополитена”, “Огни Москвы горят из-под земли”, «Шипиловские» контрафакты Московского метрополитена», «Инновации» метрополитена отправляются в оффшор», «Гаев ушел, а патент остался. В семье», «Финансовые тайны Метростроя», “Триллионная растрата под землёй” , «К московским «потокам» зайдут из-под земли».

Основные объекты проектирования и строительства метро по супертендеру

Наименование объекта метростроения

Сроки и мощность к вводу

Сокольническая линия "Румянцево" - "Саларьево"

ввод 2014 г., 1,9 км 1 станция

Западный участок ТПК "Хорошевская" - "Кунцевская"

ввод 2016 г., 9 км, 3 станции

Северо-Восточный участок ТПК "Нижняя Масловка" - "Авиамоторная"

ввод 2016 г., 10,1 км, 5 станций

Калининско-Солнцевская линия "Раменки" - "Новопеределкино"

ввод 2017 г. 12 км, 6 станций

Восточный участок ТПК "Каширская" - "Нижегородская улица"

ввод 2017 г., 10 км, 4 станции

Юго-Западный участок ТПК "Проспект Вернадского" - "Кунцевская"

ввод 2018 г., 7,4 км, 3 станции

Южный участок ТПК "Каховская" - "Проспект Вернадского"

ввод 2018 г., 7,1 км, 3 станции

Хордовая линия вдоль Калужского шоссе на территории Большой Москвы (Парламентский центр, район "Коммунарка")

ввод 2019 г., 12,5 км, 5 станции

26.09.2013



Обзор FLB
FLB

В начало статьи

Из досье FLB

Собянин Сергей Семенович

 - мэр Москвы
бывш. вице-премьер правительства РФ, ранее глава администрации президента РФ
30.10.2017  «Стена скорби»: памятник не для лабутенов и катания на скейте
18.09.2017  Минэкологии потребовало ликвидировать незаконные свалки в Люберцах
10.09.2017  Собянин уволил главу управы за видео
31.08.2017  Финансовый «задник» Кирилла Серебренникова
26.08.2017  Всероссийская акция «Ночь кино» планирует собрать более 600 тысяч зрителей по всей стране
Собянин Сергей Семенович, все статьи»»

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Наш твиттер


Контекст

»

Кто ответит за тепло?


Министерство строительства и ЖКХ внесло законопроект о прямой оплате услуг ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие компании. Причина – задолженность в 250 млрд рублей. Эксперты разделились во мнении

»

50 000 человек подписали петицию против вырубки и экспорта российского леса в Сибири


Движение «Приангарье – наш дом»: «Мы из вырубленного леса ничего не строим и не производим. Всё отправляем на экспорт. Все цивилизованные страны мира ввели мораторий на вырубку леса. И даже Китай, ради которого мы так нещадно вырубаем свой лес».

»

Система «Платон» против нелегальных свалок


Правительство России подготовило проект поправок, которые позволят системе «Платон» отслеживать мусоровозы и препятствовать созданию нелегальных свалок.

»

200 и 2000. В России появились новые купюры


С сегодняшнего дня, с 12 октября в России появились новые банкноты, достоинством в 200 и 2000 рублей. Первыми новые купюры возьмут в руки жители Москвы, Крыма и Дальнего Востока

»

Автодорожная арка весом 5.5 тысяч тонн «приплыла» к Керченскому мосту


Информационный центр «Крымский мост»: «Плавучие опоры ранним утром вышли из керченской технологической площадки и сейчас находятся на фарватере Керчь-Еникальского канала»

»

Депутаты Государственной думы против сокращения расходов бюджета на гранты Президента РФ


Депутаты выступили против предложения правительства сократить на 3 млрд расходы на президентские гранты


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия